Критерии написания исторического эссе:
– указать время жизни персонажа с точностью до части века
– назвать не менее трех направлений деятельности
– охарактеризовать каждое направление, не допустив фактических ошибок
– подвести итоги (указать результаты) в количестве не менее трех
ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ. Русская императрица с 1762г по 1796 г. Период царствования получил название «просвещенный абсолютизм»
Направление деятельности характеристика результат
Внутренняя политика:
Реформы в области государственного управления Сенат разделен на 6 департаментов, он стал высшим судебным органом Власть Сената уменьшалась, работа нормализовалась. укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее устаревших её элементов
Ликвидация самоуправления Украины 1764г-ликвидация гетманства и элементов автономии на Украине. Восстановление Малороссийской коллегии .
1775г-упразднена Запорожская Сечь
1783г-запрет крестьянских переходов на Украине Казачество лишилось своих вольностей, введено крепостное право
Подчинение церкви государству 1764г- секуляризация церковных земель. Монастырские крестьяне стали «экономическими» Появился новый источник богатств, церковь подчинена государству.
Совершенствование российского законодательства 1767-68гг.деятельностьУложенной комиссии по выработке новых «разумных законов» на основе «Наказа» Екатерины 2. Основная задача комиссии не была выполнена, выработать новое уложение не удалось.
Изменение и упорядочение административной- территориальной системы 1775г-реформа местного управления. Разделение России на 50 губерний, упразднение провинций. деление на губернии и уезды, сословный суд Формируется система местного самоуправления в которой закрепляется приоритет дворянства.
Укрепление положения дворянства 1762г запрещение без дворянского титула приобретать крестьян для работы на мануфактурах. 1785Г –Жалованная грамота дворянству. Подтверждение всех сословных прав, освобождение от службы, подушной подати, телесных наказаний, право на землю и крестьян, создание дворянских сословных учреждений, присвоение дворянству звания «благородных» Завершилось юридическое оформление дворянства как привилегированного сословия.
Усиление крепостного права 1765г-указ о праве дворянства отдавать своих крепостных на каторжные работы, 1767г- запрещение крестьянам жаловаться на помещиков, раздача крестьян государственных помещикам Кризис барщинно-крепостнического хозяйства, усиление социальной напряженности, выливающейся в крестьянские волнения и войну Е.Пугачева.17773-1775гг.
Поощрение предпринимательста 1765г-Вольное экономическое общество для помощи дворянскому предпринимательству., 1769г-финансовая реформа, введение бумажных денег, таможенные тарифы 1776, 1782, 1796гг. улучшение в животноводстве, урожайности, торговле. Специализация районов, деятельность Всероссийского рынка, ярмарки. Возникновение новых отраслей в промышленности
Закрепление сословной структуры городского населения Жалованная грамота городам. подтверждение прав купечества, разделение городского населения на 6 разрядов. Привилегии для купцов 1и 2 гильдии. введение городского самоуправления Рост городов и городского населения
Внешняя политика :
Восточное направление и западное Русско-турецкая война 1768-74гг и 1787-1791г
1) Западное – разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.);, борьбы в составе коалиций с революционной Францией;
1) получение Россией выхода к Черному морю;
2) вхождение в состав России Северного Причерноморья;
3) вхождение в состав России Крыма;
4) вхождение в состав России Правобережной Украины, Белоруссии, Южной Прибалтики;
5) переход Восточной Грузии под протекторат Российской империи.
В области образования Было составлено Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества. Предлагалось, что в России будет создана сеть воспитательных училищ, где будут формироваться «новые люди» в соответствии с идеями философов -просветителей: в 1760-е гг. были открыты училище при Академии художеств, Смольный институт благородных девиц. Воспитательные дома для сирот в Москве и Петербурге; в 1780-е гг. была проведена школьная реформа, в губернских городах образованы четырехклассные народные училища, в уездных- двуклассные.
Развитие науки, культуры, но преследование свободной мысли.
|