Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Физическая культура » Разное


Статья "Уроки физкультуры как средство физического воспитания младших школьников"

СКАЧАТЬ (54.5 Kb) 17.10.2015, 14:43
Гришанова Надежда Александровна
учитель физической культуры, МОУ "СОШ № 83" г. Саратов
В связи с тем, что до сих пор урок остается основной формой организации обучения школьников и занимает основное время их пребывания в школе, то именно он является основным средством в осуществлении физического воспитания подрастающего поколения. При этом отметим, что уроки физкультуры занимают одно из главных мест в педагогическом процессе общеобразовательной школы среди других его учебных предметов в физическом воспитании и развитии учащихся,  так как физическая культура – это часть общей человеческой культуры, это совокупность достижений общества в создании и использовании средств физического совершенствования человека. Это, пожалуй, единственный предмет, который формирует у младших школьников грамотное отношение к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости сохранения и укрепления здоровья и самосовершенствования, что является важным и необходимым с первых лет обучения в начальной школе. В старших классах для физического воспитания школьников используются и другие предметы, при изучении которых особенно ценным является учебный материал, связанный с гигиеной тела и поддержанием нормальных физиологических процессов в организме. Главным в их изучении является не только знакомство с вопросами режима питания, труда и отдыха человека, влияния естественных сил природы на укрепление его здоровья, но и использование полученных знаний в своей жизни. 
В процессе физического воспитания у младших школьников закладываются основы физического и духовного здоровья, которое является базой для разностороннего развития их личности. Основу физической культуры учащихся начальной школы составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование их природных качеств и способностей.
Обращение к нормативным документам, а именно к Государственному стандарту общего среднего образования по физической культуре, позволило конкретизировать целевые ориентиры в преподавании учебного предмета «Физическая культура» посредством решения следующих базовых задач:
- развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- овладение технологиями современных оздоровительных систем физической культуры;
- освоение системы знаний о физической культуре, ее связи с физическим воспитанием и спортивной подготовкой, роли в формировании здорового образа жизни и сохранении творческого долголетия;
- формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями. 
Перечисленные выше задачи играют роль ориентировочных установок для всех сторон целенаправленного использования учебного предмета «Физическая культура» на начальной ступени обучения школьников.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы по рассматриваемой проблеме показал, что основными задачами физической культуры в младшем школьном возрасте являются:
- укрепление здоровья;
- содействие физическому развитию: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов;
- формирование и совершенствование жизненно-важных двигательных умений и навыков, воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.),
- содействие развитию психических процессов, формирование у учащихся положительного отношения к физической культуре.
Решением обозначенных задач  в начальной школе призваны заниматься учителя физической культуры, именно им отводится важная роль в физическом воспитании здорового подрастающего поколения, являющимся органической частью воспитания вообще.  
Конкретизация учителем физкультуры основных задач физического воспитания, вытекающих из общей цели педагогического процесса, предполагает нацеленность, во-первых, на развитие у младших школьников интереса к физической культуре, укреплению своего здоровья, а, во-вторых, на вовлечение их в спорт.
Для решения этих задач в процессе преподавания физической культуры в начальных классах необходимо использовать различные приемы, средства, методы, формы организации учебного процесса, его содержание.
Учитель физической культуры должен уметь эффективно организовать урок, уметь грамотно формулировать цель и задачи урока и доносить их в доступной форме до сознания учащихся, знать терминологию и уметь оптимально её использовать. Ведь, отношение школьников к преподавателю, а как следствие и к учебному предмету, формируется с первых уроков. Поэтому как учитель себя преподнесет, как будет себя вести, так дети к нему и будут относиться. В начальной школе важно завоевать расположение младших школьников к учителю, а для этого необходимо выбирать правильный стиль общения с ними, но в тоже время давать понять, что его надо слушаться и выполнять его задания. С первых уроков необходимо использовать правильную терминологию, приучать детей к дисциплине, научить их построению, различным командам, потому что если не сделать этого в начале, в дальнейшем переучить учеников будет очень сложно.
Учитель физической культуры обязательно должен знать о состоянии здоровья школьников, о предписанных медработниками противопоказаниях и с учетом этого, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей как для мальчиков, так и для девочек подбирать физические упражнения.  Так как, если физические упражнения будут достаточно сложными, школьники не смогут их выполнить, им на уроках физкультуры будет не интересно. Поэтому начинать надо с выполнения элементарных упражнений и постепенно их усложнять, доводить до совершенства.
Одной из главных задач учителей физкультуры является формирование у учащихся начальной школы положительного отношения к физической культуре. Создание положительного эмоционального фона формируется у школьников еще до начала урока и должно сохраняться на всем его протяжении. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Это можно достичь, разнообразив проведение урока, следующими способами: использовать  фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать различные новые физические упражнения; менять обстановку, условия урока (например, переход из спортивного зала на воздух); использовать игровой и соревновательный методы, командные спортивные игры для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры.
Учитель должен хвалить младших школьников за их успехи и подбадривать при неудачах. Замечания им лучше делать в более мягкой форме по сравнению со старшеклассниками по выполнению упражнений и исправлять ошибки сразу как они случились, а не откладывать на окончание урока, так как школьники могут сразу их исправить и порадоваться тому, что у них получилось, а значит оставить в памяти только хорошие впечатления.
Личный пример учителя физкультуры, во многих случаях, дает толчок к занятиям физической культурой, мотивирует школьников на процесс их физического и спортивного самоопределения. Поэтому  учитель физкультуры должен быть всегда опрятно одет в спортивную форму, иметь хорошую физическую подготовку, обязательно уметь сам выполнять те упражнения, которые отрабатывает с учащимися.  А также, стараться как можно чаще организовывать и принимать активное участие во всех внеклассных и внешкольных спортивно-массовых мероприятиях совместно со школьниками, организовывать  занятия в различных спортивных секциях во внеурочное время, личным примером пытаться показать учащимся необходимость и пользу занятий спортом.
Урок физкультуры с младшими школьниками строится также как и в старших и включает в себя три части: подготовительную, основную и заключительную. Первая часть урока предполагает обязательное  проведение разминки с целью подготовки школьников к выполнению его основных задач. В заключительной части урока, лучше всего проводить подвижную игру или эстафету. Участие в играх и эстафетах, требующих проявления двигательной активности учеников, позволяет им усваивать правила и нормы рациональных форм движений, развивать психические и физические качества, коммуникативные способности. Такие уроки физической культуры приносят удовлетворение и радость школьникам, они двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, они видят учителя в хорошем настроении, знают и наглядно ощущают результаты своего труда.
Домашние задания на уроках физической культуры способствуют выполнению школьниками физических упражнений ежедневно, что приучает их регулярно заниматься физическими упражнениями и становится повседневной потребностью. А учителю необходимо обязательно проверять их выполнение.
Ну, а самое главное, чтобы у учителя физической культуры «горели глаза», ему нравилась его работа, он любил детей, стремился бы научить детей чему-то для них новому, радовался вместе с ними одержанным победам и спортивным достижениям, переживал неудачи, с большим энтузиазмом подходил к своей работе, ведь школьники все видят и чувствуют.
Подводя итог, можно сказать, что роль самого предмета «Физическая культура» в современной школе важна и актуальна, а личный пример учителя, преподающего этот учебный предмет,  будет для младших школьников намного эффективнее, чем наставления и назидания, что позволит  воспитывать веселое, жизнерадостное, а главное здоровое подрастающее поколение


Категория: Разное | Добавил: NadezhdaAleksandrovna | Теги: Статья, Физическая культура
Просмотров: 3722 | Загрузок: 88 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог