Цель: Создать условия для развития конструктивного творчества у детей посредством работы со строительным материалом.
Задачи:
Образовательные:
Учить конструировать транспорт, используя картинки – схемы, добиваясь устойчивости постройки.
Закреплять названия строительных деталей (куб, полуцилиндр, цилиндр, брусок).
Закреплять знания об общественном транспорте.
Развивающие:
Развивать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме.
Учить устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга. Развивать умение самостоятельно измерять постройки (по высоте), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же автобус, но высокий»);
Воспитывающие:
Закреплять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте (можно
ездить только со взрослыми; разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; слушаться взрослых; соблюдать чистоту и порядок; выходить из транспортного средства можно после того, как вышли взрослые и т. д.).
Предварительная работа: прогулки по улицам с родителями, рассматривание иллюстраций с улицами города, экскурсия на автобусную остановку группой.
Словарная работа: конструкции, одностороннее движение, общественный.
Оборудование и материалы:
1)демонстрационные — вариантные образцы схем («Автобус широкий» № 3) ; презентация (картинки) с изображениями автобусов (большие и маленькие, одноэтажные и двухэтажные).
2)раздаточные — набор строительного материала «Томик», игрушки для обыгрывания — каждому ребенку (фигурки людей, животных (собака, светофор), напольный макет, стрелки для обозначения направления автобусов.
Планируемые результаты. Дети проявляют устойчивый интерес к конструированию, умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств. Способны удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие и преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога. Умеет подбирать предметы и атрибуты для игр.
Проявляют интерес к информации, которую получает в процессе общения. Различает и называет виды общественного транспорта.
Предшествующая работа. До занятия воспитатель с детьми рассматривали игрушки и картинки с изображениями автобусов, троллейбусов, поездов, самолетов, теплоходов; наблюдали на прогулке за машинами, идущими по дороге. Воспитатель организовывала целевую прогулку на остановку общественного транспорта, рассматривала с детьми остановку, автобусы и маршрутное такси, они обсуждали правила поведения в общественном транспорте, строили автобусы и троллейбусы.
Приемы работы: Обследование образца схемы, объяснение способов выполнения работы; указания; самостоятельное выполнение действий детьми; помощь; рассматривание детских работ с импровизацией; вопросы; обыгрывание; поощрение; рассматривание картинок
План занятия:
Орг.момент.
-мотивация
Основная часть.
- постановка задач занятия
- исследование объекта
- последовательность выполнения работы
-самостоятельная деятельность детей
Заключительная часть.
- подведение итогов.
Ход деятельности
Орг.момент:
В группе выставлены маркеры пространства «Полицейская», «Скорая».
В: Ребята, на каких машинах вы едете? (Ответы детей) Знаете ли вы, ребята, что эти машины называются «специальные», они выполняют какую то, одну работу.
Как вы думаете, какую работу выполняет автобус? (Перевозит пассажиров).
Какой еще транспорт тоже перевозит пассажиров? (автобус, маршрутное такси, трамвай) - Пассажирский, общественный. Если дети перечисляют и самолеты и корабли, то уточнить «В нашем городе») Перейти к макету.
В: Расставляешь домики «Есть на макете города дома, чего не хватает?
(транспорта)
В. Как вы думаете, смогли бы мы смастерить транспорт своими руками? Из чего? - ответы детей.
В.Хотите построить автобусы, которые ездят по улицам нашего города?
В. Давайте назовем основные части автобуса (обращает внимание на картинку на доске): салон, колеса. Они есть у любого вида транспорта.
Сможете сами рассказать, как построить автобус?
дальше дети с помощью воспитателя рассказывают последовательность действий...
-колеса- цилиндр- 2, полуцилиндр 4
-рама основа –брусок
-стены –бруски по схеме
-крыша бруски по схеме
Воспитатель. Ребята, в помощь вам, при строительстве автобусов у меня есть картинки –схемы, (лежат на столе) выберите себе схему автобуса и можно начинать строить (дети разбирают схемы). Обратите внимание, в правом нижнем углу, есть значок, геометрическая фигура, она вам подскажет ваше рабочее место.
Теперь вам нужно определить, в какую сторону поедет ваш автобус. При постройке автобуса, ребята, нужно учесть направление движения.
По правилам движения транспорт ездит по правой стороне дороги. Подумайте, в какую сторону поедет ваш автобус, там будет место водителя. Обозначьте стрелочкой направление движения.
Аккуратно располагайте строительный материал при строительстве транспорта, чтобы постройка была прочной и надежной.
Индивидуальная работа с подгруппой : сколько и какие детали потребуется для строительства, устойчивость постройки, направления автобуса, количество деталей, устойчивость деталей, расположение деталей.
Индивидуальная работа.
В ходе выполнения работы воспитатель проводит беседу с каждым ребенком:
• из чего ты сделал колеса - из цилиндров;
• как расположил бруски при строительстве стен автобуса;
• из чего сделал крышу автобуса;
. сколько брусков ты использовал при строительстве стен;
. какие по размеру использовал бруски для рамы и крыши;
. колеса сделаны из 2 или 4 цилиндров;
Ребята, которые справились с заданием, строят автобусную остановку, без схемы.
Анализ детских работ.
В: Как много автобусов вы построили. Молодцы!
Задания детям.
• Найдите автобусы, похожие.
• Найдите автобусы, не похожие на другие.
. Назовите правила поведения в автобусе?.( можно ездить только со взрослыми; разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; слушаться взрослых; соблюдать чистоту и порядок; выходить из транспортного средства можно после того, как вышли взрослые)
Изменение постройки.
В. Как много разных автобусов вы построили. Но все наши автобусы одноэтажные. А ведь сейчас есть автобусы двухэтажные. И мы такой видим на картинке.
Усложнение задания.
В: Попробуем достроить из наших автобусов , двухэтажные.
В процессе строительства воспитатель оказывает помощь, дает советы, указания.
При рассматривании детских построек взрослый отмечает аккуратность выполненных работ, выделяет точное соблюдение схемы при создании конструкций и проявление инициативы.
Итог:
Затем воспитатель помогает организовать игру с постройками.
Постройки остаются в группе в течении дня, воспитатель поощряет детей в их обыгрывании. Ребята показывают родителям и рассказывают о разнообразии автобусов и правилах поведения в общественном транспорте.
Используемая литература:
Литвинова О.Э. Конструирование с детьми среднего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 4-5 лет- СПб «Издательство» «Детство -Пресс» 2016г.
|