Пояснительная записка. Процесс перехода к системе рыночных отношений в нашей стране требует активной социальной позиции, выражающейся в положительном отношении к рыночной экономике и активном участии в ее развитии, со стороны каждого гражданина. Судьба страны зависит именно от молодого поколения, от его экономической, политической, правовой и нравственной грамотности. Изучение экономики в школе призвано развить экономическое мышление ребенка, сформировать основы его гражданской позиции и приобрести элементарные навыки, необходимые для существования и ориентации в современном рыночном мире. Кроме того, оно должно создать основу для дальнейшего, более глубокого изучения экономики на следующих ступенях школьного экономического образования, сформировать мотивацию к приобретению знаний. Основная задача педагога– создать оптимальные условия на уроках экономики для раскрытия и реализации личностного потенциала детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. Для этого необходима система развивающих уроков, главным стержнем которых является знакомство детей с основными понятиями экономической науки, что обеспечивает базу для расширения их знаний на последующих этапах обучения. Методически процесс обучения экономике может и должен быть построен с применением активных форм: при объяснении нового материала - постановка проблемных вопросов, разрешение практических ситуаций, игры; при закреплении, тренировке, отработке умений - работа в малых группах, решение и самостоятельное составление экономических задач; для усвоения понятийного экономического аппарата - разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок с экономическим содержанием, проведение экономических диктантов, создание творческих работ с экономической тематикой (рисунки, эссе, сочинения, стихи). При применении активных форм и ученик, и учитель выступают как субъекты обучения, в результате которого формируется рациональное экономическое мышление и поведение школьника. Постигая азы экономической теории, школьник должен познакомиться с часто встречающимися в повседневной жизни экономическими понятиями, научиться: понимать их значение и осознанно использовать и в своей речи; объяснять доступные для этого возраста экономические взаимосвязи (например, между ограниченностью и проблемой выбора, между потребителем и производителем, межу доходами и расходами и т.д.), основные экономические принципы (например, добровольный обмен выгоден и продавцу и покупателю) и законы (например, потребности стимулируют производство) на примерах из жизни; наблюдать и объяснять с экономической точки зрения события повседневной жизни; принимать рациональные экономические решения. Изучая данную тему «Рынок и конкуренция» , учитель должен понимать, что данная категория необходима для выработки общей картины формирования рыночных отношений, понимания рыночных способов хозяйствования, понятие конкуренции. Школьники должны познакомиться с понятиями: обмен, деньги, рынок, конкуренция.
Тема урока: « Конкуренция». Цель: познакомить с понятием конкуренции и объяснить, что конкуренция бывает различных видов.
Ход урока. 1. Объявите учащимся, что они узнают тему урока, собрав мозаику. Что это такое они узнают в ходе урока.
2. Объявите учащимся, что сегодня на уроке они являются владельцами кондитерских фабрик. Разделите класс на три группы с равным количеством участников, каждая из которых занимается производством тортов. Для производства торта используется пластилин. Для продажи торта необходимо изготовить упаковку из бумаги.
3. Раздайте учащимся равное количество ресурсов: пластилин, бумага, фломастеры. Объясните, что задача каждой группы сделать один выставочный (рекламный) экземпляр торта с упаковкой. Используя одинаковые ресурсы, каждая группа должна изготовить такой товар, который будет пользоваться спросом.
4. Дайте 10 минут на изготовление и украшение продукции.
5. Обсудите: - Как вы производили свою продукцию? Как вы ее назвали и почему? - Хотелось ли вам подсмотреть, что производили другие? - Если вы подсматривали, старались ли вы сделать так же как у других или лучше? - Почему вы именно так украсили свой торт и коробку? - Присутствовал ли дух соревнования на уроке?
6. Объясните учащимся, что на этом этапе урока они будут выступать уже в роли потребителей. Каждый ученик должен проголосовать за один из тортов, но не за свой. Заполните лист голосования:
7. Обсудите: - Почему выбиралась та или иная продукция? - Есть ли победители в этом соревновании? - В чем они соревновались как производители? - Какой приз (результат) в таком соревновании может быть? - Кто из потребителей смог бы купить этот торт? (тот, кто заплатил бы больше денег) - Является ли это соревнованием между потребителями?
8. Вернитесь к теме урока и спросите учащихся, что такое конкуренция. Конкуренция – это экономическое соревнование. Конкуренция может быть между производителями за получение большего дохода, между потребителями за товар. Предложите учащимся объяснить, что они видят на рисунках.
9.Для закрепления материала предложите учащимся прочитать и обсудить тексты: Триста лет тому назад зеркала умели делать только в одном городе – Венеции. Способ изготовления зеркал венецианцы держали в глубокой тайне. Смертная казнь грозила всякому, кто посмел бы открыть иностранцам секрет зеркального производства. Однажды несколько стекольщиков с большим трудом сбежали вместе с семьями в Париж. А через полтора года после приезда во Францию внезапно умер лучший из мастеров, потом другой. Врачи установили, что смерть произошла от отравления ядом – так отомстили венецианцы. - Почему способ изготовления зеркал в Венеции держали в глубокой тайне?(так как зеркала производились только в одном месте, то их стоимость была очень высокой. Венецианцы боялись конкуренции) - Каким способом пытались сохранить тайну? - Предложите свои способы сохранения тайны. Китайский фарфор ценился в Европе навес золота. Никто не знал, как его делают. Однажды август Сильный. Саксонский король, отдал прусскому королю целый полк солдат за китайский сервиз в 48 предметов. Придворный алхимик Саксонского короля Бётгер нашел разгадку – он изготовил из мейссенской глины прекрасный фарфор, только не белый, как у китайцев, а коричневый. Эта посуда, которую легко узнать по заводскому знаку – двум скрещенным мечам – прославилась во всем мире. А судьба ученого Бётгера была страшна – его вместе с помощниками заточили, как преступников, в мрачный Мейссенский замок и долго держали под стражей. - Почему король так поступил с Бётгером? - Как вы думаете, являются ли такие способы конкуренции честными? Почему?
10. В качестве рефлексии можно предложить детям написать синквейн на тему конкуренция. Синквейн- это стихотворение , которое составляется по особым правилам. Алгоритм составления синквейна: 1. Первая строчка стихотворения - одно из ключевых экономических понятий, существительное. 2. Вторая строчка стихотворения - два прилагательных, которые характеризуют выбранное понятие. 3. Третья строчка - три глагола, характеризующих понятие в действии. 4. Четвертая строчка - краткое высказывание о данном понятии. 5. Пятая строчка - одно слово, существительное, через которое автор выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным ключевым экономическим понятием.
|