Сегодня: 13.08.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Физика и астрономия » Разное


Учебно-методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине ОУД.10 ФИЗИКА (для студентов 1 курса)

06.01.2020, 00:53
Ашастова Елена Александровна
преподаватель, ГБПОУ МО "МОМК №3" (Шатурский филиал)
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Московский областной медицинский колледж №3
имени Героя Советского Союза З. Самсоновой»
(Шатурский филиал)

Учебно-методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине
ОУД.10 ФИЗИКА
(для студентов 1 курса)

дисциплина
ОУД.10 Физика

Шатура
2019
РАССМОТРЕНО
На заседании ЦМК общеобразовательных,
общегуманитарных, социально-экономических,
математических и естественно-научных дисциплин
Протокол № _____
от «_____» ______________ 20____ г.
Председатель ЦМК ___________ Е. В. Митрохина УТВЕРЖДАЮ
Зав. отделом по учебно-воспитательной работе _________________ Л. В. Карпухиной
«____» _________________ 20____г.

Автор: Е. А. Ашастова, преподаватель физики (высшая квалификационная категория)


Методические указания предназначены для оказания помощи студентам 1 курса в подготовке и проведении лабораторных работ, предусмотренных программой учебной дисциплины для освоения ФГОС среднего общего образования по физике.
В методических указаниях определены цели и задачи выполнения лабораторных работ, дается план проведения и порядок оформления работ, критерии оценивания. Рекомендации универсальны, и могут использоваться при выполнении лабораторной работы любой тематики.
Текущие лабораторные работы представлены в логической последовательности, согласно учебному плану. Дано подробное описание конкретной лабораторной работы, контрольные вопросы или дополнительное задание к работе.

Предназначены студентам специальностей СПО:

- 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)

Содержание
Стр.

1 Пояснительная записка 4
2 Техника безопасности при выполнении лабораторных работ 5
3 Подготовка к лабораторной работе 6
4 Выполнение лабораторной работы 7
5 Оформление лабораторной работы 8
6 Критерии оценивания лабораторной работы 9
7 Лабораторная работа №1. Исследование движения тела под действием постоянной силы 11
8 Лабораторная работа №2. Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения 14
9 Лабораторная работа №3. Измерение влажности воздуха 16
10 Лабораторная работа №4. Измерение поверхностного натяжения жидкости 19
11 Лабораторная работа №5. Наблюдение роста кристаллов из раствора 21
12 Лабораторная работа №6. Изучение закона Ома для участка цепи 22
13 Лабораторная работа №7. Изучение явления электромагнитной индукции 24
14 Лабораторная работа №8. Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити 25
15 Лабораторная работа №9. Изучение интерференции и дифракции света 28
Литература 30

Пояснительная записка
Лабораторные работы по физике - основные виды учебных занятий, направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений.
Цель методических указаний – оказать помощь обучающимся в подготовке и выполнении лабораторных работ, а также облегчить работу преподавателя по организации и проведению лабораторных занятий.
Методические указания по проведению лабораторных работ разработаны согласно рабочим программам по учебной дисциплине Физика и требованиям к умениям и знаниям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО).
Методические указания по выполнению лабораторной работы содержат теоретические основы, которыми студенты должны владеть перед проведением лабораторной работы; описание приборов и материалов; рекомендации по проведению самостоятельных исследований.
Систематическое и аккуратное выполнение всей совокупности лабораторных работ позволит обучающемуся овладеть умениями самостоятельно ставить физические опыты, фиксировать свои наблюдения и измерения, анализировать их, делать выводы в целях дальнейшего использования полученных знаний и умений.
Целями выполнения лабораторных работ является:
- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам учебной дисциплины «Физика»;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов; аналитических, проектировочных, конструктивных и др.
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива, ответственность.
Для более эффективного выполнения лабораторных работ необходимо повторить соответствующий теоретический материал, а на занятиях, прежде всего, внимательно ознакомиться с содержанием работы и оборудованием.
В ходе работы необходимо строго соблюдать правила по технике безопасности; все измерения производить с максимальной тщательностью; для вычислений использовать калькулятор.
Лабораторные работы выполняются по письменным инструкциям. Каждая инструкция содержит краткие теоретические сведения, относящиеся к данной работе, перечень необходимого оборудования, порядок выполнения работы, контрольные вопросы и литературу.
Все лабораторные работы должны быть выполнены и защищены в сроки, определяемые программой или календарным планом преподавателя. Студенты, не получившие зачет, к экзамену не допускаются.
Внимательное изучение методических указаний поможет выполнить работу.

