Аннотация: План-конспект занятия по спортивному туризму по теме «Техника безопасности в водном туризме». Занятие рассчитано на детей 13-16 лет. На занятии применяются современные образовательные технологии, в том числе информационные средства обучения, технологии КТД, игровые технологии.
Цель урока: обучение юных туристов правилам безопасного поведения в природной среде.
Задачи:
- обучающие:
1.1. познакомить учащихся с видами активного отдыха на природе;
1.2. определить общие правила безопасности во время активного отдыха на воде;
1.3. выявить последовательность действий в экстремальной ситуации на сплаве.
- воспитательные:
2.1. воспитывать чувство самосохранения и ответственности за личную безопасность;
2.2. формировать ценностное отношение к своему здоровью и жизни, а так же к жизни товарищей.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация по теме, специальное снаряжение (каска, спасательный жилет, спасательный конец).
Тема занятия: «Техника безопасности в водном туризме».
Продолжительность занятия: 80 минут.
Участники занятия: дети 13 – 16 лет, 12 – 15 человек.
Применяемые современные образовательные технологии:
№
|
СОТ
|
Способ воплощения в занятии
|
-
|
Технология эвристической беседы
|
Обсуждение предлагаемых педагогом вопросов; стимулирование активности учащихся при усвоении теоретического и практического материала
|
-
|
Здоровьесберегающие технологии
|
Включение в занятие упражнений на расслабление: дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика
|
-
|
Мультимедийные технологии
|
Использование обучающей презентации
|
План занятия:
Название этапа
|
Вид деятельности
|
Продолжительность
|
Организационный этап
|
Приветствие участников, обозначение темы занятия
|
5 мин.
|
Основной этап
|
Теоретическая часть – эвристическая беседа с учащимися, просмотр обучающей презентации.
|
30 мин.
|
Физкультурная пауза
|
15 мин.
|
Практическая часть – закрепление пройденного материала в виде ответов на контрольные вопросы.
|
20 мин.
|
Заключительный этап
|
Обратная связь, подведение итогов
|
10 мин.
|
Общая продолжительность
|
80 минут
|
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занятие по технике безопасности водного туризма. Как вы думаете, чем отличается водный туризм от пешего или горного? Какое снаряжение необходимо взять с собой на сплав? На чем можно сплавляться?
(Дети отвечают на вопросы)
(Демонстрация плав. средств в презентации)
Педагог: Итак, в водном походе мы будем встречаться с препятствиями различной категории сложности. В зависимости от категории сложности мы будем применять разные виды страховки или не применять ее вовсе. Как вы думаете что является препятствием в водном туризме?
(Дети отвечают на вопрос)
Педагог: В водном туризме существует 6 категорий сложности препятствий, мы будем подробно разбирать первые 3, остальные категории требуют серьезной квалификации и физических данных (демонстрация препятствий в презентации). К 4 и 5 категориям вернемся позже. На 1 и 2 категориях страховка не нужна, за исключением случаев, когда на простых препятствиях проводят учебно-тренировочные занятия. Но помимо страховки, существует просмотр препятствия, просмотр - это мероприятие, в ходе которого экипажем определяется оптимальная линия движения в пороге, шивере и т.д., его необходимо проводить на всех препятствиях выше 2 категории сложности.
Но прежде чем начинать сплав, необходимо помнить о личной безопасности. В специальное снаряжение водного туриста входит: спасательный жилет и каска.
(наглядная демонстрация)
Страховка бывает разная. С берега спасательным концом. С берега - живцом. С воды. Комбинированная.
(демонстрация препятствий в презентации, физ. минутка)
Страховка спасательным концом осуществляется на сравнительно узких участках реки чуть ниже участка препятствия, вызывающего опасения. Спасатель должен быть поставлен на берегу таким образом, чтобы он мог (с запасом) докинуть спасательный конец до основной струи, "бочки", прижима и т.п. Очень неплохо, если рядом есть «улово». На спасателе в обязательном порядке должны быть спасательный жилет и каска, его ногам должен быть обеспечен надежный упор в берег. Как вы думаете почему?
(Дети отвечают на вопрос)
Так же существует страховка с воды. На страховке, ниже препятствия, должно находиться как минимум одно судно. Если это байдарки - лучше, когда судов два. Судно ставится ниже препятствия, в суводи или у берега, таким образом, чтобы оно успело догнать перевернувшуюся лодку и экипаж. Если препятствие длинное или проходящий препятствие экипаж скрыт элементами рельефа, в пределах видимости обоих экипажей (идущего и страхующего) ставится сигнальщик.
Сигнальщик ставится и в местах, где имеется не читаемое с воды препятствие. В этом случае задача сигнальщика - указать (или исправить) линию движения судна. Как вы думаете, какими способами сигнальщик и экипаж общаются?
(Дети отвечают на вопрос, Педагог показывает сигналы, после чего дети и педагог выполняют.)
Педагог: Комбинированная страховка, это страховка в которой применяются все вышеперечисленные способы страховки. Теперь закрепляем пройденный материал, отвечая на вопросы из презентации (презентация), (практически работаем со снаряжением: каска, спасательный жилет), (дети надевают спасательный жилет и каску на время, отвечают на вопросы.)
|