Цель: - расширение экологического кругозора дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность (экспериментирование с водой);
- закрепление знаний детей о планете Земля: реках, морях, океанах, озёрах, родниках; значении воды в жизни человека, некоторых свойствах воды (течёт, разливается, не имеет цвета и запаха, не имеет вкуса, не имеет формы);
- дать элементарные представления о круговороте воды в природе;
- научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно охранять;
- воспитывать бережное отношение к чистой воде, экологическую культуру;
- развивать логическое мышление, связную речь, образность речи в дидактических и словесных играх;
- закрепить умение участвовать в подвижных играх, развивать двигательные умения, координацию движений, повеселить, порадовать детей.
Материал и оборудование: ширма, куклы Дождик, бабушка Федора, Снежная Королева, аудиозапись «шум ручья, голоса птиц», зонтик, пиала(чашка) с водой, посуда, ведёрко с талой водой, платочек, замороженные цветные льдинки; вёдра, стаканы, ложки для конкурса «Перенеси воду», карточки к игре «Сложи картинку», картинки с изображением солнышка, тучки, обручи, для эксперимента: баночки с талой водой, стаканы, бумажные фильтры, вата, салфетки, активированный уголь, медали «Юному защитнику природы».
Ход: Дети сидят на стульчиках полукругом, перед ними – ширма.
В-ль: - Ребята, я хочу пригласить вас сегодня отправиться в гости к Солнышку. Закройте глаза, представьте, что наступила настоящая весна.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою. (Звучит аудиозапись «Шум ручья, голоса птиц»)
На ширме появляется игрушка – Дождик.
Дождик: - Здравствуйте, ребята! Я – весенний дождик, очень звонкий, очень быстрый. Я решил забежать к вам на праздник. Я очень люблю играть, веселиться и хочу с вами поиграть. А вы хотите поиграть со мной? Я принёс вам волшебный зонтик. Вы будете передавать его по кругу и называть, где в природе можно встретить воду.
Словесная игра «Где в природе есть вода?»
Дождик: - Молодцы, ребята! А я для вас ещё одну игру приготовил. Только в этой игре вам надо быть очень аккуратными и не разлить воду. Передавайте чашку с водой друг другу и называйте, какая вода.
Словесная игра «Назови признак»
В-ль: - Молодцы, много слов назвали и воду не пролили.
Дождик: - Молодцы, ребята! А мне пора бежать. Я очень любопытный и очень люблю путешествовать. А чтобы вы продолжили своё путешествие и знали, куда двигаться дальше, я оставлю вам мелодию ручейка. Она укажет вам путь. До свидания, ребята!
В-ль: - Давайте и мы отправимся вслед за ручейком в путешествие. Беритесь за руки и вставайте друг за другом. Вот какой длинный ручеёк у нас получился. (Звучит аудиозапись, дети бегут змейкой)
Физкультминутка «Ручеёк»
- Наш ручеёк бежит, петляет, на пригорки поднимается, в овражки спускается. Смотрите, ручеёк привёл нас к домику бабушки Федоры. (Дети садятся на места. На ширме появляется бабушка.)
Федора: - Здравствуйте, ребята! Вы ко мне пожаловали? Милости просим, гости дорогие! А я теперь не грязнуля! Смотрите, сколько посуды я перемыла!
В-ль: - А чем же ты, Федора, мыла посуду?
Федора: - Как чем? Водой. Я её сама наколдовала.
В-ль: - А ты умеешь колдовать?!
Федора: - А вот сами смотрите: набрала я полное ведро снега, оставила его в комнате, накрыла платком, а потом подняла платок, а там…
В-ль: - Дети, что в ведре увидела Федора? (Ответы детей)
Федора: - А вы откуда знаете? Вы что тоже умеете колдовать?
В-ль: - Дети это знают потому, что это никакой не фокус и колдовать ты не умеешь. Ребята, подскажите Федоре, что случилось со снегом? (Ответы детей)
- Дети, а можно ли такой талой водой мыть посуду или употреблять её в пищу? Какую воду можно пить и использовать для своих нужд? (Ответы детей)
- Конечно, людям требуется не любая вода, а только чистая. Но её остаётся всё меньше и меньше. В водоёмы сливаются сточные воды заводов, фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. От загрязнения страдает всё живое. В реках, озёрах, морях погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязнённая вода вредна для здоровья человека. В ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии.
- Что нужно делать, чтобы сохранить наши реки и озёра чистыми? (Ответы детей)
- Верно, чтобы очищать сточные воды, строят очистные сооружения. В них загрязнённая вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают.
- Давайте сегодня мы с вами поэкспериментируем и произведём очистку талой воды. Подойдите к своим столам и расскажите, что стоит у вас на столе. (Дети подходят к столам и рассказывают)
Экспериментирование «Очистка воды»
- Ребята, какой вывод можно сделать из этого опыта? Что лучше всего очистило воду? (Ответы детей)
Федора: - Вот это да! Я, оказывается, могла заболеть. Уж теперь-то я не поленюсь: до колодца схожу, да водицы принесу. (Уходит)
В-ль: - Ребята, а в чём можно принести воду? (Ответы детей)
Конкурс «Перенеси воду»
- Ребята, а нам пора продолжить наше путешествие. (Дети берутся за руки и бегут змейкой под музыку)
- Смотрите, ручеёк привёл нас в Царство Снежной Королевы. (Дети садятся на места, на ширме появляется кукла Снежная Королева)
Сн. Королева: - Вы попали в Царство Снежной Королевы. У меня здесь всё из снега и льда. Я даже воду заморозила, чтобы она не убежала и превратила её… (дети: - в лёд!). Верно, в разноцветные льдинки. Смотрите! (Показывает) Я и ваш ручеёк заморожу, если вы не поможете мне!
В-ль: - Погоди, Снежная Королева, расскажи, как мы тебе можем помочь?
Сн. Королева: - Мои цветные льдинки рассыпались, помогите мне их собрать!
Конкурс «Сложи картинку»
В-ль: - Ребята, расскажите, что у вас получилось? Какие водоёмы вы сложили? (Ответы детей)
- Послушайте мою загадку:
Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тут ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну, конечно, это … (солнце).
- Ребята, а кто из вас загадку загадает? Ребёнок загадывает загадку:
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печёт? (Солнце).)
- Смотрите, вот и Солнышко появилось. Оно хочет тоже с вами поиграть.
Словесная игра «Четвёртый лишний»
- Волга, Упа, Ока, Чёрное море;
- Байкал, Красное море, Чёрное море, Белое море;
- Тихий океан, Северный Ледовитый, Атлантический, Москва-река;
- карась, щука, лещ, свиристель (дети объясняют свой выбор).
В-ль: - Солнышко ясное, солнышко красное пригревало всё теплее, всё жарче становилось и … что случилось с нашим ручейком? Да, он испарился, он исчез. Но не будем переживать! Он невидимым паром поднялся вверх и превратился там в лёгкое облако, состоящее из множества капелек и крошечных льдинок. Из облака вода снова возвратится на землю в виде дождя, снега или града.
Подвижная игра «Солнышко и дождик» (с обручами)
- Ребята, давайте вспомним, где мы с вами сегодня побывали? Что нового интересного вы узнали? Чему научились? Как надо беречь воду? Почему её нужно беречь? (Ответы детей)
Дети читают стихотворения:
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без … (воды!)
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда
И будет оставаться в них навеки
Чистейшая, прозрачная вода!
В-ль: - Ребята, вы сегодня все были молодцы! Разрешите вручить вам дипломы и почётные медали юных защитников природы (вручение дипломов и медалей).
|