Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Физическая культура » Разное


Анатомо-физиологические и психологические проблемы развития старшеклассников

СКАЧАТЬ (28.6 Kb) 11.06.2019, 20:06
Якунин Роман Владимирович
Магистрант, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Якунин Роман Владимирович
Магистрант 2-го курса
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева,
Россия, г. Красноярск.
Завьялова Ольга Борисовна,
к.п.н., доцент,
доцент кафедры теории и методики борьбы
Департамент спортивных единоборств

Анатомо-физиологические и психологические проблемы развития старшеклассников
Одним из критериев физического развития в этом периоде считается «костный» возраст или скелетная зрелость. У юношей наблюдается значительный рост позвоночника, причем поясничный отдел развивается быстрее, чем шейный отдел. Своей окончательной длины позвоночник достигает к 23-25 годам. Среднегодовой прирост позвоночника с 15-ти до 18-ти лет составляет от 5-ти до 7-и сантиметров в год. В гоже время рост позвоночника отстает от роста тела. Причиной этому является усиленный рост конечностей. Формирование скелета заканчивается к 18-ти годам полным сращиванием костей газа и грудины, окончательным формированием костей стопы и изгибов позвоночника. В связи с усилением роста в длину, происходит увеличение веса тела, которое может достигать до 4-6 килограммов в год [1].
Увеличение веса может происходить не только из-за энергичного роста, но и из-за увеличения мышечной массы, которая своего интенсивного развития достигает к 17-ти годам. Так Ю.И. Смирнов утверждает, что общий вес мышечной массы в этом возрасте составляет 40-45% от веса тела. Происходит это за счет увеличения числа миофибрилл, являющихся одним из компонентов мышечной массы. Сами мышцы в этом возрасте активно растут в длину и одновременно утолщаются. Мышечное волокно в основном гипертрофируется. Гипертрофия составляет 90%. Образование новых волокон - гиперплазия -представляет незначительную часть до 10%.
Следовательно, увеличение мышечной массы может происходить в основном за счет объема и интенсивности тренировочной нагрузки на скелетные мышцы. Особенно значительно в этом возрасте растет сила мышц верхних конечностей. В тоже время, необходимо ограничивать упражнения, способствующие интенсивному развитию силы, так как это может ограничить рост костей в длину, который в этом возрасте не так интенсивно, но все еще продолжается.
Значительные изменения происходят и в сердечнососудистой системе. В.И. Дубровский считает, что развитие сердца усиленно происходит при повышении двигательной активности. Размеры сердца в 16-17 лет в 15 раз больше сердца новорожденного. С ростом сердца одновременно происходит и рост кровеносных сосудов, но их развитие происходит не пропорционально. Темпы роста сердца всегда опережают темпы роста кровеносных сосудов, в связи с чем, часто происходят нарушения в деятельности сердечнососудистой системы, вызванные этим несоответствием. Такие нарушения вызваны артериальным давлением, которое повышается в результате сопротивления узких сосудов, и сказывается на функциональных резервах сердца, которые в этом возрасте меньше чем у взрослого человека. Неустойчивость в работе сердечнососудистой системы требует осторожности в выборе средств и физической нагрузки в учебно-тренировочном процессе.
Основной проблемой для юношей в этом возрасте при неправильной дозировке занятий может быть вегетососудистая дистония. Одним из показателей в работе сердечно сосудистой системы является частота сердечных сокращений. По ней можно определять воздействие нагрузки на организм юношей. В результате регулярных занятий физической культурой, спортом и применения правильных дозированных нагрузок сердечная деятельность совершенствуется.
