Нун Екатерина Олеговна,
ГБОУ СПО города Москвы Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента №23,
преподаватель
Статья «Применение рейтинговой системы контроля знаний обучающихся на уроках географии»
Аннотация:
Вопрос систематического контроля качества учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении образовательного процесса.
Педагогический коллектив ГБОУ Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента №23 в течение нескольких лет успешно использует современные педагогические технологии. Одной из них является рейтинговая система контроля знаний. Применяемая технология полностью соответствует требованиям ФГОС СПО. Считаю целесообразным применение данной системы в курсе изучения учебной дисциплины «География», а также рекомендую воспользоваться преподавателям других общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин.
Применение
рейтинговой системы контроля знаний обучающихся
на уроках географии
Вопрос систематического контроля качества учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении образовательного процесса. Необходимо отслеживание этого процесса по единой методике, корректировка действий преподавателя, успешное освоение предметов обучающимися.
Система менеджмента качества включает мониторинг качества образовательного процесса. Английское слово monitoring от лат. monitor (предостерегающий) означает контроль. Однако в отличие от общепринятого понимания контроля педагогический мониторинг представляет форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, обеспечивающую непрерывное слежение за их состоянием, а также дающую возможность прогнозирования развития педагогических систем.
Педагогический коллектив ГБОУ Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента №23 в течение нескольких лет успешно использует современные педагогические технологии. Одной из них является рейтинговая система контроля знаний.
Применяемая технология полностью соответствует требованиям ФГОС СПО.
В курсе изучения учебной дисциплины «География» применяют разные формы контроля, что является обязательным условием эффективного учебного процесса. О компетентностном подходе, в условиях реализации ФГОС СПО, должен знать не только преподаватель, но и сами обучающиеся. Только при правильно организованной системе учета баллов в процессе обучения рейтинговая система приводит к развитию личности обучаемого, к созданию условий для высокопродуктивной деятельности преподавателей и к подготовке квалифицированного, компетентного конкурентноспособного молодого специалиста.
Проверка знаний учитывает оценку не только теоретических знаний, но и практических умений. Все разнообразие учебной деятельности обучающихся на учебных занятиях ставит перед необходимостью разработки таких подходов к контролю, которые бы учитывали знания, добытые студентами разными путями с учетом его индивидуальных особенностей.
Рейтинговая система контроля знаний имеет следующие цели :
1. способствовать развитию познавательного интереса, развитию творческой деятельности и активности в процессе изучения дисциплины.
2. сблизить цели и задачи преподавателей и студентов для достижения единого результата – усвоения раздела предмета.
Задачи рейтинговой системы:
• повышение мотивации студентов к усвоению знаний, умений, навыков;
• повышение уровня эффективности педагогического процесса;
• максимальное раскрытие студентами своих способностей.
Рейтинг – это суммарная оценка, характеризующая уровень и объем работы студентов в процессе освоения и закрепления учебного материала.
Внедрение рейтинговой системы контроля в учебном процессе дает следующие преимущества:
• знания становятся более прочными,
• повышается учебная дисциплина,
• развивается чувство сознательности среди обучающихся,
• достигается регулярное выполнение домашнего задания и освоение предмета в системе,
• обеспечивается ритмичная, систематическая максимально мотивированная работа как обучающихся, так и преподавателей.
Освоенное содержание рейтинговой системы контроля знаний:
весь курс разбивается на темы и разделы, контроль по которым обязателен. По окончанию каждого раздела проводится достаточно полный контроль знаний с оценкой в баллах. В конце обучения определяется кумулятивный показатель как сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая оценка. Обучающиеся, имеющие итоговую сумму 86-100% могут быть освобождены от зачета.
Рейтинговая система контроля знаний не требует какой – либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с лекционно-семинарской и блочно-модульной системой обучения.
Данная система исключает всякое унижение личности, позволяет самому обучающемуся оценивать свои способности и возможности, но эта система не допускает пересдачи на более высокую оценку, т.е. стимулирует обучающегося на добросовестную работу в течение всего семестра.
Преимущества рейтинговой системы контроля знаний:
1. текущий рейтинг – оценка работы студента на практических занятиях,
2. промежуточный рейтинг – сумма баллов по окончанию учебного модуля,
3. творческий рейтинг – участие в конференциях, работа в кружке, индивидуальная творческая работа и др.,
4. итоговый рейтинг – оценка работы обучающихся на итоговом занятии,
5. суммарный рейтинг – полная сумма баллов за семестр с учетом всех видов рейтинга.
При тематическом учете знаний по всем темам заводится индивидуальный журнал группы. При таком учете знаний обучающиеся (а при необходимости и родители) имеют ясную картину.
Объективная оценка – 10 баллов за устный или письменный опрос. Максимальная оценка при выполнении домашних заданий, заданий по контурной карте – 5 баллов. При выполнении дополнительных заданий от 3 до 5 баллов. Предусматривается и система штрафов за невыполнение задания в срок ( -2 балла), а также за опоздания и нарушение дисциплины.
В первом разделе выведен критерий посещаемости: при посещении занятия студент получает в свою «копилку» 1 балл, что позволяет решить проблему пропусков занятий по неуважительной причине (особенно это актуально на старших курсах).
Критерий качества - позволяет оценить все виды деятельности на занятиях (устный и письменный опрос, тестовый контроль и др.)
Итоговый рейтинг включает в себя сумму баллов за посещаемость, выполнение заданий, за творчество.
Суммарный рейтинг – это сумма всех текущих баллов. Учебный материал, усвоенный на 91-100% соответствует оценке «5», 81-90%-оценке «4», а 71-80%- оценке «3».
Творческий рейтинг позволяет выполнять дополнительные задания: рефераты, таблицы, кроссворды, наглядные пособия. Творческие задания выполняются с учетом специфики выбранной специальности. Например: для специальности 080214 Операционная деятельность в логистике целесообразнее предложить задание «Транспорт мира. Эффективное использование» или для специальности 262017 Конструирование, моделирование и технология изделий из кожи «Будущее легкой промышленности», «Развитие обувной промышленности в мире». В связи с тем, что по каждому разделу разрабатывается перечень тем и список рекомендуемой литературы с учетом компетентностного подхода, то работа с ней способствует более глубокому изучению предмета.
После проведения сравнительного анализа успеваемости по предмету с проведением РСКЗ и при работе по традиционной системе, были выявлены следующие результаты:
• значительно возрастает средний балл,
• возрастает и качество знаний.
Таким образом, анализ практики показал, что РСКЗ позволяет более успешно воздействовать на познавательную активность, дифференцировать обучающихся по уровням учебных возможностей, систематизировать контроль, оказывать мотивационное воздействие на личность, изменять формы и виды деятельности.
Методическое оснащение технологии:
для каждой группы заводится индивидуальный балловый журнал, разработано методическое пособие для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, подготовлены творческие и дополнительные задания, разработан фонд оценочных средств.
При всех преимуществах данной технологии следует отметить, что рейтинговая система требует от преподавателя много времени и сил при регулярной проверке заданий, своевременном подсчете баллов, анализе и рецензировании работ.
Считаю целесообразным применение данной системы в курсе изучения учебной дисциплины «География», а также рекомендую воспользоваться преподавателям других общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин.
Литература:
1. Ефремова, Ж.Д. Рейтинговая технология управления обучением / Ж.Д. Ефремова. – Труды 6-й международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сборник 6. – Часть I. – Ростов н/Д.: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2008. – С. 270-275.
2. Шехонин, А.А. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний / А.А. Шехонин, В.А. Тарлыков // Высшее образование в России. – 2011. – № 6. – С. 22-30
|