Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Информатика » Уроки, конспекты


Статья "Духовно – нравственное воспитание во внеурочной деятельности студентов педагогического колледжа"

СКАЧАТЬ (42.0 Kb) 13.05.2013, 11:09
Зайцева Надежда Владимировна
преподаватель информатики, ГБОУ СПО "Дубовский педагогический колледж"
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Зайцева Н.В., преподаватель информатики
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования «Дубовский педагогический колледж»
Телефон/факс: 8-(84458)-3-10-40
Е-mail: dpk2005@mail.ru

Юношеский возраст один из ответственных периодов становления личности и нравственного совершенствования, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Ученые признали, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», утрата чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание[2].
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [5].
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [1].
Задачей классного руководителя в нравственном воспитании будущих специалистов является формирование гуманных отношений в группе, воспитание у них действенных нравственных чувств.
Со студентами первого курса Дубовского педагогического колледжа на классных часах проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков сверстников. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие преподавателя имело силу формирующего.
Необходимым условием формирования нравственной сферы студента становится организация совместной деятельности, способствующая развитию общения и взаимоотношений обучающихся друг с другом, в процессе которых юноша усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Воспитательный процесс в учебных группах планируется и строится классным руководителем с учетом взаимосвязи духовного и светского направлений, при этом ведущим направлением является нравственное развитие личности.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Среди эффективных форм нравственного воспитания используются классные часы, торжественные линейки, мероприятия посвященные годовщине Сталинградской битве, литературные вечера, конкурсы чтецов предполагают встречи с интересными людьми. Вступая в определённые отношения с окружающими людьми, студенты в различных жизненных ситуациях накапливают и расширяют нравственный опыт. Организация этого опыта осуществляется путём вовлечения студентов в различные виды деятельности, формирования на этой основе нравственного сознания, развития нравственных чувств, выработки навыков и привычек нравственного поведения.
При проведении таких открытых мероприятий, классных часов студенты узнают, приобретают более чувственно-эмоциональный, личностно-значимый характер эмоционально реагируют на события тех военных лет. На таких примерах можно воспитывать не только чувство гордости у молодежи, но и чувство сопричастности героическому прошлому.
Чувство Родины начинается с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В этой связи А.С. Макаренко отмечает, что родители воспитывают детей собственным примером, всей системой своей жизни, а не только тогда, когда ведут с детьми беседы [3]. Именно в семье начинают формироваться моральные ценности, основные принципы и нормы поведения человека.
В форме – посиделок проводилось родительское собрание «День Матери». Готовясь к нему, студенты впервые снимали краткометражные фильмы о традициях в своих семьях и интервью с пожеланиями для мам и бабушек. Инсценированные стихотворения и конкурс «Папа, мама и я - дружная семья» стали изюминкой мероприятия. Подготовленные своими руками открытки стали настоящим подарком для мам, так как слова поздравлений и любви каждый писал самостоятельно, и это многих заставило задуматься о своем поведении и отношении к старшим в семье. Такая форма проведения разнообразила традиционные классные часы и вызывала активность даже у пассивных студентов.
Одним из самых важных проявлений культуры человека является чувство любви к родному краю. Родина есть только у того, кто ее любит. Русская культура является видимым отражением, проявлением духовной жизни русского народа[4]. Выполнение проектов по краеведению в значительной степени оказывают положительное влияние на формирование у студентов педагогического колледжа нравственной культуры. Будущие педагоги узнают о малой родине, знакомятся с его прошлым и настоящим родного края. Вся работа по краеведению направлена на воспитание и развитие духовных и нравственных черт личности. Духовно-нравственному развитию должны подвергаться общественные отношения в окружающей человека социальной среде; она должна быть гуманной по отношению к человеку, нравственной по своим качественным характеристикам, духовной по направленности функционирования. При проведении исследования молодые люди устанавливают связи с родителями, специалистами учреждений города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края. Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире. Она содействует формированию гражданственности.
Гражданин – это нравственный человек, способный подняться до интересов всего общества, умеющий не только пользоваться своими гражданскими правами, но и подчиняться законам общества.
Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами. Нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в педагогическом колледже, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Зайцева
Просмотров: 4200 | Загрузок: 211 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог