Педагогические условия социальной адаптации воспитанников школы-интерната: теоретико-методологический аспект. С каждым годом в нашей стране растет число социальных сирот, которые проживают в детских домах, школах-интернатах и других учебно-воспитательных учреждениях. Проживание в таких условиях может неоднозначно сказаться на развитии детей данной группы и их дальнейшей социализации. В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). Следовательно, Россия, как и большинство стран, ставит перед собой важную задачу, которая заключается в создании условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, находящихся в учреждениях интернатского типа, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Одной из важнейших предпосылок успешной деятельности воспитанников является их адаптация к условиям обучения и воспитания. Особую роль при этом играет социальная адаптация. Социальную адаптацию воспитанника школы-интерната в современной психолого-педагогической науке рассматривают как процесс, который обеспечивает интеграцию воспитанников в общество сверстников, как особую социальную группу с принятием ее норм, ценностей, требований и стандартов (И. С. Кон, А. В. Мудрик). Таким образом, в учреждениях данного вида необходимо создавать педагогические условия, которые будут способствовать успешной социальной адаптации воспитанников. Все вышесказанное обусловило выбор темы исследования: Педагогические условия социальной адаптации воспитанников школы-интерната: теоретико-методологический аспект. Цель исследования: выявить педагогические условия социальной адаптации воспитанников школы-интерната. Объект исследования: социальная адаптация воспитанников учебно-воспитательного учреждения закрытого типа. Предмет исследования: педагогические условия социальной адаптации воспитанников школы-интерната. Гипотеза: социальная адаптация воспитанников школы-интерната будет успешной при следующих педагогических условиях: 1. осуществление воспитательного процесса через микро группы по 3-5 человек по семейному принципу; 2. система самоуправления и самообслуживания; 3. соблюдение режима и распорядка дня. Задачи исследования: - теоретический анализ литературы по проблеме социальной адаптации; - обобщить и проанализировать подходы к пониманию социальной адаптации в современной психолого-педагогической литературе; - изучить специфику социальной адаптации детей в условиях интернатских учреждений; - определить педагогические условия социальной адаптации. Методы исследования: - метод синтеза; - метод анализа; - метод конкретизации.
|