Воск-чудо природы!
Цель: изучить происхождение и особенности пчелиного воска, его свойства, качества и применение.
Задачи:
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информации о пчелином воске и соблюдения правил поведения при проведении опытов с воском, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно - следственные зависимости, умение делать выводы.
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о происхождении, свойствах, формах и видах воска и научить использовать воск, как средство для творчества.
Материал и оборудование: пчелиный воск в виде фигурок животных, свечей, вощины (листов), куска. Коробочка для воска с отверстием. Емкости с водой, салфетки, акварельные краски, кисти, бумага для рисования, белые восковые мелки, восковой пластилин. Наглядный материал (смотри ход занятия).
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада, что всем нам каждый день хочется узнавать что-то новое, как сегодня! Ой, ребята, подождите минуточку, мне кажется, что я слышу какой-то звук, давайте вместе разберемся, прислушаемся (включить аудиозапись звука летящей пчелы или имитировать).
Воспитатель: Ребята, кто это может к нам спешить? Ответы детей.
Воспитатель: Верно, ребята, похоже, к нам пожаловала пчела!
Воспитатель достает пальчиковую пчелу (или картинку).
Воспитатель: Ребята, а Вы не боитесь пчел? Ответы детей.
Давайте узнаем, что она ищет?!
Пчела кружит над детьми и садится на коробочку с воском!
Воспитатель: Ой, кажется, она нашла, что искала! Интересно, что там такое?! Коробочка закрыта, но тут есть отверстие, давайте попробуем определить по запаху. Такой аромат!
Дети пробуют определить по запаху содержимое коробки. Пчела гостит в уголочке.
Воспитатель: Какие, Вы молодцы, знаете, что производят пчелы. Вы все знаете, что пчелы большие труженики, они опыляют растения - переносят пыльцу, из которой делают мед. Пасечники (пчеловоды, показать фото) знают, что весь мед у пчел забирать нельзя, иначе они погибнут от голода. Мед ароматный, но в коробочке оказался не мед, а воск! Его тоже делают пчелы. Из него они строят свои гнезда – соты, которые все находятся в улье (показать картинки с ульем пасечным и диким). Воск - настоящее чудо природы! Воск вырабатывается особыми восковыми железами, расположенными на нижней стороне брюшка рабочей пчелы. Выделяют его только молодые пчёлы. Первоначально воск находится в жидком состоянии, но при контакте с воздухом становиться твердым. Для того, чтобы выделять воск, пчелы должны питаться пыльцой растений (картинки с изображением пчелы на цветке). Чем больше молодых пчел, тем больше воска и меда. Соты (картинка) очищают от меда, и полученный воск нагревают, а затем переливают в форму (можно показать формы). От него долго пахнет медом! Польза пчелиного воска заключается в том, что он помогает заживлять раны, убивает микробов, полезен для нашей кожи. Это полезный и абсолютно не вредный продукт, в нем есть витамины, все же у некоторых людей встречается на него аллергия. Применяется воск во многих областях. До изобретения бумаги люди использовали деревянные дощечки, покрытые ровным слоем воска, на которую наносились буквы. Специальной металлической палочкой с заостренным концом писали, как пером, а тупым концом заглаживали исписанную поверхность. При таком письме можно было легко исправлять ошибки (показать картинку). Сейчас воск купить спешат предприятия - изготовители натуральной косметики и лекарств, товаров для творчества (пластилин, мелки), фирмы - производители свечей, распространители сыра также пользуются покрытием из пчелиного воска для защиты сыра от высыхания (показать крем, свечу или картинки). И, конечно, многие из Вас слышали про музей восковых фигур! Но секрет изготовления воска известен только пчелам! Давайте на минутку превратимся в пчеловодов. Готовы, вставайте на ноги!
Физкультминутка
К пчелкам в гости я пошел (руки на поясе, шагаем на месте).
На лугу их дом нашел (продолжаем ходьбу).
Улей славный на лугу (складываем перед собой вертикально, вместе ладошки лодочкой),
В нем я пчелок всех найду (открываем и закрываем ладошки)
Пчелы слева, пчелы справа (руки на поясе, наклоны туловища по тексту)
Дружно весело жужжат (показываем крылышки и имитируем полет со звукоподражанием): ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ!
Мед отдать свой не хотят (руки складываем перед собой в замочек и делаем повороты головы влево - вправо)!
Опытная часть
Опыт №1
Воспитатель: Ребята, давайте, возьмем в руки по кусочку воска! Какой он на ощупь (гладкий, приятный), а на вид (солнечный, блестящий), а на запах (ароматный, необычный), а на вес (легкий)?!
Делаем совместные с детьми выводы: приятный, гладкий, солнечный, блестящий, ароматный, легкий.
Опыт №2
Воспитатель: Теперь давайте узнаем, тонет ли он в воде (бросаем в емкость с водой комнатной температуры)? Растворяется в воде? Впитывает воду?
Делаем совместные с детьми выводы: не тонет в воде (легче воды), в прохладной воде не растворяется, воду не впитывает.
Опыт №3
Воспитатель: Ребята, я Вам даю по кусочку вощины (лист воска), этот воск я оставляла на батарее и он подогрелся. Попробуйте изменить его форму.
Делаем совместные с детьми выводы: тянется, мнется, меняет форму, при остывании твердеет.
Творческая часть
Воспитатель: Мы столько с вами узнали про пчелиный воск! А чтобы у нас это осталось в памяти, давайте сделаем секретный рисунок. На белом листе нарисуйте, что хотите белым восковым мелком (цветок, бабочку, пчелу, дом, машину и т.д.). Пока Вашего рисунка другие ребята не видят! А теперь закрасим наш лист акварелью. Ура, посмотрите, что у кого пряталось на бумаге! Ну а дома попробуйте полепить из воскового пластилина!
Список литературы
1. https://nsportal.ru/.../konspekt-otkrytogo-meropriyatiya-konspekt-nod-v- sredney-gruppe-na.
2. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2003.
3. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. - Волгоград, 2011.
4. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : метод. рекомендации / Л. Н. Прохорова. – М. : АРКТИ, 2003.
5. Суворин А.В. Пчелы и пасека. Опыт, советы, рекомендации. Феникс, 2002.
6. Шабаршов И.А. Пчела и человек. М.: ПАИ МС, 1997.
|