Сегодня: 21.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Экономика » Уроки, конспекты


Урок экономики "Рынок и конкуренция" в 5 классе

СКАЧАТЬ (212.0 Kb) 21.11.2013, 23:07
Белякова Наталья Сергеевна
учитель экономики, МБОУ Елизаровская СОШ
Пояснительная записка.
Процесс перехода к системе рыночных отношений в нашей стране  требует активной социальной позиции, выражающейся в положительном отношении к рыночной экономике и активном участии в ее развитии, со стороны каждого гражданина. Судьба страны зависит именно от молодого поколения, от его экономической, политической, правовой и нравственной грамотности. Изучение экономики в школе призвано развить экономическое мышление ребенка, сформировать основы его гражданской позиции и приобрести элементарные навыки, необходимые для существования и ориентации в современном рыночном мире. Кроме того, оно должно создать основу для дальнейшего, более глубокого изучения экономики на следующих ступенях школьного экономического образования, сформировать мотивацию к приобретению знаний.
Основная задача педагога– создать оптимальные условия на уроках экономики для раскрытия и реализации личностного потенциала детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. Для этого необходима система развивающих уроков, главным стержнем которых является знакомство детей с основными понятиями экономической науки, что обеспечивает базу для расширения их знаний на последующих этапах обучения. Методически процесс обучения экономике  может и должен быть построен с применением активных форм: при объяснении нового материала - постановка проблемных вопросов, разрешение практических ситуаций, игры; при закреплении, тренировке, отработке умений - работа в малых группах, решение и самостоятельное составление экономических задач; для усвоения понятийного экономического аппарата - разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок с экономическим содержанием, проведение экономических диктантов, создание творческих работ с экономической тематикой (рисунки, эссе, сочинения, стихи). При применении активных форм и ученик, и учитель выступают как субъекты обучения, в результате которого формируется рациональное экономическое мышление и поведение школьника.
Постигая азы экономической теории,  школьник должен познакомиться с часто встречающимися в повседневной жизни экономическими понятиями, научиться: понимать их значение и осознанно использовать и в своей речи; объяснять доступные для этого возраста экономические взаимосвязи (например, между ограниченностью и проблемой выбора, между потребителем и производителем, межу доходами и расходами и т.д.), основные экономические принципы (например, добровольный обмен выгоден и продавцу и покупателю) и законы (например, потребности стимулируют производство) на примерах из жизни; наблюдать и объяснять с экономической точки зрения события повседневной жизни; принимать рациональные экономические  решения.
Изучая данную тему «Рынок и конкуренция» , учитель должен понимать, что данная категория необходима для выработки общей картины формирования рыночных отношений, понимания рыночных способов хозяйствования, понятие конкуренции. Школьники должны познакомиться с понятиями: обмен, деньги, рынок, конкуренция.

Тема урока: « Конкуренция».
Цель: познакомить с понятием конкуренции и объяснить, что конкуренция  бывает различных видов.

Ход урока.
1.    Объявите учащимся, что они узнают тему урока, собрав мозаику. Что это такое они узнают в ходе урока.

2.    Объявите учащимся, что сегодня на уроке они являются владельцами кондитерских фабрик. Разделите класс на три группы с равным количеством участников, каждая из которых занимается производством тортов. Для производства торта используется пластилин. Для продажи торта необходимо изготовить упаковку из бумаги.

3.     Раздайте учащимся равное количество ресурсов: пластилин, бумага, фломастеры. Объясните, что задача каждой группы сделать один выставочный (рекламный) экземпляр торта с упаковкой. Используя одинаковые ресурсы, каждая группа должна изготовить такой товар, который будет пользоваться спросом.

4.    Дайте 10 минут на изготовление и украшение продукции.

5.    Обсудите:
-    Как вы производили свою продукцию? Как вы ее назвали и почему?
-    Хотелось ли вам подсмотреть, что производили другие?
-    Если вы подсматривали, старались ли вы сделать так же как у других или лучше?
-    Почему вы именно так украсили свой торт и коробку?
-    Присутствовал ли дух соревнования на уроке?

6.    Объясните учащимся, что на этом этапе урока они будут выступать уже в роли потребителей. Каждый ученик должен проголосовать за один из тортов, но не за свой. Заполните лист голосования: 

7.     Обсудите:
-    Почему выбиралась та или иная продукция?
-    Есть ли победители в этом соревновании?
-    В чем они соревновались как производители?
-    Какой приз (результат) в таком соревновании может быть?
-    Кто из потребителей смог бы купить этот торт? (тот, кто заплатил бы больше денег)
-    Является ли это соревнованием между потребителями?

8. Вернитесь к теме урока и спросите учащихся, что такое конкуренция.
Конкуренция – это экономическое соревнование. Конкуренция может быть между производителями за получение большего дохода, между потребителями за товар.
Предложите учащимся объяснить, что они видят на рисунках.

9.Для закрепления материала предложите учащимся прочитать и обсудить тексты:
Триста лет тому назад зеркала умели делать только в одном городе – Венеции. Способ изготовления зеркал венецианцы держали в глубокой тайне. Смертная казнь грозила всякому, кто посмел бы открыть иностранцам секрет зеркального производства. Однажды несколько стекольщиков с большим трудом сбежали вместе с семьями в Париж. А через полтора года после приезда во Францию внезапно умер лучший из мастеров, потом другой. Врачи установили, что смерть произошла от отравления ядом – так отомстили венецианцы.
-    Почему способ изготовления зеркал в Венеции держали в глубокой тайне?(так как зеркала производились только в одном месте, то их стоимость была очень высокой. Венецианцы боялись конкуренции)
-    Каким способом пытались сохранить тайну?
-    Предложите свои способы сохранения тайны.
Китайский фарфор ценился в Европе навес золота. Никто не знал, как его делают. Однажды август Сильный. Саксонский король, отдал прусскому королю целый полк солдат за китайский сервиз в 48 предметов. Придворный алхимик Саксонского короля Бётгер нашел разгадку – он изготовил из мейссенской глины прекрасный фарфор, только не белый, как у китайцев, а коричневый. Эта посуда, которую легко узнать по заводскому знаку – двум скрещенным мечам – прославилась во всем мире. А судьба ученого Бётгера была страшна – его вместе с помощниками заточили, как преступников, в мрачный Мейссенский замок и долго держали под стражей.
-    Почему король так поступил с Бётгером?
-    Как вы думаете,  являются ли такие способы конкуренции честными? Почему?

10. В качестве рефлексии можно предложить детям написать синквейн на тему конкуренция. Синквейн- это стихотворение , которое составляется по особым правилам.
Алгоритм составления синквейна:
1.    Первая строчка стихотворения -  одно из ключевых  экономических понятий, существительное.
2.    Вторая строчка стихотворения - два прилагательных, которые характеризуют выбранное понятие.
3.    Третья строчка - три глагола, характеризующих понятие в действии.
4.    Четвертая строчка - краткое высказывание о данном понятии.
5.    Пятая строчка - одно слово, существительное, через которое автор выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным ключевым экономическим понятием.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: nat-b2022
Просмотров: 5363 | Загрузок: 282 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог