ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и практическая значимость для обучающихся:
В современном обществе большую роль играют средства массовой инфор-мации, информационные ресурсы сети Internet. Огромное количество печатной продукции разного направления оказывает влияние на культуру, стиль жизни, морально-этические нормы современного человека.
Неотъемлемой частью жизни школы является работа пресс-центра, продукция школьного издательства, вызывающая у школьников, учителей и родителей необыкновенный интерес. Поэтому назрела острая необходимость разработки программы кружка «Первые шаги издателя», позволяющего приобрести начальные профессиональные навыки работников издательского дела: редактора, дизайнера, верстальщика и корректора, а также знакомящего учащихся с современным издательским бизнесом, который сегодня немыслим без компьютерных технологий.
Появление компьютерных настольных издательских систем способствовало стиранию граней между отдельными этапами подготовки газеты. Мощности средств, включенных в эти системы настолько велики, что практически весь процесс подготовки газеты к изданию может выполнять один человек. При этом издательские программы легко поддаются освоению даже непрофессионалам в издательской работе. А графические возможности компьютера позволяют сделать газету красочной. Ребята сами изготовляют и подбирают иллюстрации, используют множество фотографий.
Однако недостаточно всего лишь овладеть инструментами, которые предлагают эти системы. Нужно обладать, помимо прочего, базовыми понятиями изда-тельского дела, иметь представление об издательском процессе. Без этих знаний немыслимо создание полноценной полиграфической продукции. Эта область человеческой деятельности находится в стадии бурного развития.
Получение учащимися знаний и практических навыков работы в области информационных технологий является составным элементом общей информационной культуры современного молодого специалиста, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства. Поэтому необходимо уже в школе давать представление о компьютерных настольных издательских системах.
Цели программы:
1) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих спо-собностей учащихся;
2) овладение учащимися умениями работать с различными видами инфор-мации с помощью компьютера;
3) предоставление возможности получения теоретических знаний и практических навыков в создании печатной продукции (общешкольной газеты, буклетов, тематических бюллетеней и др.).
Задачи программы:
1) овладеть технологией создания, редактирования текста;
2) показать пути получения информации для своих собственных изданий;
3) оказать помощь юным издателям в овладении начальными навыками профессионального мастерства, связанного с издательской деятельностью;
4) ознакомиться с правилами верстки в издательской системе Publisher;
5) выработать у учащихся навыки применения средств ИКТ при издании школьных тематических газет, буклетов, информационных бюллетеней и т.д.;
6) поддержать самостоятельные детские издания как средства самосознания учащихся;
7) формировать правовую культуру учащихся при работе с информационны-ми источниками.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Наполняемость в группах 10-15 человек. Приглашаются учащиеся в возрасте 14-15 лет, независимо от способностей, уровня интеллекта, степени эрудированности. Предполагается вводное занятие, где будет определен уровень способностей каждого ребенка, необходимый для работы начинающего издателя. С учетом этого и определяется степень сложности изучае-мого материала в дальнейшем на занятия в группах.
Основное место в программе занимает материал, направленный на формирование и развитие дизайнерских навыков, без которых невозможно реализовать себя в издательской деятельности. В течение всего периода обучения данные навыки совершенствуются и закрепляются на практике. Данная программа поможет уча-щимся подготовиться к работе в средствах массовой информации на первом этапе. Кроме того, учащиеся имеют возможность глубже познакомиться с основами издательской деятельности, что будет способствовать выбору ими одной из профессий издательского дела в дальнейшем.
Для достижения выше поставленных задач предполагается использование различных методов: репродуктивного, проблемного, словесного, модульного и других. Особое место отводится познавательно-игровой форме деятельности, индивидуальному подходу в работе с детьми. Для этого необходимо использовать разноуровневые задания в практической части.
Особенности программы
Данная программа реализует один из двух аспектов изучения предмета информатики на базе которого создан этот курс, а именно - технологический подход, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии – информационные.
Кроме того, основным направлением обучения данный курс предусматривает обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо обеспечение школы компьютерами и соответствующим программным обеспечением:
- Операционная система Windows 2000/XP/7;
- Текстовый редактор Microsoft Word;
- Графический редактор Paint;
- Любая программа обработки изображений (например, MS PhotoEditor);
- Издательская система MS Publisher.
Содержание программы
1. Технология редакционно-издательского дела (1 ч)
Структура газет и журналов различного профиля. Специфика отбора и содержания газетных и журнальных публикаций. Кто есть кто в издательском деле? Технология создания печатного издания на примере газеты.
2. Текстовый процессор Microsoft Word (6 ч)
Основные приемы обработки информации с помощью текстового про-цессора. Основные операции над текстовыми фрагментами, форматирование текста. Технология форматирования абзацев. Технология стилевого форматирования. Технология работы с иллюстрациями. Совместное размещение текста и графики. Понятие многоколончатой верстки. Верстка двухколончатой полосы.
3. Графический редактор Paint (6 ч)
Основные и дополнительные инструменты графического редактора Paint. Простейшие приемы создания и обработки графических изображений в Paint. Монтаж рисунка из объектов.
4. Издательская система Microsoft Publisher (9 ч)
Знакомство с издательской системой Microsoft Publisher. Сравнительная характеристика издательской системы Microsoft Publisher и текстового процессора Word. Основные принципы работы в Microsoft Publisher. Верстка страниц. Текстовые блоки. Работа с иллюстрациями. Совместное размещение текста и графики. Разработка макета информационного буклета. Знакомство с технологией создания буклета с помощью Microsoft Publisher. Разработка тематического буклета средствами Microsoft Publisher. Подготовка документа к печати.
5. Интернет (5 ч)
Основы работы и поиск информации в сети Интернет. Использование материалов сети Интернет для создания печатной продукции на заданную тему (Например: «О правильном питании», «Нет! - вредным привычкам» и др.)
6. Творческие работы учащихся (7 ч)
Подготовка статей для тематической газеты. Подбор иллюстративного материала для газеты. Редактирование и верстка документа. Представление и оценка печатных материалов. (Например: «Школьные страницы», «Курить – здоровью вредить» и др.)
Организация учебного процесса
Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год). Количество детей в группе 8 – 10 человек.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Первые шаги издателя» обучающийся должен:
Знать:
- Понятие о текстовой и графической информации;
- Основы работы с текстовым процессором MS Word;
- Основы работы с графическим редактором Paint и графикой MS Word;
- Принципы организации работы MS Internet Explorer и правила поиска и формации в сети Интернет;
- Общие вопросы компьютерного дизайна.
Уметь:
- Создавать и обрабатывать текстовую информацию. Создавать графическое изображение с использованием графического редактора Paint и деловой графикой MS Word;
- Интегрировать объекты созданные одной программой в объекты, созданные другой программой;
- Находить и использовать информацию сети Интернет для своих печатных изданий.
Информационные источники:
При составлении данной программы использовались следующие первоисточники:
1) Программа интегрированного элективного курса по русскому языку и информатике «Основы журналистики и издательского дела» авторы: Зелепугина Г.П. и Ларионова А.И.
2) Вовк Т.Е. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе” // газета “Информатика”, 2004.
3) Волкова Л.А. Основы наборных процессов. – М., Книга, 1986
4) Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М., Аспект Пресс, 2004
5) Справочная книга редактора и корректора. М.: Книга, 1985.
6) http:// tri z- chance.spb.ru
Весь текст материала находится в приложенном файле
|