Сегодня: 17.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Экономика » Уроки, конспекты


Урок экономики "Рынок и конкуренция" в 5 классе

СКАЧАТЬ (212.0 Kb) 21.11.2013, 23:07
Белякова Наталья Сергеевна
учитель экономики, МБОУ Елизаровская СОШ
Пояснительная записка.
Процесс перехода к системе рыночных отношений в нашей стране  требует активной социальной позиции, выражающейся в положительном отношении к рыночной экономике и активном участии в ее развитии, со стороны каждого гражданина. Судьба страны зависит именно от молодого поколения, от его экономической, политической, правовой и нравственной грамотности. Изучение экономики в школе призвано развить экономическое мышление ребенка, сформировать основы его гражданской позиции и приобрести элементарные навыки, необходимые для существования и ориентации в современном рыночном мире. Кроме того, оно должно создать основу для дальнейшего, более глубокого изучения экономики на следующих ступенях школьного экономического образования, сформировать мотивацию к приобретению знаний.
Основная задача педагога– создать оптимальные условия на уроках экономики для раскрытия и реализации личностного потенциала детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. Для этого необходима система развивающих уроков, главным стержнем которых является знакомство детей с основными понятиями экономической науки, что обеспечивает базу для расширения их знаний на последующих этапах обучения. Методически процесс обучения экономике  может и должен быть построен с применением активных форм: при объяснении нового материала - постановка проблемных вопросов, разрешение практических ситуаций, игры; при закреплении, тренировке, отработке умений - работа в малых группах, решение и самостоятельное составление экономических задач; для усвоения понятийного экономического аппарата - разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок с экономическим содержанием, проведение экономических диктантов, создание творческих работ с экономической тематикой (рисунки, эссе, сочинения, стихи). При применении активных форм и ученик, и учитель выступают как субъекты обучения, в результате которого формируется рациональное экономическое мышление и поведение школьника.
Постигая азы экономической теории,  школьник должен познакомиться с часто встречающимися в повседневной жизни экономическими понятиями, научиться: понимать их значение и осознанно использовать и в своей речи; объяснять доступные для этого возраста экономические взаимосвязи (например, между ограниченностью и проблемой выбора, между потребителем и производителем, межу доходами и расходами и т.д.), основные экономические принципы (например, добровольный обмен выгоден и продавцу и покупателю) и законы (например, потребности стимулируют производство) на примерах из жизни; наблюдать и объяснять с экономической точки зрения события повседневной жизни; принимать рациональные экономические  решения.
Изучая данную тему «Рынок и конкуренция» , учитель должен понимать, что данная категория необходима для выработки общей картины формирования рыночных отношений, понимания рыночных способов хозяйствования, понятие конкуренции. Школьники должны познакомиться с понятиями: обмен, деньги, рынок, конкуренция.

Тема урока: « Конкуренция».
Цель: познакомить с понятием конкуренции и объяснить, что конкуренция  бывает различных видов.

Ход урока.
1.    Объявите учащимся, что они узнают тему урока, собрав мозаику. Что это такое они узнают в ходе урока.

2.    Объявите учащимся, что сегодня на уроке они являются владельцами кондитерских фабрик. Разделите класс на три группы с равным количеством участников, каждая из которых занимается производством тортов. Для производства торта используется пластилин. Для продажи торта необходимо изготовить упаковку из бумаги.

3.     Раздайте учащимся равное количество ресурсов: пластилин, бумага, фломастеры. Объясните, что задача каждой группы сделать один выставочный (рекламный) экземпляр торта с упаковкой. Используя одинаковые ресурсы, каждая группа должна изготовить такой товар, который будет пользоваться спросом.

4.    Дайте 10 минут на изготовление и украшение продукции.

5.    Обсудите:
-    Как вы производили свою продукцию? Как вы ее назвали и почему?
-    Хотелось ли вам подсмотреть, что производили другие?
-    Если вы подсматривали, старались ли вы сделать так же как у других или лучше?
-    Почему вы именно так украсили свой торт и коробку?
-    Присутствовал ли дух соревнования на уроке?

6.    Объясните учащимся, что на этом этапе урока они будут выступать уже в роли потребителей. Каждый ученик должен проголосовать за один из тортов, но не за свой. Заполните лист голосования: 

7.     Обсудите:
-    Почему выбиралась та или иная продукция?
-    Есть ли победители в этом соревновании?
-    В чем они соревновались как производители?
-    Какой приз (результат) в таком соревновании может быть?
-    Кто из потребителей смог бы купить этот торт? (тот, кто заплатил бы больше денег)
-    Является ли это соревнованием между потребителями?

8. Вернитесь к теме урока и спросите учащихся, что такое конкуренция.
Конкуренция – это экономическое соревнование. Конкуренция может быть между производителями за получение большего дохода, между потребителями за товар.
Предложите учащимся объяснить, что они видят на рисунках.

9.Для закрепления материала предложите учащимся прочитать и обсудить тексты:
Триста лет тому назад зеркала умели делать только в одном городе – Венеции. Способ изготовления зеркал венецианцы держали в глубокой тайне. Смертная казнь грозила всякому, кто посмел бы открыть иностранцам секрет зеркального производства. Однажды несколько стекольщиков с большим трудом сбежали вместе с семьями в Париж. А через полтора года после приезда во Францию внезапно умер лучший из мастеров, потом другой. Врачи установили, что смерть произошла от отравления ядом – так отомстили венецианцы.
-    Почему способ изготовления зеркал в Венеции держали в глубокой тайне?(так как зеркала производились только в одном месте, то их стоимость была очень высокой. Венецианцы боялись конкуренции)
-    Каким способом пытались сохранить тайну?
-    Предложите свои способы сохранения тайны.
Китайский фарфор ценился в Европе навес золота. Никто не знал, как его делают. Однажды август Сильный. Саксонский король, отдал прусскому королю целый полк солдат за китайский сервиз в 48 предметов. Придворный алхимик Саксонского короля Бётгер нашел разгадку – он изготовил из мейссенской глины прекрасный фарфор, только не белый, как у китайцев, а коричневый. Эта посуда, которую легко узнать по заводскому знаку – двум скрещенным мечам – прославилась во всем мире. А судьба ученого Бётгера была страшна – его вместе с помощниками заточили, как преступников, в мрачный Мейссенский замок и долго держали под стражей.
-    Почему король так поступил с Бётгером?
-    Как вы думаете,  являются ли такие способы конкуренции честными? Почему?

10. В качестве рефлексии можно предложить детям написать синквейн на тему конкуренция. Синквейн- это стихотворение , которое составляется по особым правилам.
Алгоритм составления синквейна:
1.    Первая строчка стихотворения -  одно из ключевых  экономических понятий, существительное.
2.    Вторая строчка стихотворения - два прилагательных, которые характеризуют выбранное понятие.
3.    Третья строчка - три глагола, характеризующих понятие в действии.
4.    Четвертая строчка - краткое высказывание о данном понятии.
5.    Пятая строчка - одно слово, существительное, через которое автор выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным ключевым экономическим понятием.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: nat-b2022
Просмотров: 5351 | Загрузок: 280 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог