«Звук «Ц». Твёрдые – мягкие согласные звуки».
Цели. • Закрепить знания о гласных (долгих) и согласных (коротких) звуках, твёрдых и мягких согласных (коротких) звуках. • Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» – «буква». • Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «слово». • Отработать навыки слогоделения, определения местоположения звука в слове. • Познакомить с новой буквой «Ц». • Учить внимательно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы. • Учить внимательно слушать предложения и называть последнее слово, подходящее по смыслу.
Оборудование и материалы, используемые на занятии. • Демонстрационный материал: кружочки красного, зелёного и синего цветов; иллюстрации с изображением зайца цыпленка, лисицы, цапли, скворца, сахарницы, гусеницы, буквы «Ц». • Игрушки: клоун, заяц. • Шляпа фокусника. • Доска, мел (синий, красный, зеленый, белый) • Дидактический материал: Колесникова Е.В. «Рабочая тетрадь для детей 4 – 5 лет «От слова к звуку» • Простые и цветные карандаши, ластики.
Методы и приёмы. I. Методы организации и осуществления деятельности. 1. Аспект восприятия и передачи информации: • словесные: беседа, рассказ, • наглядные: демонстрация, иллюстрация, • практические: упражнения. 2. Аспект мышления: • репродуктивные (воспроизведение): действия по образцу. 3. Аспект управления: • работа под руководством педагога, • самостоятельная работа: творческая работа. II. Методы стимулирования и мотивации деятельности. • интереса к учению: творческие задания, загадки, • долга и ответственности: единые требования и контроль над их выполнением, поощрение и порицание, разъяснение общественной и личной значимости знаний, умений и навыков. III. Методы контроля и самоконтроля. • устный: фронтальный и индивидуальный опрос, наблюдение за детьми, • практический: проверка умений и навыков. IV. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю. • метод личного примера, • убеждения, инструктаж. V. Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности. • поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются короткие звуки от долгих, звук от буквы, звук от слова, а также познакомимся с новой буквой, обязательно поработаем в тетради «От слова к звуку».
II. Основная часть.
Дифференциация гласных (коротких) и согласных (долгих) звуков, твёрдых и мягких согласных (коротких) звуков.
Педагог: Ребята, а любите ли Вы сюрпризы? Я хочу сегодня пригласить Вас на цирковое представление. Слайд №1 –цирк. На арене цирка выступают дрессированные животные! Кого здесь только нет! Бегемоты и крокодилы, львы и медведи, павлины и страусы. Все издают разные звуки: кто-то рычит: «р-р-р», а кто-то издает такой звук: «ы-ы-ы» или «г-г-г». Мы с вами знаем, что звуки бывают короткие и долгие. Какие звуки мы называем долгими, а какие короткими? (ответы детей)
Педагог: Верно, долгие звуки мы можем петь и тянуть, преграда им никакая не мешает. Короткие звуки мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Долгие звуки мы называем гласными, а короткие - согласными.
Гласные тянуться в песенке звонкой, Согласные, согласны Могут заплакать и закричать, Шелестеть,шипеть, скрипеть, Могут в кроватке боюкать ребенка, Даже фыркать и шипеть, Но не желают свистеть и ворчать. Но не хочется им петь.
Педагог: Каждому из Вас я буду называть звук, а Вы попробуйте определить, какой это звук – долгий или короткий, твердый или мягкий.
Фронтальный опрос: полный ответ учащегося (например: «твёрдый короткий звук»).
Педагог: Молодцы, ребята.
Дифференциация понятий «звук» - «буква».
Педагог: Ребята, мы с вами знаем, что нас окружают не только звуки, но и буквы. Скажите, пожалуйста, чем буква отличается от звука (ответы детей).
Педагог: Правильно, звук мы только произносим и слышим, а букву - пишем и видим.
Фронтальный опрос. На доске написаны буквы: А, С, О, З, И, У, Ы, Э.
Педагог:Але-ап! (педагог демонстрирует шляпу фокусника) У меня в руках шляпа самого настоящего фокусника и в ней лежат различные звуки. Звук долгий - это круг красного цвета, звук короткий твердый – круг синего цвета, короткий мягкий звук – круг зеленого цвета. Я предлагаю Вам определить, какие звуки прячутся в наших буквах. Под буквами Вы будите выкладывать круги, проговаривая какие звуки «живут» в этих буквах.
Дети называют буквы и определяют какие в ней «живут» звуки.
Педагог: Молодцы! А теперь мы с вами немножко отдохнем. И проведем настоящую цирковую разминку.
Физкультминутка. Мы веселые ребята, (шаги на месте) Мы ребята-акробаты. (шаги на месте) Раз-прыжок, два-хлопок, (прыжок,хлопок) Можем прыгать весь урок. (прыжки на месте)
Педагог: Молодцы. Присаживайтесь.
Дифференциация понятий «звук» - «слово»
Педагог: Мы с вами вспомнили, чем звуки отличаются от букв. Но звуки дружат друг с другом и складываются в слова. Чем же отличаются звуки от слов? (ответы детей)
Педагог: Правильно. Звуки мы с вами только слышим и произносим. Звуки не обозначают никаких предметов, а вот слова, мы можем увидеть и написать. Слова обозначают разные предметы, явления. Скажите мне, пожалуйста, а «заяц» - это слово или звук? (ответы детей) Педагог показывает игрушку кошку.
Педагог: Почему это слово? (ответы детей)
Педагог: Правильно, зайца мы можем увидеть, потрогать. Заяц - это дикое животное. Сегодня на слайдах мы с Вами видели много других диких животных, которые с удовольствием показывали нам чудесные трюки. Но кроме животных, фокусников и акробатов, в цирке немало других артистов и мне кажется кому-то не терпится выступить!
Педагог загадывает загадку.
В цирке он смешнее всех У него - большой успех, Только вспомнить остается, Весельчак тот как зовется. (Клоун)
Педагог демонстрирует игрушку клоуна.
Педагог голосом клоуна: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Меня зовут клоун «Цыц». Всем на удивленье начну я представленье!
Педагог: Здравствуй, клоун! Какое смешное у тебя имя! Ребята, кто запомнил, как зовут клоуна? Ответы детей.
Педагог: Правильно: «Цыц»! Действительно, очень странное имя: «Цыц». Какой звук повторяется в имени клоуна? Ответы детей.
Педагог: Давайте все вместе произнесем этот звук: «ц-ц-ц». Скажите, этот звук долгий или короткий? Ответы детей.
Педагог: Правильно, короткий, и всегда твердый как камень: «ц-ц-ц». А кружочком какого цвета мы будем его обозначать? Ответы детей.
Педагог: Твердый короткий звук мы с вами обозначим кружочком синего цвета. Ребята, клоун «Цыц» говорит, что в цирковом представлении сегодня примут участие только дрессированные животные.
Отработка навыка слогоделения. Определение местоположения звука в слове.
Педагог: А сейчас закройте, пожалуйста, глазки. Педагог вывешивает картинки со звуком «Ц»: заяц, цыпленок, лисица, цапля.
Педагог: Открывайте глазки! Давайте поприветствуем артистов! Аплодисменты.
Педагог: Ребята, кто же примет участие в представлении? Необходимо назвать слово, в названии которого есть звук «Ц». Кто нашел такое слово, поднимите руку.
Ребенок называет слово со звуком «Ц». Педагог прохлопывает это слово.
Педагог: Давайте все вместе прохлопаем это слово. Сколько раз мы прохлопали? (ответы детей) Правильно. Это слово – длинное или короткое? (ответы детей).
Педагог: А сейчас ты будешь фокусником и будешь заколдовывать это слово. В какую фигуру мы заколдовываем слова? Ответы детей.
Педагог пишет слово на доске, ребенок «заколдовывает» его в прямоугольник и делит на части в зависимости от количества слогов.
Педагог: Ребята, а где спрятался звук «Ц» в этом слове: в начале, в середине, в конце слова? Давайте еще раз произнесем это слово. (Все произносят слово с выделением звука «Ц»)
Педагог: А кружком какого цвета мы обозначим звук «Ц»? Ответы детей.
Педагог: Ребята, в каких еще словах спрятался звук «Ц»? Ответы детей.
Педагог: Где спрятался звук «Ц»: в начале, в середине, в конце слова? Ответы детей.
Педагог: Молодцы! Ребята, а сейчас клоун «Цыц» обьявляет антракт - перерыв циркового представления.
Педагог благодарит детей за работу, выстраивает в паровозик и провожает на переменку, где их ждут родители.
Перемена.
Знакомство с буквой «Ц».
Педагог: Наше представление продолжается. Клоун «Цыц» хотел бы познакомить Вас с еще одной артисткой цирка.
Педагог читает стихотворение про букву Ц. Вот какая буква Ц: С коготочком на конце. Коготок-царапка, Как кошачья лапка.
Выставляется изображение буквы Ц
Педагог: Это буква «Цэ». Ребята, а на что она похожа? Ответы детей.
Педагог: В букве «Цэ» живет звук «Ц». Давайте назовем слова с буквой «Цэ». Ответы детей.
Педагог: Молодцы! А сейчас мы чудеса покажем Клоуну «Цыц» как работаем в тетради.
Работа в тетради.
Педагог: Сегодня мы поучимся писать букву «Ц» в тетрадках в клеточку. Вначале посмотрите, я на доске покажу как она пишется (педагог показывает образец написание буквы). Доставайте и открывайте свои тетрадки в клеточку, из пенала достанем простой карандаш.
Педагог проходит и прописывает всем детям образец написания буквы в тетрадках. Дети самостоятельно прописывают по одной строчке букву «Ц».
Педагог: Молодцы! Мы выполнили с Вами задание и теперь можем убрать тетрадки в папки, а карандаши в пеналы.
Педагог: Ребята, среди артистов цирка был цыпленок. Его зовут «Цып». Он совсем не давно выступает в цирке. Клоун «Цыц» хотел бы Вам рассказать историю, которая произошла с цыпленком, когда тот был совсем маленьким.
Педагог рассказывает рассказ А. Максакова «Цыпленок Цып».
У мамы курицы было 13 цыплят. Самого маленького звали «Цып». «Цып» был любопытным цыпленком. Однажды, собирая цветы, «Цып» увидел колодец, решил заглянуть в него и чуть-чуть не упал туда. Мама-курица отвела «Цыпа» домой и больше никуда не отпускала.
Педагог: Вот такая история, но потом цыпленок подрос, стал послушным и стал выступать в цирке. Вы все внимательно слушали историю «Цыпа»?
Педагог задает вопросы по тексту.
Педагог: Сколько цыплят было у мамы-курицы? Как звали самого маленького цыпленка? Что увидел «Цып», когда собирал цветы? Куда чуть не упал цыпленок? Как мама-курица наказала «Цыпа»? Ответы детей.
Педагог: А Вы слушаетесь своих мам? Ответы детей.
Педагог: Молодцы! А сейчас давайте отдохнем! Всем животным в цирке необходима постоянная тренировка, чтобы выполнять сложные трюки. Вот и цыпленок «Цып» хочет пригласить Вас на зарядку.
Физкультминутка. Раз-два-шли цыплята (шаги на месте), Три-четыре-шли домой (прыжки на месте). Вслед за ними плелся пятый (хлопают в ладоши), Впереди бежал шестой (топают ногами).
Педагог: Молодцы! Присаживайтесь! Здорово потренировались, размяли наши ножки, а теперь дадим работу рукам. Достанем тетрадь «От слова к звуку». Находим страницу 24. (Педагог пишет на доске число 24).
Педагог: Поставьте пальчик на цифру 2 в красном квадратике. (Педагог проходит и смотрит, правильно ли учащиеся нашли эту цифру).
Педагог: Хорошо! Пальчики можно убрать. Ребята, клоун «Цыц» любит сочинять стихи, но сегодня нужна Ваша помощь, что-то у него не получается, а у Вас есть картинки-подсказки. Педагог читает предложения.
*Зиме конец летит…(скворец).
Педагог: Какой звук стоит в конце слова «скворец»? Какой это звук? (Короткий твердый) Обозначаем кружком синего цвета, поэтому возьмем синий карандаш и обведем картинку-подсказку в кружок. На доске педагог показывает, как это нужно сделать. Аналогичная работа проводится с двумя предложениями, картинки обводятся синим карандашом.
*По ветке ползет…(гусеница).
*Сахар кладут в …(сахарницу).
Педагог: Молодцы! Вы замечательно сегодня потрудились!
Уборка рабочего места. Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол)
III. Заключение Педагог подводит итоги занятия.
Педагог: Сегодня у нас с Вами получилось очень необычное занятие. Мы не только вспомнили, чем отличаются долгие звуки от коротких, буквы от звуков, познакомились с новой буквой «Ц», узнали много слов, в которых есть эта буква. Мы помогали Клоуну сочинять стихи, познакомились с дрессированными животными, и даже поработали фокусниками. Наше занятие подошло к концу. До свидания! Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.
|