Нарушения в деятельности сердечно сосудистой системы могут обуславливаться также и быстрой утомляемостью центральной нервной системы. По мнению Н.А. Фомина и С.Г. Вавилова, эго происходит, но причине того, что процессы возбуждения и торможения в этом возрасте до конца еще не уравновешены. Так как процессы возбуждения являются ведущими, происходит усиление реакции возбуждения и подвижности нервных процессов. Это в свою очередь приводит к реагированию на различные раздражители, что приводит к быстрой утомляемости. Разные отделы нервной системы между собой до конца не сбалансированы[3]. Вегетативная нервная система работает не совсем ритмично, вызывая учащенный пульс и неравномерное наполнение кровеносных сосудов, что может приводить к вегето сосудистой дистонии, слабости мышц и упадку сил. Такое состояние нервной системы влияет на процессы регуляции, саморегуляции и психические состояния. Может проявляться раздражительность, утомляемость, эмоциональная неустойчивость. В сфере личности создается впечатление, что юноша ленив. Поэтому задача учителей и тренеров по возможности сглаживать эту противоречивость и крайность в состояниях. К концу юношеского возраста формирование вегетативной системы заканчивается, возрастает роль коры головного мозга, усиливаются процессы торможения, что приводит к уравновешенности в поведенческих актах и устойчивости психики.
Дыхательная система в этом возрасте гоже имеет свои особенности. М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов считают, что изменение в дыхательной сфере происходит одновременно с развитием костной, мышечной и кровеносной систем. Объем легких меняется в большую сторону с увеличением массы сердца. Не смотря на увеличения объема легких, мозг испытывает дефицит кислорода, так как дыхание является учащенным. Это может вызывать головные боли. Аэробные нагрузки обеспечивают интенсивную перестройку органов дыхания - дыхание становится реже и глубоким. В тоже время этот возрастной период характеризуется устойчивостью к гипоксии, что может создавать обморочные состояния при нахождении в душном помещении, либо, при чрезмерной физической или анаэробной нагрузке[2].
Необходимо остановиться еще и на таком функциональном показателе, как конституциональные особенности, без учета которых нельзя составить полную картину об индивидуальных особенностях организма. Так А.С. Солодков и Н.Б. Сотский, считают, что, несмотря на то, что тип конституции предопределен в основном генетическими параметрами, все равно он может меняться в зависимости от различных заболеваний и под воздействием факторов окружающей среды.
Т.В. Алейникова, В.И. Дубровский, В.Н. Федорова, Г.И. Попов обращают внимание на то, что в настоящее время уменьшается число юношей имеющих нормальное соотношение длины и массы тела. Причем происходит сокращение тех, кто имеет избы точную массу тела и увеличивается число с низкой массой тела. В тоже время, мы нс можем с полной уверенностью утверждать, что в одной группе занимающихся юношей будут находиться такие, которые будут иметь приблизительно одинаковые конституциональные особенности. Как правило, осуществить отбор в условиях школьной секции трудно, так как на внеурочные занятия приходят все желающие, и эго не всегда спортивные дети.
Основными типами телосложений многие авторы считают: астеноидный, дигестивный, торакальный и мышечный. Каждый из этих типов отличается друг от друга:
- юноши асгеноидного типа телосложения отличаются высоким ростом, узким и уплощенным туловищем, тонким костяком и слабой мускулатурой;
- юноши дигестивного типа телосложения отличаются избыточным
жироотложением;
- юноши торакального типа телосложения отличаются грудной клеткой цилиндрической формы и умеренно развитой мускулатурой;
- юноши мышечного типа телосложения отличаются рельефно развитой мускулатурой.
Учитывая, что в юношеском возрасте уже заканчивается складываться тип телосложения, свойственный взрослому человеку, который определяется по признакам степени развития скелетных мышц, жироотложения, формы грудной клетки и живота, соотношения длины и массы тела, и их пропорций, мы можем говорить о том, что каждый из этих типов заслуживает своего особого индивидуального подхода в развитии физических качеств. Имеются сведения, что если для каждого из этих типов подобрать специально направленные физические упражнения, то путем их воздействия можно астсноидный тип перевести в торакальный, а торакальный и дигестивный тип перевести - в мышечный[4].
