Подольская Оксана Владимировна
ГБОУ школа № 657 Приморского района
Санкт –Петербурга,
учитель надомного обучения
Статья: «Применение ИКТ при обучении детей с ОВЗ»
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. В практике же информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео).
Рассмотреть тему я хочу с двух сторон. Во-первых, как мама девочки с синдромом Дауна, в анамнезе которой умеренная УО и РАС. Во-вторых, как учитель, имеющий 20 лет педагогического стажа в общеобразовательных школах, который первый год работает в школе VIII вида.
Первый раз я столкнулась с использованием компьютерных технологий в развитии детей с задержкой развития, когда дочери было 4 года. Она проходила БОС-терапию. Ребенку одевали шапочку с присоединенными проводами, включали компьютер и … . Необходимо было сосредоточиться и тогда сквозь черный экран монитора проступала картинка из любимого мультфильма. С каждым днем процесс «освобождения» картинки занимал все меньше и меньше времени. Передо мной был яркий пример визуализации. Что давали эти занятия помимо положительных эмоций? Происходила коррекция нарушений внимания у детей, улучшались концентрация и распределение внимания; в целом улучшаются когнитивные функции мозга; развивается самоконтроль и усидчивость и т.д. Сейчас дочери одиннадцать лет, она продолжает пользоваться компьютерными технологиями. У нее есть собственный планшет, в котором небольшое количество «хороших» мультфильмов (на случай поездки или очередей) и обучающие игры.
Мне трудно проводить занятия с собственным ребенком, она воспринимает меня не как «учителя», а как «маму». Поэтому занятия в полном смысле слова проводят специалисты (логопеды, психологи, дефектологи), а дома происходит закрепление материала, но в форме игры, в т.ч. с использованием планшета. Пока дочь была маленькой, это были игры на внимание, потом – изучение цифр и букв, сейчас – развитие логики и мышления. Каждая игра тщательно отбирается по нескольким критериям: актуальность на данный момент, обучающая составляющая, уровень сложности, графика. После скачивания каждую игру прохожу сама от начала и до конца и, если она не соответствует сегодняшним запросам, удаляю.
Этот же принцип актуальности (своевременности) сохраняю как учитель при проведении уроков с использованием ИКТ. Правда, в этом случае игра не является основным средством обучения. На первый план выходят обучающие программы, мультимедиа материалы, сетевые ресурсы и т.д.
Считаю, что включение элементов ИК технологии на уроке должно быть не продолжительным и проводится с целью повышения КПД урока. Учителю необходимо четко представлять, с какой целью применяется то или иное средство, и прогнозировать результат его применения. Например, использование в начале урока, позволяет провести мотивацию на учебную деятельность, в середине – первичное закрепление знаний или корректировка процесса обучения, в конце – рефлексия.
Применение ИКТ на уроке позволяет привлекать пассивных слушателей к активной деятельности, происходит активизация мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение и т.д.).
У школьников с ЗПР ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания материала. Это касается запоминания как наглядного, так и, особенно, словесного материала. Ограничения в запоминании отражают слабость мыслительной деятельности. Показатели запоминания наглядного материала более высокие, чем словесного. Произвольное запоминание у детей с задержкой психического развития формируется медленнее, чем у детей с нормальным психическим развитием. Дети с ЗПР значительно лучше запоминают наглядно-образную информацию, чем словесно-логическую.
Средства ИК, которые использую при обучении детей с ЗПР:
Аппаратные средства:
Компьютер - универсальное устройство обработки информации
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся. Особенно актуально если в классе есть ребенок, который медленно пишет, а объем информации, которую необходибо перенести в тетрадь достаточно большой.
Проектор - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя,
Телекоммуникационный блок - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение если обучающийся временно не может посещать школу (находится в больнице или санатории)
Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь, а также устройства рукописного ввода. Особую роль соответствующие устройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, магнитофон) - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира
Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления
Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.
Программные средства:
Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) - дают возможность работы со всеми видами информации.
Источники информации - организованные информационные массивы - энциклопедии на КД, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе - специализированные для образовательных применений.
Тренажеры - позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами - ввода текста, оперирования с графическими объектами на экране, письменной и устной коммуникации в языковой среде.
Внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе учащихся с ОВЗ. Они позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, предотвращают утомление, повышают у обучающихся с различной патологией познавательную активность. Кроме того они позволяют:
- развивать самостоятельность учащихся, повышать самооценку, появляется интерес к несложным логическим построениям;
- участвовать в сетевых проектах;
- моделировать различные ситуации общения: учат преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты;
- реализовать потребность в работе с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.
Наблюдается интеллектуальный рост, повышение культуры общения, расширение кругозора.
Один из моих учеников делал большое количество ошибок при списывании текста. Частые исправления в тетради делали его работу неопрятной, что приводило к негативному поведению. Но было у него одно увлечение – животный мир Арктики. Я предложила составить энциклопедию животных Северного полюса. Это был долгий и кропотливый труд: найти информацию в Интернете, отобрать главное, напечатать, подобрать и вставить картинку. Было описано более 20 животных. Энциклопедия, названная его именем, была распечатана и торжественно вручена. Что это дало лично ему? Увеличилась скорость чтения, печати и работы с информацией; слова с ошибками выделялись, поэтому сразу исправлялись, без зачеркиваний и помарок; количество грамматических и речевых ошибок уменьшилось; тексты стали развернутыми; увеличился словарный запас. В планах создание презентации с использованием анимации.
Для меня как учителя использование ИКТ на уроке имеет следующие преимущества:
- возможность создания и применения интересных учебных и дидактических пособий, как следствие, повышение мотивации обучающихся;
- визуализация учебного материала;
- проведение индивидуального коррекционного обучения в условиях класса; когда каждый ученик имеет возможность использовать подходящий для него темп и способ усвоения знаний;
- использование оценочных и тестовых материалов различного уровня (только текстовых или с использованием картинок, графиков, диаграмм), что позволяет значительно экономить время на уроке;
- побуждение учащихся к поисковой и познавательной деятельности.
Сегодня компьютер становится привычным средством познания мира и задача учителя объяснить своим ученикам, что он создан не только и не столько для развлечения и игр, а является одним из основных средств получения информации и общения.
|