Сегодня: 30.09.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Информатика » Планирование


Рабочая программа кружка по информатике ИКТешка для детей 8 -10 лет

СКАЧАТЬ (163.5 Kb) 30.12.2012, 20:26
Автор: http://ya-uchitel.ru/stuff/novosibirskaja_oblast/maou_sosh_4_g_iskitim/novichikhina_
Новичихина Татьяна Анатольевна
учитель начальных классов, МАОУ СОШ №4
$IMAGE1$

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования по информатике «ИКТешка» составлена в соответствии с Законом об образовании РФ от 10.07.1992 года № 3266-1, на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011),  программы курса информатики Тур С.Н., Бокучава Т.П. для 2 - 4 классов, допущенной Министерством образования и науки к изучению в общеобразовательных школах, является частью целевого проекта «Изучение информатики в начальной школе».
Данный  курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из четырех ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики. Дети, занимаясь в компьютерном кружке все 3 года,  смогут освоить  работу в основных прикладных программах.
Основным направлением программы «ИКТешка» является практическая подготовка к жизни младших школьников, которая позволит и детям с ограниченными возможностями здоровья вести самостоятельную жизнь в современном обществе, так как, компьютер является средством, облегчающим самореализацию, общение и обучение этой наиболее уязвимой группы общества.
Данная программа разработана для обучения началам информатики и формирования первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде. Программа дополнительного образования школьников по информатике построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, сможет найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, сможет эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности.
Большое значение имеет формирование у обучающихся  на занятиях по информатики адекватной самооценки и осознание перспектив будущей жизни. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности – мотива достижения. Формирование знаний и умений осуществляется для обучающихся на доступном уровне.

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.
Умение выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (то есть то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию ребенка в любой  предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении, что играет большую роль при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа, обладает собственной методикой, имеет свою структуру и содержание, реализует межпредметные связи, является коррекционной, т.к. способствует развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы: формирование у обучающихся навыков работы на компьютере, умение  работать с различными видами информации окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни.

Образовательные задачи:

Научить  правилам  работы на компьютере и правилам  поведения в компьютерном классе; Формировать навыки работы с клавиатурой, мышью при работе с прикладными программами: Microsoft Power Pоint, текстовом редакторе Microsoft Word, графическом редакторе Paint и др. Выработать умения сохранить нужную информацию на жестком диске; найти нужную информацию на жестком диске и в Интернете; создать, сохранить, отредактировать и распечатать текст, рисунок; инсталлировать игровую программу (принцип «PLUG and PLAY» -«Подключи и играй»). Познакомить с играми-тренажерами, флеш-играми, обучающими программами, электронными пособиями, с целью повторения, закрепления знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, литературы, математики  и др. Научить выполнять практически значимые работы: написание деловых бумаг, особенности их создания и оформления, изготовление визиток, поздравительных открыток, школьных информационных публикаций (выпуск школьной газеты, листовок, объявлений), подготовка печатных и электронных материалов для социально-значимых проектов (школьных, городских); Формировать абстрактное восприятие предметов и логическое мышление.


Коррекционные задачи:

Корригировать и развивать мыслительную деятельность: операции анализа и синтеза; обобщения и сравнения; абстрагирования и умозаключения, выявление главной мысли. Развивать творческий и рациональный подход к решению поставленных задач. Корригировать развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, переключение внимания, объём запоминаемого материала, через компьютерные задания, игры, тренажеры.

Воспитательные задачи:

1.Учить пониманию того, что мнения, отличные от собственного, имеют право на существование, интерес к различиям в точках зрения, стремление к учету и координации различных мнений в общении и сотрудничестве.
2.Воспитывать умения работать в минигруппе, культуру общения, ведение диалога.
3.Учить настойчивости, собранности, организованности, аккуратности.
4.Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.
5.Формировать навыки  здорового образа жизни.

Программа следует концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с ограниченными возможностями  дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.

Содержание программы  построено на следующих дидактических принципах:

отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с психофизическими возможностями, возрастными особенностями обучающихся, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
формирование логического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
овладение поисковыми, проблемными, репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на занятии, дополнительная мотивация через игру;
соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.

