НОД «Растения поймы»
Цель: формировать у детей представления о растениях, занесенных в Красную книгу Волго- Ахтубинской поймы.
Задачи: Знакомство детей с растениями, занесенными в Красную книгу Волго- Ахтубинской поймы.
Уточнение представлений детей о единстве и взаимосвязи человека и природы, о том, что в природе все взаимосвязанно.
Воспитание ответственного и гуманного отношения к природе, к проблемам её охраны и правильного поведения в природной среде.
Оборудование: мультимедийная игра, ноутбук со стандартным программным пакетом Microsoft Office 2003-2010, информационный носитель с дидактическим материалом (игрой) (USB-накопитель), дидактическая игра «Найди тень» , конверт с письмом от Старика-Годовика, карточки со знаками для дидактической игры: «Не разводить костёр», «Не шуметь», «Не ломать ветки», «Не рвать растения», «Не разорять птичьи гнёзда», «Не портить кору деревьев», «Не брать с собой собаку», «Не топтать грибы», «Не трогать детенышей зверей», «Не мусорить», карточки с изображением «мусора» из различного материала.
Ход НОД:
1.Организационный момент.
Ребята, отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.
(ЛЕС) (ответы детей)
Воспитатель: Ребята к нам в гости пришел Лесовик-Годовик, он принес письмо. Давайте посмотрим от кого оно!?
А письмо нам прислали растения из Красной книги. (открываем письмо)
Они пишут нам (читаем письмо):
«Ребята нам срочно нужна ваша помощь, у нас в природном парке случилась беда. Ветер дунул сильно, сильно. С Красной книгой поиграл. Все листочки разлетелись, помогите их собрать.»
-Ребята, а можно играть с Красной книгой? (ответы детей).
- Кто знает, что это за книга? (ответы детей).
-А зачем нам надо листочки в книге собрать? (ответы детей)
- Поможем Лесовику-Годовику? (ответы детей).
Молодцы, тогда отправляемся в природный парк нашего поймы. Ребята, посмотрите здесь деревья стоят и пускать нас не хотят. Чтобы нам пройти, вам нужно разгадать загадку: Я из крошки-бочки вылез.
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я накормлю свиней и белок,
Ничего что плод мой мелок. (Дуб)
Воспитатель: правильно, молодцы. В нашей пойме много растет дубов. Он предлагает поиграть в игру «Найди тень» (дети должны найти к цветной картинке с растением, карточку с его тенью). Вы справились друзья, вам дуб первую страничку из красной книги дает. Посмотрите это растение из Красной книги, называется- Тюльпан Биберштейна, цветет он в начале апреля. И в вашей игре, это растение тоже есть, найдите его.
2.Основная часть.
Воспитатель: можем дальше мы идти. Ребята да это же «Грибная полянка».
- Посмотрите сколько вокруг грибов! Настоящее грибное царство!
- А для грибника главная цель - набрать побольше грибов.
Мы зайдем в чудесный лес
В нем полно грибных чудес
Раз грибочек, два и три
Сколько много, посмотри!
Мультимедийная игра: «Собери съедобные грибы в корзинку». В корзинку нужно положить только съедобные грибы. (Дети подходят к компьютеру, самостоятельно работают мышкой и проверяют правильно ли выполнено задание). Ребята, вы опять справились. Грибочки вам дают следующий лист «Красной книги». Это мухомор Виттадини.
Воспитатель: что случилось, посмотрите. «Мусор» кто-то разбросал. Ребята, вы природе помогите, «мусор» надо весь собрать.
Дети делятся на три команды: 1- собирает в красный обруч «мусор» из пластика, 2- собирает в желтый обруч «мусор» из металла, 3- собирает «мусор» из стекла.
-Поздравляю, молодцы. Вы природе помогли. В благодарность она вам дает ещё один лист из красной книги, это Сальвиния плавающая. По воде плывет она и земля ей ненужна.
Воспитатель: как, ребята, вы понимаете эти слова?
Не зря о лесе говорят:
Лес богатство и краса,
Береги свои леса.
Враг природы тот,
Кто лес не бережёт! (ответы детей)
Молодцы, посмотрите все сюда, здесь знаки разные лежат. Предлагаю поиграть (Дидактическая игра «Найди знак») Я стихи вам прочитаю, а кто правильно ответит, знак ты свой найди и на мольберт прикрепи.
Карточки со знаками: Не разводить костёр, Не шуметь, Не ломать ветки, Не рвать растения, Не разорять птичьи гнёзда, Не портить кору деревьев, Не брать с собой собаку, Не топтать грибы, Не трогать детенышей зверей, Не мусорить.
Стихотворения:
1. Что бы лес дружил с тобой, Мусор забери с собой! 2.НЕ ломайте, дети! У деревьев ветки! 3.НЕ порть кору деревьев, автографом своим, оно тебя запомнит. Без записей твоих! 4. НЕ бери собаку в лес: ой, он уже в гнездо полез. Пёс не понимает, что птенцов пугает! 5. Ёж пыхтит, всем говорит. Лес никак не подмести. Соблюдайте чистоту Не сорите вы в лесу! 6.Не шумите вы в лесу, природа любит тишину! 7. Ты хотя ещё ребёнок, но ведь ты не поросёнок. На поляне не сори, за собой всё убери! 8. Огонь в лесу не разводи, природу от пожара береги. А коль развёл, то не бросай. С огнем, ребята не играй! 9. НЕ рвите в лесу букеты, запомните правило это. Пусть цветы растут в лесу, берегите красу! 10. Птичьих гнёзд не разоряй! И другим не позволяй! 11.НЕ топчи грибы ногами, пусть их много перед вами. Грибницы ты не разрушай, аккуратно собирай. 12. Малышей животных, ты не обижай. С собою из природы его не забирай!
Поздравляю, поздравляю. Знаки дружно все нашли. Какое интересное растение здесь, у нас. Это Лакрица, растет на земле, на травку похожа, а корни в земле. Сильные корни полезны друзья, помогут животных вылечить нам. Вот и ещё страничку мы нашли. Воспитатель: ребята, посмотрите, кто к вам в гости прискакал- лягушка. Она просит с ней поиграть. Пальчиковая игра «Веселые лягушки»:
Две веселые лягушки Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз.
Ни минуты не сидят, Резко распрямляют пальцы рук, как бы подпрыгивают над столом.
Ловко прыгают подружки,
Кладут ладони на стол.
Только брызги вверх летят.
Резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол.
Наша лягушка житель природного парка Волго- Ахтубинской поймы. Мы хорошо с вами поиграли и за это она нам дала очередной лист из Красной книги — это растение называется Стрелолист.
Воспитатель: Ребята наш Лесовик-Годовик хочет вам что-то интересное рассказать. Сядем с вами мы в кружок. На зелененький лужок. И послушаем внимательно, что расскажет нам наш гость.
Лесовик-Годовик: не слишком ли мы вольно пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем и назад ничего не отдаем.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Воспитатель: А почему мы останемся одни? (ответы детей). Молодцы, вы сегодня постарались, пойме нашей помогли. Вот последняя страничка, что за растение посмотри — это Трутовик лакированный.
Все странички мы собрали, давайте их в книгу уберем, чтобы наши растения не пропали. Будут книгу все читать и природу не обижать.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: пришла пора прощаться с нашим гостем, что сказать должны мы все. (До свидания!) Что интересного узнали? (ответы детей). Ребята, а какие растения из Красной книге вы запомнили? (ответы детей). Молодцы, а сейчас до трех считаем, в группу нашу возвращаемся.
|