Техника безопасности при выполнении лабораторных работ
- ход в кабинет осуществляется только по разрешению преподавателя.
- На каждом занятии преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности и напоминает студентам о бережном отношении к лаборатории и о материальной ответственности каждого из них за сохранность оборудования и обстановки лаборатории.
- При обнаружении повреждений оборудования персональную ответственность несут студенты, выполнявшие лабораторную работу на этом оборудовании. Виновники обязаны возместить материальный ущерб колледжу.
- При ознакомлении с рабочим местом проверить наличие комплектности оборудования и соединительных проводов (в случае отсутствия, какого либо элемента, необходимо немедленно сообщить об этом преподавателю).
- Если во время проведения опыта замечены какие-либо неисправности оборудования, необходимо немедленно сообщить об этом преподавателю.
- После окончания лабораторной работы рабочее место привести в порядок.
- Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.
- Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.
- Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
- Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.
- Перед тем как приступать к работе, уясните ход ее выполнения.
- Постоянно следите за исправностью всех креплений в приборах, предназначенных для вращения.
- При выполнении опыта колебаний груза на стальном полотне или подвешенного на нити груза, следует надежно укрепить груз, чтобы он не сорвался.

Подготовка к лабораторной работе
При подготовке к работе рекомендуется придерживаться следующего плана:
- Прочитать название работы и выясните смысл всех непонятных слов.

- Прочитать описание работы от начала до конца, не задерживаясь на выводе формул. Задача первого прочтения состоит в том, чтобы выяснить, какова цель лабораторной работы, какой физический закон или явление изучается в данной работе и каким методом она проводится.

- Прочитать по учебнику материал, относящийся к данной работе. Разобрать вывод формулы по учебнику (если это необходимо). Найти ответы на контрольные вопросы, приведенные в конце описания работы (если они имеются).

- Рассмотреть по учебнику устройство и принцип работы приборов, которые будут использоваться в работе.

- Выяснить, какие физические величины и с какой точностью будут непосредственно измеряться, единицы измерений.

- Рассмотреть в описании лабораторной работы принципиальную схему эксперимента и таблицу, в которую будут заноситься результаты измерений. Если таблицы в работе нет, составить ее.

- Продумать, какой окончательный результат и вывод должен быть получен в данной лабораторной работе.

Выполнение лабораторной работы
- При выполнении работы вначале следует ознакомиться с приборами. Нужно установить их соответствие описанию, выполнить рекомендованную в описании прибора последовательность действий по подготовке прибора к работе.

- Определить цену деления шкалы прибора и его погрешность измерений.

- Провести предварительный опыт с тем, чтобы пронаблюдать качественно изучаемое явление, оценить, в каких пределах находятся измеряемые величины.

- Затем приступайте к измерениям. Следует помнить, что всякое измерение, если только это возможно сделать, должно выполняться больше, чем один раз.

- Производимые по приборам измерения записываются сразу же после их выполнения в том виде, как они считаны со шкалы прибора. Единицы измерений должны быть записаны в заголовке соответствующей таблицы или в столбце с результатами измерений в СИ.

- Все записи при выполнении лабораторной работы должны вестись исключительно в тетради для лабораторных работ (можно и на черновике или специально подготовленном бланке (протоколе) для черновых записей. Данный бланк является черновиком, а тетрадь - чистовиком. Ее следует вести самым аккуратнейшим образом. В тетради для лабораторных работ оформляется выполненная работа согласно указанию по ее выполнению.

Оформление лабораторной работы

Правильно оформленная лабораторная работа должна содержать в себе следующие разделы:

Название работы и её №.
Цель работы.
Оборудование.
Порядок выполнения работы.
Рисунок или схема установки с используемыми в работе символами измеряемых величин (при необходимости).
Данные для расчёта погрешности измерений.
Результаты всех прямых измерений и вычислений в виде таблицы.
Графики.
Вывод (должен соответствовать цели работы).

ОБРАЗЕЦ отчета выполнения лабораторной работы

Лабораторная работа №1
Определение показателя преломления стекла

Цель работы: определить показатель преломления стекла с помощью плоскопараллельной пластинки.

Оборудование: плоскопараллельная пластинка, булавки, линейка, транспортир.

Ход работы:

Вывод: Экспериментально определив показатель преломления стекла, мы доказали, что эта величина постоянна для двух сред, не зависящая от угла падения.

* если в работе имеются контрольные вопросы, то после вывода необходимо дать полные ответы на контрольные вопросы.

