Создание эвристических заданий
по географии.
В свете последних изменений в образовании: переход на ФГОС, личностное ориентирование образования, введение профильности, индивидуальных образовательных программ и траекторий учащихся, развитие эвристического образования ведет к тому, что должен измениться образовательный процесс и главный его инструмент – урок.
А.В.Хуторской и его коллеги считают, что учителя проигрывают уже на этапе разработки плана урока, не видя конкретного ученика, по старинке транслируя информацию. А ученик не понимая, цели своего присутствия на уроке, в лучшем случае защищается, т.е. ведет себя агрессивно, в худшем – пассивно наполняется информацией, которая для него не имеет смысла. Поэтому, считает А.В.Хуторской, учителя должны иначе взглянуть на урок.
Что такое урок по Хуторскому?
1.Урок самореализация ученика;
2. Урок открытие нового;
3.Урок создания образовательных продуктов- внутренних –развитие личностных, познавательных, творческих, оргдеятельностных качеств и внешних – создание собственного продукта: таблица, сочинение, составление концепций и понятий. Одним из действенных инструментов решения данных задач урока, является использование на уроках диагностических заданий эвристического характера.
Алгоритм создания диагностического задания:
1. Название задания;
2. Фундаментальные образовательные объекты;
3.Виды деятельности;
4. Образовательный продукт;
5.Методы выполнения задания;
6.Текст задания
7.Критерии оценивания
Пример эвристического задания когнитивного типа:
1. Деревня маленьких людей.
2. Природные зоны. Влажные экваториальные леса Африки. 7 класс.
3. Виды деятельности: когнитивные, регулятивные, ценностно-смысловые.
4. Образовательный продукт: таблица, рисунок, составление меню, схема.
5. Методы выполнения задания: прочитай, заполни таблицу, нарисуй, составь.
6. Текст задания: Прочитайте тест.
Ранним утром вместе с проводником наша группа отправилась в гости к маленьким людям Африки – пигмеям. Утро было ясное, теплое, влажное, душное, температура достигла 28 градусов. Вдоль дороги стояли вечнозеленые деревья-гиганты, обвитые до самых вершин лианами. Среди них я узнала красное дерево, эбеновое дерево, под которыми росли масличные пальмы. С дороги свернули в темную чащу леса, куда изредка проникал солнечный луч. Идти пришлось гуськом, продираясь через заросли папоротников, пальмы, банановою траву, мелкие, но колючие кустарники. В настороженной тишине изредка слышались крики обезьян: мартышек или шимпанзе. Под пологом леса слышались хрюканье и визг свиньи-пекаря. В различных ярусах леса пролетали яркие попугаи. Лицо облепили комары и мухи огромных размеров. Вдруг дорогу пересекла колония кочующих муравьев, которая после себя оставила голую красно-желтую почву. На подходе к деревне небо потемнело. Следуя по пятам за проводником, мы с большим трудом забрались в крайнюю хижину. Из грозовых туч полил прямой ливень, как из ведра. Пережидая дождь, проводник поведал нам, что такая погода здесь бывает каждый день. Вскоре посветлело, появилось солнце, и мы увидели, что деревня пуста. По прочитанному тексту составьте таблицу:
климат почвы представители растительного мира представители животного мира
Нарисуйте африканский многоярусный экваториальный лес. Составьте меню совместного ужина. Ответьте на вопрос: Почему люди, проживающие в лесу, имеют маленький рост?
7. Критерии оценки: задание оценивается в 5 бальной системе:
оценка содержание
5 -заполнены все колонки таблицы фактической информацией,
- рисунок показывает многоярусность леса,
- меню ужина соответствует произрастающей флоре и фауне,
- ответ на вопрос включает в себя 3 умозаключения, на основе проведенных исследований.
4 -заполнены все колонки таблицы фактической информацией,
- рисунок показывает многоярусность леса,
- меню ужина соответствует произрастающей флоре и фауне,
- ответ на вопрос включает в себя 2 умозаключения, на основе проведенных исследований.
3 -заполнены все колонки таблицы фактической информацией,
- рисунок показывает многоярусность леса,
- меню ужина не соответствует произрастающей флоре и фауне,
- ответ на вопрос включает в себя 1 умозаключения, на основе проведенных исследований или нет ответа
Еще один пример задания.
Текст задания: Баобаб – дерево африканских саванн. Живет баобаб до 5 тысяч лет, но определить его возраст точно не возможно. Ствол достигает толщины 40 метров, но африканцы говорят, что из него не разожжешь даже маленького костра. Листья сбрасывает летом. Объясните, почему невозможно определить возраст баобаба? Почему его древесина не горит? Почему листья растут зимой, а не летом? Составьте несколько вариантов ребусов слова баобаб. Придумайте и запишите рассказ о жизни старого баобаба.
7 Критерии оценки: задание оценивается в 5 бальной системе
оценка содержание
5 -ответы на вопросы изложены правильно и полно;
-составлено 2-3 ребуса;
-рассказ отражает сезонные изменения климата
4 то же , что и на «5», но допущены 1-2 ошибки или недочеты.
3 - ответы на вопросы изложены не полно;
- составлен 1 ребус
- в рассказе допущены ошибки обнаруживающие не понимание темы сезонности саванн.
В пользу эффективности применения диагностических заданий на уроках географии говорят следующие факты: возрастает образовательная продуктивность учащихся, ученики приходят к выстраиванию личностной системы знаний. Создание образовательного продукта мотивирует учебную деятельность. Творческая результативность обучения влияет на развитие личностных качеств учащихся: креативных, когнитивных, оргдеятельных.
|