Тип урока: обобщение изученного. Форма урока: деловая игра. Технологии: модерации, ИКТ, развивающего обучения. Оборудование и материалы: компьютеры, проектор, презентация, тест, карточки, ватман. Литература: Л.Л.Босова «Информатика и ИКТ» 5 класс. Цель урока: создание условий для актуализации изученного материала и применения знаний на практике. Задачи урока: Образовательные: - повторение теоретического материала по изученное теме; - применение полученных знаний на практике в творческой ситуации. Воспитательные: - воспитание взаимоответственности учащихся; - пропаганда здорового образа жизни; - создание условий для сотрудничества на уроке. Развивающие: - развитие познавательного интереса к предмету; - развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала; - развитие творческих способностей учащихся; - побуждение к самоанализу своей учебной деятельности.
План урока. 1. Инициация. Вхождение или погружение в тему. 2. Формирование ожиданий учеников. 3. Проработка содержания темы. 4. Рефлексия. 5. Домашнее задание.
Ход урока. 1. Инициация. Вхождение или погружение в тему ( 7 минут). Учитель приветствует учащихся. Учитель: Мы закончили изучение темы: «Компьютерная графика» и сегодня вы должны показать на уроке чему научились, изучая графический редактор. Наш урок сегодня мы проведём в форме деловой игры «Рекламное агентство». Представьте, что все вы члены одного рекламного агентства, которое занимается разработкой плакатов, листовок. А вот узнать, как называется наше агентство, вам поможет кроссворд. Затем по названию, вы сможете определить, в каком направлении оно работает. АМО «Разгадай кроссворд». Цель: актуализация ранее изученного. Участники: все учащиеся. Необходимые материалы: презентация (слайд 2). Проведение: учитель предлагает ученикам разгадать кроссворд, в выделенных клетках «появится» название агентства. Вопросы кроссворда: 1. Название графического редактора, который мы изучали. 2. В какой группе программ находится графический редактор Paint? 3. Какой пункт в меню «Рисунок» нужно выбрать, чтобы установить нужные размеры холста? 4. Наименьшим элементом поверхности экрана, для которого могут быть заданы адрес, цвет и интенсивность, является…? 5. Рабочая область графического редактора. 6. Основной элемент окна графического редактора. Набор цветов. 7. Команда пункта меню «Вид» для изменения размеров изображения. 8. Один из пунктов меню Paint. 9. Бывает…заголовка, бывает … меню, может быть … состояния. После разгадывания кроссворда, учащиеся читают название агентства. 3. Формирование ожиданий учеников.( 5 минут.) АМО «Бизнес-план» Цель: сформулировать задачи урока, как способ реализации цели урока. Участники: все учащиеся Необходимые материалы: нет. Проведение: учитель предлагает ученикам озвучить задачи, которые они ставят перед собой на уроке. Учитель: Как вы думаете, какие плакаты и листовки вам предстоит сегодня создавать? Почему? (ученики высказываются о вреде курения). Учитель: Пачка сигарет в день – это около 500 рентген облучения за год! Легкие курильщика со стажем – черная, гниющая масса. После затяжки никотин попадает в головной мозг через 7 секунд. Никотин вызывает спазм сосудов, отсюда нарушение питания тканей кислородом. Спазм мелких сосудов делает кожу увядающей. Вред курения еще и в том, что появляется неприятный запах изо рта, желтеют зубы, воспаляется горло, краснеют глаза от постоянного раздражения дыма. Во всем мире никотин относится к разрешенному наркотику, от него так же как от героина и других тяжелых наркотиков развивается зависимость, но коварство его в том, что это происходит незаметно и относительно длительно. Курение наносит страшный вред, так курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 – инфарктом миокарда, в 10 раз – язвой желудка и в 30 раз — раком легких. Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мочевой пузырь, кровеносные сосуды, головной мозг и печень. Курение вредит сердцу, так частота сердечных сокращений у курящего на 15000 ударов в сутки больше, чем у некурящего, а доставка кислорода тканям и особенно головному мозгу значительно снижена, так как сосуды сужены. Этим и объясняется, почему курящие школьники значительно отстают от некурящих. О вреде курения для окружающих становится все больше данных. Вот такая печальная статистика. В России также как и в других странах, ведётся борьба с курением. Табачным компаниям запрещено оказывать спонсорскую поддержку каких-либо мероприятий, а также запрещено стимулирование продаж. Вы, наверное, знаете, что в России ввели запрет на курение в общественных местах, включая транспорт, вокзалы, исключением являются специально отведённые места. Я предлагаю и вам внести небольшой вклад в борьбу с курением и в рамках нашего урока создать несколько листовок антитабачной рекламы. Учитель: Попробуйте сформулировать задачи, которые вы ставите перед собой на занятии сегодня, что необходимо знать, что бы получить результат? (заслушать несколько учеников). 4. Проработка содержания темы (25 минут). АМО «Аттестация». Цель: контроль знаний учащихся. Участники: все учащиеся. Необходимые материалы: компьютеры, тест ( Excel). Проведение: ученики выполняют тест на компьютерах. Перед началом работы, учитель напоминает правила работы за компьютером. Учитель: Во всех фирмах и рекламных агентствах сотрудники периодически проходят аттестацию или тестирование по тем вопросам, с которыми им приходится сталкиваться в работе. Поскольку мы работаем с компьютерной графикой, нам необходимо выяснить, а что же вы о ней знаете. В этом нам поможет компьютер. Сейчас каждый индивидуально пройдет тестирование. (После прохождения теста, подвести итоги: кто справился, кто нет. Вопросы теста простые, обычно справляются все. Если есть учащиеся, которые не справились, то конце урока проходят тест вторично, это они могут сделать, когда будет оформляться большой плакат из рисунков участников), АМО «Найди пару». Цель: актуализация знаний, формирование пар для дальнейшей работы. Участники: все учащиеся. Необходимые материалы: карточки (приложение 3). Проведение: учитель раздает всем учащимся карточки, у одной группы изображены инструменты графического редактора, у другой описание. Участники должны «найти» друг друга. Учитель: Для дальнейшей работы нам необходимо разбиться на пары. Я раздам вам карточки: у одной группы изображены инструменты графического редактора, у другой описание этих инструментов. Вы должны «найти» друг друга по этим описаниям. (Учитель раздает карточки. Ученики, которым достались описания, зачитывают вслух текст карточки по очереди, а ученики, которым достались карточки с изображениями, должны узнать, о каком инструменте идет речь. Таким образом, формируются пары. Ученики занимают места за компьютером.) АМО «Творческий поиск». Цель: создание рисунка в графическом редакторе. Участники: все учащиеся. Необходимые материалы: компьютеры, ватман бумаги. Проведение: ученики создают рисунки по теме урока. Учитель: Вы занимаете места за компьютером и создаете рисунок в направлении антиникотиновой рекламы. Обязательно должна присутствовать надпись на вашем рисунке. Перед началом работы вы можете посовещаться над вопросом: что будет изображено на рисунке. По окончании работы, мы распечатаем каждый рисунок на принтере и вы должны прикрепить его на большой плакат с названием: «Я – против!!!», а также прокомментировать продукт творчества, то есть рассказать, что изображено, с помощью каких инструментов был создан рисунок. Этот плакат мы после урока вывесим в рекреации около кабинета и тем самым поддержим политику нашего государства в борьбе с курением. (Ученики выполняют практическую работу, в ходе которой формируются навыки самостоятельной работы, продуктивного взаимодействия со сверстниками. Компьютеры, на которых работают ученики, объединены в локальную сеть. По завершении работы рисунки распечатываются на принтере. Хорошо, если есть возможность распечатать на цветном принтере. Все рисунки приклеиваются на большой плакат). 4. Рефлексия ( 7 минут). АМО «Зашита проекта». Цель: представить продукт деятельности одноклассникам. Участники: все учащиеся. Необходимые материалы: плакат с распечатанными рисунками. Проведение: ученики кратко рассказывают о том, что изображено на рисунках, как выполнялся рисунок, какие инструменты использовались. (В ходе защиты проекта формируются навыки исследовательской деятельности). Учитель: Подошел к концу наш урок. И мне хотелось бы, чтобы вы ответили на следующие вопросы: 1) Понравилась ли вам такая форма урока? 2) Сможете ли вы самостоятельно продолжить работу по освоению любого из графических редакторов? 3) За что вы можете себя похвалить? 4) За что вы можете похвалить одноклассников? 6. Домашнее задание (1 минута). Вопросы на стр.113 (письменно). Для тех, кого волнует пропаганда здорового образа жизни, кто заинтересовался работой, которую вы выполняли сегодня на уроке, предлагаю продолжить работу над проектом и создать дома рисунки, которые можно разместить на пачках сигарет.
Примечание: Презентация используется на протяжении 1 части урока, затем проектор выключается. Так как урок построен на основе игрообучения и ученики в течение урока много двигаются (пересаживаются за компьютеры, делятся на пары), физ. минутку можно не проводить. Однако учитель должен контролировать данный вопрос, и при необходимости провести динамическую паузу, например, для глаз.
|