Сегодня: 21.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Физика и астрономия » Уроки, конспекты


Интегрированный урок (химия + физика) на тему: "Д. И. Менделеев – физик, химик". 8-й класс

СКАЧАТЬ (335.6 Kb) 16.03.2019, 12:26
Карташова Л.Н. Сафонова И.В.
учитель химии, учитель физики, МКОУ "Ржавская СОШ" Пристенского района Курской области
Эпиграф урока «Химия и физика так соединились, что одна без другой в совершенстве быть не могут». М.В. Ломоносов

Форма урока: интегрированный урок.
Цель урока: повысить мотивацию учащихся к изучению химии и физики через знакомство с жизнью и научными открытиями Д.И.Менделеева.

Задачи урока:
• Образовательная: познакомить учащихся с научными исследованиями и достижениями Д. И. Менделеева, развивать понятия о Периодической системе, о химическом элементе, признаках химических реакций, рассмотреть строение электронных оболочек атома с учетом принципа Паули, расширять кругозор учащихся; систематизировать базисные знания из курсов 7-8 класса физики и химии, а так же расширить их дополнительными сведениями из истории физики и химии.
• Воспитательная:воспитать чувство ответственности.воспитывать интерес к науке, чувство гордости за свою страну и российского великого ученого Д.И. Менделеева и русского народа давшего - великого русского ученого, развивать интерес к истории Родины;
• Развивающая: развивать ассоциативное мышление, творческие способности, умение наблюдать. Показать все величие гениального предвидения Д.И. Менделеева сумевшего на основе систематизирования и обобщения создать систему периодических элементов, давшую новый толчок в развитии отечественной науки и науки всего мира.

Тип урока: формирование и совершенствование знаний

Вид урока: путешествие в прошлое

Оборудование:портрет Д. И. Менделеева, таблица периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева; компьютерная презентация, видеоролик,
Воздушные шарики, шприц, стеклянная банка.

Реактивы: серная кислота (конц), нитрат аммония, вода, сульфат меди (обезв)

Ход урока.

I. Сообщение темы и цели урока.(слайд 1)

Учитель химии: ООН объявила 2019 год Международным годом Периодической таблицы химических элементов. В честь 150 – летия Периодической таблицы в России и в мире пройдут масштабные мероприятия, посвящённые Дмитрию Ивановичу Менделееву и его научному наследию.Сменяются события, времена, но остается память о человеке, о подвиге, о судьбе. Наш урок посвящен человеку энциклопедических знаний, человеку, который сделал так много для своей страны и всего мира, что невозможно рассказать обо всех его открытиях и достижениях. Весь мир знает и помнит Дмитрия Ивановича Менделеева.

Учитель физики: Проходит время, сменяются события, но остается память о человеке, о подвиге, о судьбе.
До тех пор, пока человека помнят, он с нами.
Много великих имён на планете.
Их уважают за подвиг и труд.
Сегодня мы вспомним ярчайшее имя на свете:
Дмитрий Иванович Менделеев – потомки забыть тебя не дадут.

(видеоролик)

УХ: В этом году исполняется 185 лет со дня рождения русского ученого, патриота России Дмитрия Ивановича Менделеева и 150 лет со дня открытия–Периодического закона и его графического отображение таблицы.
Давайте перелистаем страницы жизненного и научного пути этого ученого, работы которого относятся к химии, физике, геологии, метеорологии и другим наукам.Сам Менделеев утверждал, что его прославили три открытия. Два из них - исследование упругости газов и теория растворов, а третье - открытие Периодического закона.

