География – один из общеобразовательных предметов, изучаемых в старших классах специальной (коррекционной) школы для детей с нарушениями интеллекта.
Географические знания способствуют развитию мышления, памяти, речи, воспитанию положительных черт характера и любви к Родине. В 9 классе изучается «География материков и океанов. Государства Евразии»
В предлагаемом пособии для учета и контроля теоретических знаний учащихся представлены тесты по темам курса географии 9 класса. Правильный учет знаний ребенка с ограниченными возможностями является довольно сложной задачей. Умственно отсталый ученик не всегда владеет речью в такой степени, чтобы без затруднений излагать свои знания. Поэтому выявление знаний только через устную речь нельзя признать полным и объективным. Учитывая особенности детей с интеллектуальными проблемами развития, необходимо использовать различные виды проверочных работ и применять различные способы учета знаний и умений учащихся. Обычный опрос в силу речевых особенностей и эмоционально-волевой сферы отдельных учеников не дает полного представления об усвоении знаний. Поэтому на уроках географии предоставляется возможность использование учета знаний учащихся с помощью тестов. Тестовые задания обеспечивают общий опрос, не занимающий много учебного времени. Данная форма контроля позволяет учителю получать объективные данные об усвоении учебного материала всеми учащимися класса. Анализ результатов выполнения тестовых заданий также дает возможность оказывать нуждающимся в этом ученикам целенаправленную помощь.
Тестирование - активная и увлекательная форма проверки и самопроверки знаний, используемая в современной школе. В данный авторский сборник включены как тематические, так и вопросы занимательного характера.
Тесты должны быть составлены с учетом требований к знаниям и умениям учащихся, заявленным действующей программой по географии. Тестовый контроль может проводиться как по итогам определенных – четвертных, годовых отрезков времени, так и по темам. Тестирование используется для выявления индивидуальных различий и учебных способностей учащихся и помощи учителю в определении и оценке эффективности используемых приемов, форм и способов объяснения нового материала. Тестирование учащихся коррекционной школы, как и любая форма проверочной работы, требует определенной подготовки. Прежде всего, необходимо обеспечить обучение детей пониманию способа выполнения задания в виде теста. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья характерна тенденция, приступать к выполнению задания без должной, предварительной ориентировки в нем, без анализа его условий и требований, без активной мыслительной работы над выбором правильного действия, правильного ответа, которые обеспечили успешность его выполнения. Также следует принять во внимание тот факт, что одним из существенных недостатков умственной деятельности учащихся школы VIII вида является то, что они не всегда в состоянии правильно понять прочитанный ими текст, вопрос.
Для предупреждения ошибок, вызванных недопониманием прочитанного, учителю в период, предшествующий проверочной работе, необходимо включать вопросы из тестовых заданий в содержание уроков, как в устной, так и письменной форме, например на отдельной карточке. Так учащиеся могут достаточно прочно усвоить значение типичных вопросов и формулировок. Такого рода опросы могут быть проведены:
- на этапе проверки усвоения учебного материала текущего урока;
- во время актуализации знаний, необходимых для объяснения нового материала;
- при повторении пройденного ранее материала.
При тестировании обязательной является точная формулировка вопроса или задания, желательно теми же словами или фразами, которые уже употреблялись на уроках. Поэтому тестирование для учащихся уже не будет чем-то абсолютно новым и незнакомым, а форма подачи задания и способ его выполнения не вызовут у детей затруднений. При проведении тестирования, учитель сам читает вопросы и предложенные ответы учащимся, испытывающим затруднения в чтении и понимании прочитанного текста, а ученик выбирает из них правильный ответ и называет его.
Оценка устных и письменных работ.
«Отлично» оценивается тест, если верно выполнено 100% заданий;
«Хорошо» оценивается тест при выполнении от 60% до 90% заданий; «Удовлетворительно» при выполнении от 40% до 60% заданий.
Автор предлагает разработанные и апробированные тематические тесты по географии для учащихся 9 классов. Практическая направленность сборника заключается в том, что тесты оказывают существенную помощь учителю в контроле и учете знаний учащихся.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|