Цель: систематизировать и обобщить знания по теме «Поведение на улице, в общественном транспорте, магазине»
Задачи:
- закрепить знания по теме «Правила поведения на улице, в общественном транспорте, магазине»;
- развивать устную речь воспитанников, обогащать словарный запас, творческие способности детей;
- воспитывать культуру общения, работать над сплочением детского коллектива.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний
Оборудование: компьютер, экран, презентация, песочные часы, колокольчик.
Раздаточный материал: сигналы (согласен-не согласен), сигналы светофора, игра лото.
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный (методы повторения новых знаний), практический (методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике).
Ход занятия:
В начале занятия дети делятся на 2 команды.
Педагог: Сейчас, каждый из вас опустит руку в волшебный мешок и вытянет жетон (флажок), синего и желтого цвета. Итак, у нас получилось две команды: команда – синих и команда – желтых, каждая команда садится под свой знак.
Те, кто получили особый флажок (с пометкой - звездочка) будут на занятии моими помощниками.
- Начало занятия.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим,
И конечно не шумим.
- Молодцы, отгадали все загадки. А где все это берут? (в магазине).
- А как можно добраться до магазина (на машине, автобусе, трамвае).
- А пешком можно?
- А вспомните, как мы называли трамвай, автобус, маршрутное такси? (общественный транспорт)
- Правила поведения, в каких общественных местах, мы уже с вами изучили? (в школе, на улице, в общественном транспорте, в магазине).
- Как вы думаете, о чем мы будем вести разговор на занятии?
- Тема нашего занятия «Отправляясь в магазин».
Давайте попробуем пройти вместе с вами весь путь от дома до магазина и совершить покупку в магазине.
В каждой игре есть свои условия и правила:
- За каждый правильный ответ, команда получает жетон.
- Оценивается не только правильный ответ, но и дружная работа всей команды.
- Если дисциплина в команде нарушается, то жетон снимается!
- Помните, что школа тоже общественное место и шуметь нельзя!
- Помощники на протяжении всей игры берут у меня задания, получают жетоны.
Вы готовы? Начинаем!
Я сейчас буду вам читать утверждение, вы слушаете внимательно, затем обсуждаете в команде, и если вся команда соглашается с утверждением, то помощник поднимает сигнал - СОГЛАСЕН, если прочитанное утверждение на ваш взгляд не правильное, поднимаете сигнал - НЕ СОГЛАСЕН.
Работает вся команда. Когда я позвоню в колокольчик, команды перестают совещаться, и помощники поднимают сигнал.
На обсуждение дается одна минута. Отсчитывать минуту будут помогать песочные часы.
Поднимать сигналы будут помощники.
Помощники возьмите два сигнала (согласен-не согласен).
ЗАДАНИЕ №1
Игра согласен-не согласен
К поведению человека на улице предъявляются самые высокие требования - потому что улица – это общественное место.
Если нужно перекусить на улице, нужно пойти в кафе или парк.
По тротуару можно ходить по несколько человек, не придерживаясь правой стороны.
На улице разрешается рассматривать прохожих и смеяться над их внешним видом.
На улице нежелательно громко разговаривать, смеяться, оставлять после себя мусор.
Уступать место в общественном транспорте нужно пожилым людям, женщинам с ребенком, инвалидам.
В транспорте можно громко разговаривать, привлекая к себе внимание.
Входя в салон автобуса или трамвая, нужно поздороваться со всеми пассажирами.
Выходя из общественного транспорта, мужчина и младший по возрасту выходят перед женщиной и пожилым человеком.
Заходя в транспорт, вперед пропускают женщину и старшего по возрасту.
Педагог: Что мы повторили при помощи первого задания? (поможет нам вспомнить правила поведения на улице и общественном транспорте).
ЗАДАНИЕ №2
«Светофор вежливости»
Помощники получите, и раздайте сигналы светофора каждому участнику команды.
Перед вами сигналы светофора. Они означают почти то же самое, что и на проезжей части:
Красный свет — «Категорично НЕТ!»
Свет зеленый — «Это, ДА, так и поступай всегда!»
Сейчас я прочту рассказ о мальчиках, которые отправились в магазин за покупками, а вы ребята, зажигайте (поднимайте) сигнал светофора, только по моей команде! Звучит она так: «Внимание… сигнал!». Если дети делают все правильно – зажигайте (поднимайте) зеленый сигнал, а если дети совершают ошибки и так нельзя поступать, то красный.
Поднимать сигналы светофора будут все участники команды. В какой команде окажется больше правильных ответов, та команда получает жетон.
Правила игры понятны? Приступаем, зажигаем светофор вежливости!
Друзей Костю, Женю и Валеру пригласили на день рождения. Они так обрадовались, что скорее побежали в магазин за подарками.
Костя так торопился, что не уступил дорогу покупателям, выходящим из магазина, поэтому в дверях магазина получилась настоящая «пробка». «Внимание… сигнал!» - красный.
Вбежав в магазин, мальчик устремился в кондитерский отдел. Там было много покупателей у прилавка с конфетами. Мальчик встал в очередь, терпеливо дожидаясь, когда другие покупатели выберут товар и отойдут от прилавка. «Внимание… сигнал!» - зеленый.
Валера же увидел продавца, который объяснял другому покупателю про товар. Валера не стал ждать, когда продавец закончит разговор с другим покупателем, начал перебивать продавца и задавать вопросы. «Внимание… сигнал!» - красный.
А Женя в это время выбрал нужный подарок и, подойдя к кассе, приготовил нужную сумму денег. «Внимание… сигнал!» - зеленый.
Увидев своего друга у кассы, Валера крикнул Жене, чтобы мальчик занял ему место в очереди. «Внимание… сигнал!» - красный.
Выходя из магазина, мальчики придержали дверь, и пропустили вперед пожилого человека. «Внимание… сигнал!» - зеленый.
Педагог: Что мы повторили при помощи этого задания? (повторили правила поведения в магазине).
ЗАДАНИЕ №3 Игра «Правильная очередь»
Для следующего задания мне нужно чтобы все встали и вышли ко мне.
Встаньте командой.
А теперь те, кто находятся ближе ко мне, дотронутся до моей ладони и уйдет за меня.
Сложно было выполнить это задание? (да, потому что все торопились дотронуться до ладони и толкались)
А сейчас, пусть каждая команда встанет в линию. И теперь каждый участник команды дотронется до моей ладони и уйдет назад.
Когда было легче выполнить это задание?
Как вы думаете, для чего мы с вами играли в эту игру?
Чему она может научить? (не нужно нарушать очередь, пытаясь быстрее пробиться вперед (будет только толпа и неразбериха)
Где поможет нам соблюдение очередности?
Соблюдение очереди помогает в любом общественном месте и общественном транспорте (кассе, при входе в магазин, на остановке и т.д.). Помогает создавать удобства нам и другим людям.