Учащийся 1. .(слайд 2)

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ "Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию." - М.Монтень МЕНДЕЛЕЕВ, Дмитрий Иванович ( 1834 - 1907 ) - великий русский ученый; открыл периодический закон химических элементов, являющийся естественно-научной основой современного учения о веществе. Менделееву была вручена медаль Коплея, по своему значению сравнимая с Нобелевской премией, введенной позже. Менделеев опубликовал за свою жизнь 431 научную работу, в том числе 99 работ были посвящены различным областям техники. В области химии Менделеев был физиком, а в физике интересовался химической проблемой. Этот уроженец города Тобольска, закончивший с золотой медалью педагогический институт, говорил о себе: "Сам удивляюсь, чего только я не делывал на своей научной жизни". Он изобрел новый вид пороха, защитил докторскую диссертацию "О соединении спирта с водой", организовал Главную палату мер и весов в России, писал работы по воздухоплаванию, метеорологии, экономике, сельскому хозяйству, народному просвещению. Но свое самое знаменитое открытие Д.И.Менделеев совершил в 1869 году, он открыл Периодический закон, который принес ему всемирную славу. Д.И. Менделеев писал о себе: "Первая моя служба - Родине, вторая - просвещению, третья - промышленности."

Учащийся 2. (слайд 3)
Как известно, Д. И. Менделеев, составляя периодическую таблицу химических элементов, оставлял пустые места для еще не открытых, но, по его убеждению, существующих в природе элементов. В первую версию таблицы Менделеева вошли 63 элемента, открытые на момент ее создания. В настоящее время почти все клетки таблицы, кроме первой, уже заполнены. Интересно, что первую клетку своей таблицы Менделеев поместил атом Эфира. Кроме того, в дополнение к существующим 8 группам Менделеев ввел новую группу элементов - нулевую с одним единственным элементом, который он назвал Ньютонием. Это был популярный в 19 веке Мировой Эфир! В 1875 г. он изобрел стратостат, а в 1887 г. во время солнечного затмения один поднялся на воздушном шаре для изучения явлений, наблюдаемых при затмении. За этот подвиг Французская Академия наук наградила его золотой медалью, на которой был выбит девиз: "Так идут к звездам!". Этот девиз принадлежал братьям Монгольфье. Д.И. Менделеев был членом более 100 академий и научных обществ всего мира. Увидев однажды корректуру своей статьи, подписанной его полным научным титулом, ученый засмеялся и сказал, что так печатать нельзя, так как титул был длиннее, чем у царя! Д.И.Менделеев был членом Американской, Бельгийской, Венгерской, Датской, Краковской, Римской, Парижской, Прусской и Сербской академий наук, членом-корреспондентом Венгерской академии наук, Королевского Общества наук в Геттенгене, Королевской Академии наук в Риме и Королевской Академии наук в Турине, доктором Геттенгенского, Глазговского, Йельского, Кембриджского, Оксфордского, Принстонского и Эдинбургского университетов. Именем Менделеева названы: подводный хребет в центральной части Северного Ледовитого океана; вулкан нао. Кунашир юго-западнее города Южно-Сахалинск; ледник, находящийся в массиве Вольта; кратер на Луне, вблизи моря Москва; 101-ый химический элемент менделевий.
Учащийся 3: (слайд 4)
В 1905 году Д. И. Менделеев скажет: «Всего более четыре предмета составили моё имя: периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциации и „Основы химии“. Тут моё богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною…». О своём учебнике” Основы химии” он писал: ” любимое дитя моё. В них - мой образ, мой опыт педагога и мои задушевные научные мысли”. Этот учебник- первое стройное изложение курса неорганической химии на основе Периодического закона, на нём воспитывались многие поколения химиков. Учебник выдержал восемь изданий в России, при жизни автора, переведён на английский, немецкий, французский языки. «Основы химии» – это памятник, который по силе своего замысла и глубине мысли,, является таким же величайшим проявлением человеческого гения, как ”Божественная комедия” Данте, как” Страшный суд” Микеланджело, как “Девятая симфония” Бетховена”. Это ещё одна научная победа и решённая проблема Менделеева.

Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: irinka-saf45
Просмотров: 1233 | Загрузок: 27 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог