Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Дать детям первоначальное представление о пустыне (особенности климата, животные и растительность );
Развивающие задачи:
- Развивать диалогическую и монологическую речь, обогащать и активизировать словарный запас: пустыня, барханы;
Воспитательные задачи:
-Вызвать интерес к природе разных климатических зон, раскрыть величие и красоту пустыни, способность видеть, чувствовать эту красоту, воспитывать любознательность.
Материал: картины пустыни в разное время года, игрушка верблюд, стаканчики с песком и шприцы для проведения опыта, листы бумаги, простые карандаши.
Ход занятия
В: Ребята, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать, кого я встретила сегодня по дороге в детский сад:
По песку идет гора,
Воду пьет по два ведра.
Зверь горбатый, добродушный,
И в пустыне очень нужный.
Д: Верблюд.
В: Правильно ребята, это верблюд (достает из-за ширмы игрушку-верблюда).
Он рассказал мне по секрету, что отправляется на Север. Как вы думаете, сможет ли верблюд выжить на Севере?
Д: Верблюд не сможет выжить на Севере
В: Почему?
Д: Животные Севера хорошо плавают, некоторые имеют ласты, питаются в основном рыбой, имеется подкожный жир, густой мех.
В: С чем это связано? (с суровым климатом).
В: Ребята, тогда откуда же родом наш верблюд?
Д: Он живет в пустыне
В: Пустыня ... Как вы думаете, что обозначает это слово?
Д: Пусто
В: Создаётся впечатление, что там ничего нет. Как же верблюд там живёт, там - же совсем пусто? Ребята, про Север мы уже многое знаем, а про пустыню ничего ... А давайте прямо сейчас отправимся в путешествие. Согласны?
В: На каком транспорте мы доберемся быстрее? (на самолете)
Ну, тогда я прошу всех занять свои места
(Дети рассаживаются на стулья).
-Уважаемые пассажиры! Пристегните ремни! Завести моторы! Взлёт! Мы отправляемся в путешествие.
(Показ презентации пустыни)
В: Ребята, куда мы попали? Что мы видим? Какого цвета больше всего в пустыне? Что вокруг?
Д: В пустыне много жёлтого цвета, куда не глянь - один песок и небо, ярко светит солнце.
В: Самой характерной особенностью пустыни является сухость и обилие света. Небо безоблачно, солнце палит беспощадно. Часто за всё лето не выпадает ни капли дождя. Сухой песок легко переносится ветром, часто можно увидеть песочные холмы возвышенности - барханы (показ картины). Песок такой раскалённый, что нельзя ходить по нему босиком, иногда он такой горячий, что в нём можно сварить яйцо. В пустыне нет свежего ветра, он такой же горячий, как и песок.
В: Как вы думаете, ребята, отчего возникают пустыни? (от нехватки воды).
Давайте посмотрим, что происходит, если вдруг прольется дождь! Предлагаю провести опыт: (с помощью шприца налить воду в стаканчик с песком)
В: Что произошло с водой? (вода очень быстро впиталась).
В: Благодаря проведенному опыту, что вы можете сказать о растительности пустыни и о животных, проживающих здесь?
Д: Растительность бедная: растут только такие растения, которые могут переносить очень длительную засуху.
В: Да ребята, в пустыне растут только те растения, которые имеют длинные корни, которые глубоко уходят в землю, где могут найти влагу. Это такие растения как кактусы,
саксаул, верблюжья колючка ( показ презентации). Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка . У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка — растение невысокое .
В: Ребята посмотрите, какие животные живут в пустыне? (показ презентации).
Д: (верблюды, змеи, черепахи, ящерицы, антилопа-джейран)
В: Да ребята. В пустыне могут жить только те животные и растения, которые приспособились к суровому климату пустыни. У этих животных почти нет шерсти, т. к. очень жарко, окраска под цвет песка – жёлто-коричневая, Ноги короткие, но крепкие, чтобы можно было поглубже зарываться в песок, прячась от жары. Глаза большие, они нужны зверям, чтобы охотится ночью, прикрыты густыми ресницами. У верблюда широкая перепончатая нога, которая не проваливается в песок и помогает ему шагать по пустыне, на спине горб, в нем находится весь запас жира и пищи.
В: Так какой мы сделает вывод о климате пустыни?
Д: В пустыне очень жарко, мало воды, много света, бедная растительность.
В: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сфотографируем на память нашего верблюда (графический диктант)
|