В возрасте 11-13 лет у мальчиков изменяется тембр голоса в связи с ростом связок и развития горловых мускулов и хрящей. Голос грубеет. Длится этот процесс в течение двух лет. Увеличиваются размеры яичек и полового члена. На лице начинает расти первая щетина. Со временем волосы на ногах становятся гуще, растительность наблюдается под мышками и в паху. Рост волос длится вплоть до окончания подросткового периода. Начинает расти грудная клетка, появляется мускулатура, шире становятся плечи. Отмечается непроизвольное семяизвержение в то время, пока мальчик спит, так называемые поллюции: подобное считается нормальным.
Важным периодом переходного возраста у мальчиков считается возраст от 14 до 18 лет, когда начинается бурное формирование половых функций.
В это время в организме происходит выработка гормонов, из-за чего у юноши наблюдается резкая смена настроения, он часто ведет себя агрессивно по отношению к родителям и друзьям. Любое событие в этот период воспринимается особенно остро. В особенности сильный дискомфорт для юноши причиняет половое влечение.
Подростковый возраст у девочек наступает с 10 лет, но есть и те, кто придерживается мнения, что этот период может начаться в 8. Первым делом происходит расширение костей таза, бедра и ягодицы становятся более округлыми. По этой причине увеличивается масса тела. Этот процесс может длиться и после переходного периода и завершается к 22 годам. Околососковый кружок припухает и становится более заметным[4].
Как и у мальчиков, появляется растительность на лобке и в подмышечных впадинах, но у девочек она не такая густая. Увеличиваются в размерах молочные железы. Первые менструации могут наступить как в 11-12 лет, так и значительно позже – в 14-16. Первое время менструальный цикл не отличается стабильностью, но спустя год месячные происходят регулярно, в определенное время каждые 21-35 дней. Рост волос под мышками и на лобке продолжается. Отсутствие вторичных половых признаков в возрасте 13 лет или менструаций в 16 лет является поводом для визита к врачу.
Переживая переходный возраст, ребенок становится подростком, но не взрослым. Он прекрасно осознает, что его тело и организм меняются, из-за чего у него возникают противоречивые эмоции.
Подростковый период указывает на то, что он больше не ребенок, и это нормально, но это порождает страх перед изменениями в организме, особенно часто дети испытывают стеснение, если переходный возраст у них наступил раньше, чем у их друзей.
Перемены в теле подросток пытается спрятать под одеждой, которая находится в тренде у молодежи, он выбирает такие вещи, которые будут отвлекать все внимание на себя. Свое поведение подросток подстраивает под то, как ведут себя его старшие товарищи, таким образом, идентифицируя себя с ними. В этот период ему нужно все самое лучшее, как у всей модной молодежи.
В то же время подросток изо всех сил старается самоутвердиться, показывая, что он ничуть не хуже других, а в некоторых талантах превосходит сверстников.
Зачастую подросток начинает соперничать не только с друзьями, но и с родителями.
Проигрыш его не устраивает, а неудачи, которые случаются не так часто, будут причинять сильную боль, что станет причиной глубокой депрессии, нежелания общаться или раздражительности и беспричинной агрессии.
Внешние изменения приносят в жизнь подростка немало переживаний: его волнует все, от неравномерно растущей щетины на лице вплоть до лишнего, по собственному мнению, веса.
Те части тела, которые не подверглись изменениям, подросток все равно начинает критиковать. Уши или нос кажутся ему нелепыми, слишком большими или маленькими[5].
Часто многие переживания мальчиков основаны на том, что они по-прежнему худые, но тело сильно вытянулось вверх.
Сексуальная привлекательность тела волнует подростков не меньше остального. Все внимание в этот период они обращают на то, насколько красива их кожа, соответствую ли параметрам идеала половые органы. Эти проблемы воспринимаются особенно остро в связи с тем, что начинает расти интерес к противоположному полу, подросток старается всячески понравиться своей первой влюбленности.
Все это становится причиной конфликтов с семьей или сверстниками, неврозом. У девочек в этот период часто развивается анорексия из-за диет. Нередко недовольство собственной внешностью становилось причиной самоубийства.
В этот период любое неаккуратное замечание причиняет подростку душевную боль, особенно, если оно касается его внешнего вида. В результате он начинает чувствовать себя ущербно и неполноценно.
Молчание не всегда является признаком того, что подростку нет дела до того, как он выглядит, поэтому родителям рекомендуется поддерживать своего ребенка и не позволить ему жить с комплексами.
Начинаются проблемы с родителями, которые все еще воспринимают подростка как ребенка и не позволяют ему принимать серьезных решений. Многие дети в этот период желают самостоятельности и признания.
Например, подростки начинают подражать взрослым, часто вступают в споры, чтобы отстоять свои интересы, назло поступают так, как делать не велят.
Но несмотря на это, они все еще не готовы нести ответственность за то, что сделали, и не всегда осознают, что у всего бывают последствия: многие необдуманные поступки доводят до больших проблем.
Тяжелее всего переходный возраст проходит у девочек. Они рано начинают воспринимать себя, как взрослых, у них появляется стремление доказать всем свою самостоятельность, несмотря на отсутствие возможностей. Из-за этого девушки вынуждены просить помощи у родителей, что наносит ущерб их гордости. Это самая распространенная причина внутреннего конфликта у девочек во время взросления.
Как и девушки, юноши испытывают потребность в том, чтобы доказать всем, что они уже взрослые. Связано это с ощущением увеличения физической силы и началом половой активности. Необходимость самоутверждения делает невозможным сохранять спокойствие и принимать взвешенные решения. В этот период характер подростка становится трудно-контролируемым.
Низкая самооценка и чувство, что никому нет дела до его проблем, доводят подростка до глубокой депрессии. Статистика показывает, что каждый десятый подросток, переживая переходный возраст, думает о суициде. Психологические проблемы приносят страдания как юношам, так и девушкам.
Чувства ущербности, одиночества опасны для подростка. Согласно данным, полученным в ходе исследования среди подростков, каждый четвертый из ста переживал серьезную депрессию.
Если не принимать меры, то состояние подростка ухудшается: меняется его мышление и поведение, повышается риск того, что он причинит себе вред.
Таким образом, рассмотрев основные анатомические и физиологические особенности юношей в этом возрасте, можно утвердительно говорить, что в этом возрастном периоде в основном заканчиваются процессы морфофункционального созревания как органов, так и систем организма. Многими авторами также показано, что физиологические процессы, происходящие в организме юношей, во многом зависят от их физического развития, в основе которого лежит и процесс физического воспитания. Следовательно, умелое сочетание учителем знаний о возрастном развитии и методик воздействия на системы организма, для воспитания необходимых кондиций, должно быть в основе тренировочного процесса.

Список литературы
1. Изменение массы тела в процессе спортивной тренировки [Электронный ресурс] // sportain.ru. URL: http://sportain.ru/view_post.php?id=89. 7

2. Влияние аэробных нагрузок на организм человека [Электронный ресурс] // Спортивный клуб единоборств "Магма". URL: http://www.magma-team.ru/kursovye-i-diplomnye-raboty-po-fizicheskoy-kulture/vliyanie-aerobnyh-nagruzok-na-organizm-cheloveka.
3. Пизова Н.В. Утомляемость, астения и хроническая усталость. Что это такое? [Электронный ресурс] // Medi.ru. URL: https://medi.ru/info/12119/.
4. Зайцева, В. Конституция, телосложение, характер [Электронный ресурс] // Здоровье детей. - 2005. - №18. URL: http://zdd.1september.ru/article.php?ID=200501804.
5. Петрова А. Основные переживания подростка [Электронный ресурс] // Психологи на b17.ru. URL: https://www.b17.ru/article/31753/


Категория: Разное | Добавил: Yakuninroman
Просмотров: 746 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог