Конспект занятия по звуковой культуре речи (средняя группа ).
Тема: Знакомство со звуком С.
Автор: М. М. Карлагина
Программное содержание
Цели :
1.Познакомить детей со звуком С и буквой С. Учить произносить звук С
изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи.
2.Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи; умение говорить четко, громко, неторопливо.
3.Способствовать развитию фонематического восприятия, упражняя детей в умении определять наличие звука С в словах.
4.Развивать речевое дыхание, формировать правильный длительный выдох.
5.Развивать воображение, память, внимание.
6.Развивать связную речь, ее выразительность.
7.Обогащать словарный запас детей, активизировать словарь.
8.Формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
9.Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Словарная работа: самокат, колесо, оса, солнышко, насос.
Формы организации:
- фронтальная работа,
- индивидуальная работа.
Методические приемы:
1.Художественное слово.
2.Физминутка «Насос».
3.Пальчиковые игры «Компот», «Солнышко».
4.Словарная работа:
- обогащение словарного запаса,
- активизация словаря.
5.Поисково – исследовательская деятельность.
6.Использование игр по формированию лексико – грамматического строя речи:
- «Назови ласково»,
- «Кто больше?», (нахождение предметов с заданным звуком С),
7.Использование элементов театрализации (кукла Мишутка).
8.Использование наглядности:
- предметные картинки,
- аудиозапись «Физзарядка», «Звук «Ой»», «Логопедическое упражнение»;
-Видеоролик «Умачка» «Звук «С»»
9.Беседа.
10.Создание проблемной ситуации.
Оборудование :
1.Предметные картинки : Паровозик с буквой «С», предметные картинки начинающиеся с «С» и другие картинки начинающиеся с других звуков. ( на каждого ребёнка).
2.Кукла Мишутка.
3. Монитор.
4. Магнитофон.
5.Флэшки.
6. Игрушечный самокат.
Организационный момент:
Дети заходят в группу под музыку, встают в круг и идут по кругу.
Девочка встаёт в круг показывает детям движения. Дети повторяют за ней. Ход занятия:
Вдруг издалека доносится чье – то жалобное хныканье: «Ой – ой – ой, ай – ай – ай…»(аудиозапись). Дети стоят в кругу.
В: Дети, вы слышите, кто – то плачет? Посмотрим, может кому – то нужна наша помощь? (Дети ищут кто плачет, по группе).
В:Смотрите –воспитатель надевает на руку куклу-Мишку.
В:Как тебя зовут малыш и почему ты плачешь?
М:Я – а – а, Мишутка, а плачу, потому что мне больно.
В: Что же у тебя болит, Мишутка? -кукла не отвечает.
В: У тебя носик болит? – кукла не отвечает.
В: У тебя ушко болит? – не отвечает.
В: У тебя лапка болит? – но Мишутка молчит.
В: «Дети, спросите, пожалуйста, что же у Мишутки болит?» (дети обращаются к кукле с вопросом и Мишутка отвечает:«У меня щека болит»)
В: «Дети, спросим у Мишутки, что случилось?»
Рассказ Мишутки:
Я катался в лесу на самокате и нечаянно колесом наехал на куст с осиным гнездом. Осы рассердились и начали меня кусать. И теперь у меня щека распухла и болит. Скажите, ребята, а вы падали с самоката, когда учились кататься? (ответы детей ). А я не знаю, что мне делать, как вернуться домой, колесо у самоката спустилось. Вы поможете мне накачать колесо? (ответы детей ).
Физминутка « Насос » ( дети стоят полукругом ).
М; Спасибо вам , мальчишки и девчонки, за помощь. Уф, я так устал и пить хочется. А вы хотите пить? Давайте вместе сварим вкусный компот!
Пальчиковая игра « Компот » ( проводится сидя на ковре ).
- Будем мы компот варить, ( большим пальцем правой руки делаем круговые движения по ладошке левой руки ).
- Фруктов нужно много, вот! ( прижимаем к ладошке мизинчик )
- Будем сливу мы крошить, ( безымянный пальчик )
- Будем ананас рубить. ( средний пальчик )
- Апельсин отдаст нам сок ( указательный пальчик )
- И положим сахарок! ( пальцы прижаты к ладошке, большой пальчик смотрит вверх ).
М :Дети, я хочу Вам что-то показать .Хотите посмотреть!
Д:Да. Присаживаются на стулья и смотрят видеоролик «Умачка. Звук «С»»
М : Сейчас я проверю, какие вы внимательные. Какие слова со звуком «С» вы запомнили? Поднимите руку, кто запомнил. ( индивидуальный опрос детей).
М :Дети, какие вы веселые, дружные! А вам нравится играть? Сейчас мы с вами поиграем в мою любимую игру. Проводится игра « Найди картинку с буквой С» ( Дети садятся за столы. Мишутка проверяет правильность подбора картинок. Индивидуальный опрос).
М: Вы так хорошо отвечаете, так четко, красиво произносите слова, так много знаете и умеете. А я еще маленький и многого не умею и не знаю. Дети, я хочу научиться говорить ласковые слова. Вы мне поможете? ( ответы детей ).
Игра «Назови ласково». Дети подходят к столу и берут 1 предметную картинку ( картинки все на звук с), встают в круг и называют ласково. Например: «У меня солнце. Я назову ласково « солнышко»».
М: Вы так хорошо отвечаете, так четко произносите слова со звуком «С». А я еще маленький, не умею произносить звук «С», получается у меня «Ф», научите меня?
Д: ДА. (Дети присаживаются на ковёр). Включается аудиозапись чистоговорка ( дети повторяют и проговаривают )
Ся-ся-ся, ся-ся-ся - не поймали карася.
Се-се-се, се-се-се - карасей ловили все.
Си-си-си, си-си-си - в водоеме караси.
Ся-ся-ся, ся-ся-ся - вот поймать бы карася!
Са-са-са, са-са-са - ой-ой-ой летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы - не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су - видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы - мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са - отгадайте, где оса.
Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: не боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало остро у осы.
Се-се-се: киселя дадим осе.
М: Спасибо вам , дети! Я научился произносить звук «С» чётко, правильно. Послушайте: СА-СА-СО-СО
Мне от этого хорошо и тепло, как – будто светит солнышко! И я хочу подарить вам свою любимую игру. Дети встают, стоят в кругу.
Пальчиковая игра « Солнышко » :
Маленькое солнышко
Я держу в ладошках (показываем ручками маленькое солнышко)
А большое солнце
Вижу из окошка (ручки наверх, обводим руками себя – «большое солнце»)
Маленькое солнышко я беру руками (показываем маленькое солнышко)
А большое солнце
Высоко над облаками (поднимаем руки над головой и смотрим наверх)
Маленькое солнышко
Мне в ладошки светит (показываем руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Светит всей планете! (поднимаем руки над головой и разводим в стороны)
М: Я рад, что у меня такие умные, добрые, веселые друзья! А мне пора домой и на прощание я хочу подарить вам раскраску « Солнышко» ( дарит детям раскраски ). Пусть оно вас всегда согревает и напоминает обо мне. Дети, а как же я поеду? Ведь на самокате спустилось колесо. Вы поможете мне его накачать? ( ответы детей ).
Физминутка « Насос » и Мишутка уезжает на самокате.
Итог занятия.
В: Дети, с каким звуком мы с вами сегодня познакомились? Правильно, со звуком С. Мишутке очень понравилось, как вы четко, правильно, красиво произносили слова со звуком С. Назовите предметы, в названии которых есть этот звук. Молодцы!
|