На основании изучения и анализа научно - методической литературы по проблеме исследования и полученных данных в ходе эксперимента можно сделать следующие выводы:
Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно сложном и равномерном изменении в его отдельных органах и системах, заканчивается окостенение большей части скелета. В данном возрастном периоде, по сравнению с предыдущим, наблюдается снижение прироста в развитии координационных способностей. Тем не менее у юношей сохраняются еще не малые резервы для улучшения двигательных способностей, особенно если это делать систематически и целенаправленно. В этом смысле круговой метод ведения урока позволяет разнообразить виды физических упражнений, легко дозировать интенсивность и объем заданий, повышать эмоциональность учащихся, что способствует формированию адекватной самооценки личности, нравственного самосознания.
Круговая тренировка ("из круга в круг") - это такая методическая форма занятий, которая представляет собой последовательное выполнение (по кругу) специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы.
Для экспериментальной методики нами были разработаны комплексы круговой тренировки для юношей 10 - Х классов по усовершенствованию процесса развития общей выносливости.
Основная сущность круговой тренировки заключается в том, что весь объем специально смоделированного комплекса упражнений подлежит нормированному выполнению в строго заданном временном интервале, определенной последовательности, при непременном условии постепенного перехода к прогрессирующим нагрузкам с учетом индивидуальных особенностей физического развития учащихся, где средствами варьирования нагрузки в круговой тренировке являются: интервалы отдыха между кругами; интервалы отдыха между "станциями"; интенсивность выполнения упражнений; количество кругов в одном занятии; количество "станций" в круге; количество повторений каждого упражнения.
Для достижения поставленной цели и решения задач был организован и проводился педагогический эксперимент на базе общеобразовательной школы с. Краснотуранска. В эксперименте приняли участия юноши 16-17 лет, учащиеся 10-х классов, из которых были сформированы группы испытуемых по 10 человек в каждой.
Оба класса, в которых обучались испытуемые, уроки физической культуры посещали 2 раза в неделю по общешкольному расписанию во вторник и четверг. Юноши из контрольной группы (10 "Б" кл.) продолжали заниматься по традиционной программе и адаптированной методике обучения и развития. В учебный процесс по физической культуре для 10 - х классов была внедрена экспериментальная методика по развитию общей выносливости.
Общая выносливость, т.е. способность длительное время проявлять оптимальное мышечные усилия, - это одна из наиболее значимых физических способностей. От уровня ее развития во многом зависит успешность профессиональной, бытовой, военной и спортивной двигательной деятельности. Для объективности суждений исследования и обоснования гипотезы были использованы метод контрольных испытаний. Предложенные тесты и пробы соответствовали валидности при изучении всестороннего физического развития под целенаправленным воздействием. Так для исследования общей работоспособности сердца применялся индекс Руфье (проба Руфье Диксона); общей выносливости 12 - минутный бег Купера; ИГСТ (Гарвардский степ - тест) - скорости восстановления. Обсуждение полученных результатов свидетельствует, что применяемая методика круговой тренировки достаточно эффективна, и имеет место на уроках физической культуры в школе, где урок регламентирован по времени, а круговая тренировка затрачивает минимальное время с положительно максимальным приростом результата. Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовки спортсмена в процессе тренировки. Развивая выносливость учащихся следует не забывать другие физические качества (ловкость, силу, гибкость).
Рост объема общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается объем средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается объем общей подготовки. В комплексе круговой тренировки постепенно меняем упражнения общей подготовки на упражнения специальной направленности.
Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, их постоянный рост на протяжении тренировочного процесса.
Каждый период очередного цикла начинается и завершается на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующим периодом предыдущего цикла.
Увеличивая скорость, сложность, дополнительную нагрузку и объем, переходя на следующий цикл подготовки.
Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, юношами.
Список литературы
1.Максачук, Е.П. Средства и методы развития общей выносливости у школьников [Текст] / Е.П. Максачук // XVIII научно- практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». Материалы конференции. — Коломна: Министерство образования РФ.- 2008. - С.125.
2.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физ. культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2001.-543 с.
3.Буянов, В.Н. Физическая культура и спорт (лекционный курс для студентов I III курсов) / В. Н. Буянов. – Ульяновск : УлГТУ, 2011. – 310 с.
|