Данная программа разработана для обучающихся 2-4 классов. Условиями отбора детей в кружок является  желание заниматься.   Объём часов, отпущенных на занятия 1 раз в неделю, продолжительность занятий 45 минут.

Состав участников кружка не более 12 человек.  

Основной формой обучения по данной программе является практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.

На каждом этапе обучения выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.
Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.
Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления обучающимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.

Методы и методические приемы:

Занятие – игра. Обучающиеся в игровой форме работают с исполнителем, задают ему команды, которые он должен выполнить и достичь поставленной цели (используются различные игры: на развитие внимания и закрепления терминологии, игры-тренинги, игры-конкурсы, сюжетные игры на закрепление пройденного материала, интеллектуально-познавательные игры, интеллектуально-творческие игры).

Занятие – исследование.  Обучающимся предлагается создать рисунки в векторном и растровом редакторах и провести ряд действий, после чего заполнить таблицу своих наблюдений. Учащимся предлагается создать рисунок в растровом редакторе и сохранить его с разным расширением, посмотреть что изменилось, выводы записать на листок.
Практикум это общее задание для всех учащихся класса, выполняемое на компьютере.
Занятие – беседа.  Ведется  диалог между учителем и учеником, что позволяет учащимся быть полноценными участниками занятия.

Индивидуальные практические работы - мини-проекты.

 Заключительное занятие, завершающее тему – защита проекта. Проводится для самих детей, педагогов, родителей. 

Программа предусматривает использование следующих форм работы: фронтальной - подача материала всему коллективу учеников индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи ученикам при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

групповой - когда ученикам предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению заданий. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Примерная структура занятия:

Организационный момент (1мин)

Разминка: короткие логические задания на коррекцию внимания, памяти, восприятия, мышления, мелкой моторики (5 мин)

Разбор нового материала. Выполнение письменных заданий (10-15 мин)

Физкультминутка (3 мин)

Работа за компьютером (15-20 мин)Подведение итогов занятия (1 мин)

                          

Ожидаемые результаты.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу

Обучающие должны знать:

роль информации в деятельности человека;
источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);
виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
этические нормы при работе с информацией и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Обучающие должны уметь:

вводить текст, используя клавиатуру компьютера;
упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (по возрастанию и убыванию);
шифровать информацию одним из изученных способов;
создавать и изменять простые информационные объекты на компьютере;

Обучающие должны уметь использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни:

применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
придерживаться этических норм при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

конкурс творческих проектов с использованием мультимедиа технологий;
выставка рисунков;
участие в городских и областных и международных конкурсах по информатике.

Содержание программы дополнительного образования детей.

Второй класс – подготовительный курс (34 часа)

Введение в предмет. Изучение техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе. Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров. (1 час).

Введение в логику (33 часа). Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Выделение существенных признаков предметов. Знакомство с множествами. Вложенность множеств. Логика и русский язык. Логические концовки. Решение логических задач. Знакомство с отрицанием. Логика и математика. Решение задач на повторение. Повторение.

Четвертый класс - ознакомительный курс  (34 часа)

Повторение изученного материала. Изучение техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе. Повторение. (4 часа).

Алгоритмы и исполнители (30 часов). Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы.  Разветвляющиеся и циклические алгоритмы. Знакомство с алгоритмическим языком стрелок. Исполнитель Колобок на линейке. Повторение изученного материала.

Четвертый класс - ознакомительный курс (34 часа)

Введение в предмет. Изучение техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе (1 час).

Что такое информация? (8 часов) Действия с информацией. Прием и передача информации.  Язык передачи информации. Обработка информации.

Человек и компьютер. (7 часов)  Что такое компьютер. Из чего состоит компьютер (основные блоки компьютера и их функции) Компьютер - электронно-вычислительная машина.

Человек - творец, компьютер автомат, работающий по программе. (7 часов) Программа - это задание для компьютера. Понятие команды и алгоритма. Примеры составления алгоритма выполнения какого-либо задания.

Изучение клавиатуры. (11 часов) Расположение символьных клавиш на клавиатуре. Расположение функциональных клавиш на клавиатуре.

Весь текст материала находится в приложенном файле



Категория: Планирование | Добавил: talent
Просмотров: 6943 | Загрузок: 818 | Рейтинг: 3.7/6

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 30.09.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог