Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Информатика » Планирование


Статья "Применение кейс-технологий на уроках информатики"

СКАЧАТЬ (35.5 Kb) 17.08.2020, 12:42
Солодухина Элла Андреевна
учитель информатики, МБОУ СОШ №37 имени Героя Советского Союза Алексея Леженина, Краснодар
В настоящее время образование встало на ту ступень развития, где учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. Ведь требования современного общества таковы, что важнейшим фактором успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. Учителю необходимо постоянно работать «над собой», самосовершенствоваться, для того чтобы успевать за всеми темпами развития технологий. Поэтому возникла необходимость качественно пересмотреть методы обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе. В последние годы заметен резкий спад мотивации обучающихся в изучении дисциплин школьной программы, в большей степени это связано с большой нагрузкой и перенасыщением информацией и знаниями. Время не стоит на месте и как казалось раньше, замечательная классическая методическая система обучения всё же устарела и требует внесения значительных изменений, связанных со стремлением более детально обратить внимание на личностное и творческое развитие обучающегося. Сейчас для решения данной проблемы в современной школе учителями применяются многочисленные инновационные технологии, включающие активные методы обучения. Одной из таких современных образовательных технологий, включающей активные методы обучения является кейс-технология.

Кейс - технологии представляют собой группу образовательных технологий, приёмов и методов обучения, основанных на решении конкретных задач, проблем. Они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Case-технология – представляет собой различные методы анализа, такие как:
• игровое проектирование;
• анализ конкретных ситуаций (case study);
• метод инцидента;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• метод ситуационно-ролевых игр;
• метод дискуссии.

Так, например, метод конкретных ситуаций следует отнести к методам активного проблемного обучения. Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.

Суть данного метода состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Важной особенностью именно этого метода является создание на основе фактов и примеров из реальной жизни проблемной ситуации, при этом учитель выступает в роли ведущего, корректирующего вопросы и фиксирующего ответы учащихся, а также поддерживающего дискуссию.

Чтобы начать создавать кейс необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Для кого и чего создается кейс?
2. Чему в итоге должны научиться дети?
3. Что нового для себя получат ученики?

В первую очередь нужно правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить необходимый «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)

Если задача была поставлена правильно и «кейс» подготовлен верно, то организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы не составит труда. Главное работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность.

Самой распространенной моделью деятельности в режиме кейс-метода является модель, содержащая следующие этапы:

1.Учителем подбирается и готовится такая учебная задача, которая в полной мере отражает практическую ситуацию.
2.Учитель подготавливает для учащихся кейс, причем его можно представить как в бумажном виде, так и в электронном виде или в форме видео файла.
3.Учащимся, желательно, заранее выдать кейс, чтобы они прочитали и изучили, используя любые дополнительные источники информации, начиная от учебников и интернета, заканчивая помощью родителей, близких или знающих людей, и тогда уже анализируют весь материал.
4.На уроке начинается подробное обсуждение содержания кейса и выработки нескольких решений поставленной задачи. Работа обязательно групповая.
5. В конце урока учитель с учащимися подводят итоги, анализирую проделанную работу.

Но, к сожалению, имеются некоторые ограничения на использование кейс-технологии:

1. не эффективна в отношении ситуаций, не имеющих альтернативных путей решения.
2. требует опоры на уже имеющиеся предметные знания.

Учитель, всё-таки решивший практиковать кейсы, должен быть готов к тому, что затраченное время на подготовку урока значительно увеличится, но ведь и результат не заставит себя ждать.

Пример обучающего кейса к уроку 11 класса по теме «Защита информации ».
Кейс «День рождение»
Перед учащимися ставится следующая задача:
Сотрудница одной из крупных фирм, тщательно следила за своей внешностью и делала различные молодящие процедуры. Она выглядела на много моложе своих лет, была стройна, ухожена и модно одета. Постоянно скрывая свой возраст, она никому из коллег не говорила, что уже была на пенсии.

Но вот однажды, увидев на сайте организации и ещё вдобавок в своем кабинете поздравление с 65-летием, была крайне возмущена и грозилась подать в суд на виновных в разглашении личной информации.

Если задача перед учащимися поставлена заранее, то они должны были сами подготовить необходимые документы (если в этом есть необходимость), вопросы, чтобы решить поставленную задачу. Учитель же дает им свои вопросы из подготовленного кейса.

Вопросы для обсуждения:
*Нарушены ли права этой сотрудницы?
*Если да, то какие нормы информационной безопасности
нарушены?
* Был ли подписан сотрудницей документ об обработке личных данных?
*Как поздравить коллег, не нарушая их прав?

Учитель делит учеников на группы (инициатива пусть идет от самих учеников, тогда будет развиваться самоорганизация). Уже, исходя из групповой работы, проводится дискуссия и анализ результатов.

Обучающий кейс к уроку в 8 классе по теме «Электронная таблица Excel ».
Кейс «Агрофирма»
В одной из агрофирм, при выращивании сельскохозяйственных культур рабочие агрофирмы обрабатывали поля и сады различными вредными препаратами. В конечном итоге агрофирма получала высокие урожаи, а, следовательно, и прибыль. В один ничем не примечательный день к директору с отчетами о проделанной работе пришли начальник отдела кадров и главный бухгалтер данной фирмы. Начальник отдела кадров доложил директору, что в последнее время всё меньше людей, которые хотели бы работать у них в садах и полях. Рабочие не хотят и боятся работать с различными вредными препаратами, потому что после такой работы многие рабочие чувствуют себя плохо, а некоторые даже не выходят на работу. Главный бухгалтер, в свою очередь, предоставил директору отчет о влиянии данной ситуации на снижение дохода и появлении убытков у фирмы. После данного разговора директор агрофирмы был очень огорчен.

Вопросы учащимся:
1. Используя данные кейса рассчитать потери фирмы при увольнении сотрудников.
2. Используя данные кейса рассчитать потери фирмы при не выходе сотрудников на работу.
3. Что является центральной проблемой данного кейса?
4. Какие рациональные методы вы можете предложить по решению данной проблемы?
5. Построить диаграммы снижения прибыли фирмы.

Список литературы:
1. Гумметова А.Ю., Ступина Е.В. «Кейс-метод как современная технология личностно-ориентированного обучения», 2011г.
2. Андюсев, Б. «Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей», 2010г.


Категория: Планирование | Добавил: ellka2302
Просмотров: 556 | Загрузок: 28 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог