Конспект
интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы
на тему: "Познаем мир растений"
Задачи:
- Расширять и закреплять у дошкольников познавательный интерес к миру растений, знаниях о деревьях, особенностях их произрастания;
- Формировать представления детей о приспособлении деревьев к условиям жарких стран;
- Развивать любознательность, наблюдательность, формировать внимание, память, желание получать новые знания;
- Воспитывать бережное отношение к растительному миру.
- Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования разными плодами деревьев.
- Развивать общую и мелкую моторику рук.
Предшествующая работа:
Чтение литературы природоведческого характера; чтение стихотворения К. Чуковского «Чудо-дерево», разучивание стихов о природе; рассматривание иллюстраций о различных деревьев и его плодах.
Материал к занятию: Иллюстрации различных «чудесных» деревьев и их плодов, какао-порошок
Краски гуашь и акварель, кисточки, листы альбомной бумаги.
Ход занятия:
Психолог: - Здравствуйте, ребята, я предлагаю вам совершить удивительное путешествие. Но прежде давайте поприветствуем друг друга, передадим по кругу "искру дружбы" (пожатие руки соседа) и улыбнемся друг другу.
Воспитатель: - Чтобы узнать о чем мы будем говорить во время путешествия отгадайте загадку: Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает" (дерево)
Воспитатель: - Какие вы знаете деревья? (береза, тополь, клен и др.). Да, эти деревья растут у нас в Кузбассе, мы хорошо их знаем.
Психолог: -Но есть много других удивительных деревьев, которые растут на нашей планете, давайте познакомимся с ними (на доске вывешивает изображение дерева).
- Как вы думаете, как может называться это дерево, почему его так назвали? (ответы детей)
- Ребята, посмотрите, на что похожи плоды этого дерева? да, на конфеты, поэтому дерево называют "конфетным" (говения сладкая). Это дерево внешне похоже на нашу липу, с большим количеством цветов, богатых нектаром. Плоды едят в необработанном виде, а также в засушенном виде - они похожи на изюм. А из древесины изготавливают музыкальные инструменты. Это дерево растет в Японии. Если сравнивать плоды конфетного дерева с какими-либо конфетами, то можно сказать что они напоминают вкус барбарисок. Из плодов конфетного дерева готовят вкусные компоты, натуральные соки, сиропы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот еще одно интересное дерево (вывешивает изображение).
- На что, по-вашему похожи его плоды? Правильно на сосиски, это дерево называется "сосисочным". Родина сосисочного кустарника Китай. Цветет в начале лета очень интересными зеленовато-желтыми кистями цветов. После этого появляются странные на вид плоды. Плоды похожи на синие сосиски, достигающие 10 см. длины, на самом деле это фрукт. Внутри содержится белая, вкусная сочная мякоть. Мякоть эта сладкая, недаром эти плоды так любят в местах их произрастания. Мне тоже очень бы хотелось попробовать этот фрукт.
Психолог: - Ребята, а из чего вырастают деревья? Правильно из семечка. Давайте поиграем! Сейчас вы будете семенами, а я "садовником".
Психолог предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть её руками). «Садовник» очень бережно относится к «семенам», поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С тёплым весенним солнышком «семечко» начинает медленно расти. (Поднимаются.) У него раскрываются «листочки» (руки тянутся кверху), растёт «стебелёк» (вытягивается тело), появляются «веточки» с «бутонами» (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и «бутоны» лопаются (резко разжимается кулачки), и росток превращается в прекрасный и сильный «цветок». Наступает лето, «цветок» хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается соседям - цветам (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. «Цветок» качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), «цветок сгибается, клонится к земле, и ложится на неё. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. «Цветок» опять превратился в маленькое «семечко» (свернуться на полу). Снег укутал «семечко», ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживёт! [1]
Воспитатель: - А сейчас обратите внимание на изображение следующего дерева. Это "хлебное дерево", оно напоминает обычный дуб. Посмотрите какая серая, гладкая у него кора. Плоды образуются по одному или гроздьями на вершинах веток. Молодые плоды имеют зелёный цвет; по мере созревания они обычно становятся сперва желто-зелёными, затем жёлтыми или жёлто-коричневыми. Масса плода — 3-4 кг. После созревания плод становится мягким, мякоть приобретает кремовый или жёлтый цвет и сладковатый вкус. Мякоть созревших плодов (соплодий) хлебного дерева пекут, варят, сушат, засахаривают, едят сырой и даже, разминая и растирая, делают из неё тесто для своеобразных «блинчиков». На вкус эта еда - что-то среднее между картошкой и хлебом. Причем жареный плод хлебного дерева похож – на свежий хлеб.
Воспитатель: - И еще одно дерево, с которым мы вас хотим познакомить это "сырное дерево".
- Как вы думает, почему его так называют (ответы детей). Цветет дерево небольшими белыми ароматными цветами, которые постепенно превращаются в белые плоды. Плоды по запаху напоминают сыр, поэтому называют растение "сырным деревом". Из плодов "сырного" дерева делают соки, также употребляют в сыром виде. В плодах содержится много витамина С.
Психолог: Ребята я предлагаю крепко закрыть глаза и узнать по запаху, что это? (обходит детей). (Дети узнают запах шоколада).
-Ребята! А вы знаете, что есть дерево - какао или "шоколадное" дерево (вывешивает иллюстрацию) Оно растет в тропических лесах.
-Как вы думаете, почему его называют "шоколадным"? (растет шоколад)
-Нет, шоколад на нем не растет, а растут какао-плоды (показывает иллюстрацию). Посмотрите, какао-плоды внешне похожи на огурцы. Плоды растирают и получают какао-порошок. Посмотрите вот из такого какао-порошка получают шоколад, шоколадные конфеты, делают какао. Кто любит какао? Правильно, очень многие любят какао, оно очень полезно и детям и взрослым!
Воспитатель: - Предлагаю нарисовать то дерево, которое больше всего запомнилось.
Рефлексия. Психолог: - Ребята, расскажите какое дерево или деревья вас больше всего поразили. Что нового узнали? (ответы детей) Выставка работ детей, обсуждение.
|