Критерии оценивания лабораторной работы

Оценка «5» ставится, если обучающийся выполняет работу в полном объеме с соблюдение6м необходимой последовательности проведения опытов и измерений, самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдает требования правил техники безопасности, правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены все требования к оценке «5», но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной ее части позволяет получить правильный результат и вывод, или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов, или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если обучающийся не соблюдал правила техники безопасности.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1.

Тема: «Исследование движения тела под действием постоянной силы»

Цель работы: исследовать движение тела под действием постоянной силы по известным результатам (смотреть в таблице 1) экспериментов; экспериментально определить свойства сил трения покоя и движения; определить массу тела.

Порядок выполнения работы:

= kN

№ опыта =0,08
=0,13
=0,18

F,H Н , F,H Н , F,H Н ,
1 10 -1,0 0,00 2,0 -2,0 0,00 3,0 3,0 0,00
2 1,5 -1,5 0,00 2,5 -2,5 0,00 3,5 -3,5 0,00
3 2,0 -1,7 0,15 3,0 -2,7 0,13 4,0 -3,8 0,10
4 2,5 -1,7 0,39 3,5 -2,7 0,37 4,5 -3,8 0,34
5 3,0 -1,7 0,63 4,0 -2,7 0,60 5,0 -3,8 0,58
6 3,5 -1,7 0,87 4,5 -2,7 0,84 5,5 -3,8 0,82
7 4,0 -1,7 1,10 5,0 -2,7 1,08 6,0 -3,8 1,06
8 4,5 -1,7 1,34 5,5 -2,7 1,32 6,5 -3,8 1,30
9 5,0 -1,7 1,58 6,0 -2,7 1,56 7,0 -3,8 1,53
10 5,5 -1,7 1,82 6,5 -2,7 1,80 7,5 -3,8 1,77
m ,кг

1. Постройте на одном чертеже графики зависимости силы трения от внешней силы и ускорения от внешней силы.

2. По наклону графика ɑ = f(F) определите значение m, используя формулу

m =

= = = 2.1 кг
=
=
3. Вычислите среднее значение m и абсолютную ошибку значения m

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2.

Тема: «Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения»

Цель работы: научиться измерять влажность воздуха.

Оборудование: психрометр, психрометрическая таблица.

Порядок выполнения работы:

1. Опыт 1. Надуть резиновый шарик и отпустить его. Шарик приходит в движение. Объяснить явление.
2. Опыт 2.
- Подготовьте таблицу в тетради для записи результатов измерений и вычислений
№ опыта m1,
кг m2,
кг ℓ,
м S0,
м S1,
м S2,
м υ1,
м/с u1,
м/с u2,
м/с m1υ1,
кг∙м/с m1u1,
кг∙м/с m2u2,
кг∙м/с
1 - - - - - -
2 - - - - - - - - -
среднее значение - -

- Измерьте длину подвесов.
- Отклоните шар большей массы на 5 см от положения равновесия (S0) и отпустить его.
Заметьте максимальное отклонение S1 и S2 шариков после удара.
- Повторите опыт, отклоните шар большей массы на 7 см от положения равновесия (S0) и отпустить его, найдите среднее значение отклонения S1 и S2.
- Рассчитайте скорость шаров по формуле: υ1= S0 , u1 = S1 , u2 = S2 , и их импульсы по формуле: m1υ1; m1u1; m2u2.
- Заполните таблицу данными.
- Сравните импульс шара до и после удара с суммой импульсов шаров после удара по формуле: mυ1= mu1 + mu2
- Сделайте вывод о выполнении закона сохранения импульса.

3. Письменно ответьте на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы:
1. Что такое импульс материальной точки? По какой формуле он находится?
2. Импульс – величина векторная или скалярная?
3. Запишите формулу и формулировку закона сохранения импульса?
4. Выполняется ли закон сохранения импульса при распаде тела?
5. Какое движение называется реактивным?
6. Выполняется ли закон сохранения импульса при реактивном движении?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3.

Тема: «Измерение влажности воздуха»

Цель работы: научиться измерять влажность воздуха.

Оборудование: психрометр, психрометрическая таблица.

Порядок выполнения работы:
2. Рассмотреть устройство психрометра (рисунок 1).
3. По показаниям сухого термометра измерить температуру воздуха tсухого в помещении.
4. Записать показания термометра, резервуар которого обмотан марлей tвлажного
5. Вычислить разность показаний термометров Δt = tсухого - tвлажного
6. По психрометрической таблице определить влажность воздуха φ
7. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу.
8. Сделайте вывод о том, нормальная ли влажность воздуха в помещении.
9. Ответьте письменно на контрольные вопросы (текст вопроса можно не переписывать).

tсух, c tвл, c


Категория: Разное | Добавил: ashastova
Просмотров: 212 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 13.08.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог