Сегодня: 30.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Иностранные языки » Английский язык


Чтение художественной литературы на английском языке как одно из эффективных средств развития творческих возможностей одаренных детей

17.11.2013, 22:10
Хайбуллина Гузял Назыровна
учитель английского языка, МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г.Ибрагимова», г.Казань
Чтение художественной литературы на английском языке
как одно из эффективных средств развития творческих возможностей одаренных детей

Хайбуллина Гузял Назыровна, учитель английского языка МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г.Ибрагимова», г.Казань
Введение
Меняется жизнь – меняются требования к системе и результатам образовательного процесса. Безусловно, меняется школа, или вернее сказать, она вынуждена меняться, чтобы соответствовать происходящим процессам в обществе. Вызов времени требует инноваций. В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается актуальность и значимость "участия школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы”; творческом решении учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий. Другими словами, от школы ждут не "нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными. Особое место занимает деятельность школы по выявлению, развитию и созданию условий для самореализации одаренных детей. Не секрет, что существующая система обучения чаще всего формирует стандартно мыслящих учащихся слабо мотивированных на творчество и инновацию. Образовательная деятельность с одаренными детьми будет эффективной и результативной только при условии, что она:
• Системна
• Индивидуальна
• Мотивирована
• Креативна
• Развивающая
Название проекта
Школьное объединение любителей книг имеет возможность реализовать все вышеуказанные условия и создать возможности для эффективной работы с одаренными детьми. Именно поэтому данный проект и называется Клуб любителей книги "Step by Step” (Book-lovers Club "Step by Step”)
Идея проекта
Чтение художественной литературы на английском языке как одно из эффективных средств развития творческих возможностей одаренных детей
На наш взгляд, данный проект является одним из эффективных средств работы с одаренными детьми. Подтверждением этого могут служить наши достижения на протяжении уже более 5 лет.
Результативность реализации проекта
2011
• Всероссийский конкурс видеороликов «Читаем по-английски с удовольствием» (2 место)
• Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» номинация "My Bookshelf” (Диплом лауреата)
• Всероссийский творческий конкурс на английском языке "My Summer Reads” (4 Диплома участников)
2010
• Всероссийский творческий конкурс на английском языке "My Summer Reads” (два 1 места, 2 место)
2009
• Всероссийский конкурс мультимедийных презентаций на английском языке "Everyone Loves a Good Book” (4 Диплома 1-й степени, 2 Диплома 2-й степени)
2008
• Всероссийский конкурс аннотаций на прочитанные книги «Проба пера» "Reader Competition” (6 Дипломов победителей)
Цель проекта:
Развитие творческих способностей одаренных учащихся и умения извлекать «подстрочной информации» посредством чтения художественной литературы (адаптированной в соответствии с возрастными способностями и уровнем языковой подготовленности)
Задачи:
• Выявить детей склонных к изучению иностранного языка
• Мотивация их на дополнительную деятельность по изучению иностранного языка – а именно внеклассное индивидуальное чтение книг на изучаемом языке
• Подбор подходящих по интересам и уровню языковой подготовки книг и художественных произведений
• Создание библиотеки
• Само чтение книг и выполнение по ним творческих проектов в виде сочинений, рецензий, аннотаций и компьютерных презентаций с целью дальнейшей пропаганды чтения среди сверстников
Актуальность
На наш взгляд, одна из проблем образования детей сегодня – отсутствие у них желания и навыка чтения книг любого жанра и любого назначения – развлекательного, обучающего, информативного и т.д. Вследствие этого у школьников отсутствуют или недостаточно сформированы навыки получения, переработки и творческого использования источников информации, особенно печатной. При изучении иностранного языка чтение книг на этом языке особенно ценно, так как
• оно способствует овладению всеми тонкостями изучаемого языка
• при чтении расширяется словарный запас
• усваиваются новые грамматические конструкции
• развиваются умение анализа, сравнения, дедукции
• кроме того, это просто увлекательное и полезное занятие
Технология и этапы реализации проекта
I этап
На начальном этапе процесса учитель изучает учеников, их способности, склонности и интерес к предмету. Особенно удачным моментом для выявления учащихся, увлекающихся чтением, являются уроки домашнего чтения. Одаренные дети выделяются сразу: они легко запоминают новые слова, способны накопить богатый лексический запас благодаря свойствам памяти; бегло читают и, что самое ценное, читают с пониманием. Им нет необходимости обращаться к словарю за каждым словом - они от природы имеют «языковое чутье» и умение догадываться о содержании прочитанного слова или фразы из контекста. Таких детей легко научить получать «подстрочную» информацию – что является главным при чтении книг и художественной литературы. Они способны составлять аннотации и рецензии на произведения, делать анализ, находить положительные и отрицательные стороны книги и удачные авторские приемы. После выявления группы одаренных детей, остается выстроить траекторию деятельности, направленную на развитие поставленных задач. Необходимо учесть, что дети могут подобраться разновозрастные и с разной языковой подготовкой. Следовательно, деятельность учителя осложняется тем, что в основном носит индивидуальный характер.
II этап
Данный этап предполагает совместную работу учителя и школьника. Первым условием эффективности является правильный подбор книги для чтения. Именно от этого зависит, насколько велико будет желание ученика заниматься этим видом умственного труда в дальнейшем, одним словом, уровень его мотивированности и соответственно результативность.
Факторы, которые необходимо учитывать при выборе книги:
• интересы, увлечения и любимые жанры ребенка.
К примеру, мой ученик 3 класса Ахмадуллин Б. увлекается животным миром. У него дома целая библиотека энциклопедий о животных, коллекция насекомых, а любимые игрушки – это динозавры и драконы. Неудивительно, что из предложенных книг он выбрал красочно-иллюстрированную книгу из серии Macmillan Children’s Readers "Dom’s Dragon”. Он с удовольствием прочитал эту первую в своей жизни книгу на английском языке, сделал к ней рисунок – дракона, мы приняли участие во Всероссийском конкурсе видеороликов «Читаем по-английски с удовольствием» и получили Диплом за 2 место.
• уровень сложности произведения
Выбранная для чтения книга должна соответствовать по сложности языковым возможностям ребенка. Важно «не отпугнуть» его, а наоборот, читатель должен получать удовольствие от чтения и ощущать гордость – он в силах читать и понимать не просто предложения или небольшой текст в учебнике, а КНИГУ на иностранном языке. Постоянное обращение к словарю за переводом каждого слова не дает целостную картину о развитии сюжета, часто бывает так, что пока ребенок ищет слова в словаре, уже забывает начало предложения и его смысл. Необходимо снять этот барьер!!!! Зарубежные издательства (к примеру, Макмиллан) представляют специальный ряд книг для внеклассного чтения разного уровня, так называемый Graded Reading – от уровня Beginner до уровня Advanced – есть смысл их приобрести, несмотря на дороговизну. Эти издания грамотно выдерживают уровень как лексический, так и грамматический, к тому же выстраивают изложение и частотность лексического насыщения и использования по спиралевидному принципу – лексика регулярно повторяется по ходу текста, что позволяет ученику хорошо ее усвоить и запомнить.
После подбора книги, более результативным будет прочитать ее совместно, особенно первую. Здесь важно идти от ступеньки к ступеньке (Step by Step):
1. Ознакомиться с названием книги, сделать первые предположения – о чем она. Небольшая аннотация на обложке сзади тоже даст понятие о чем книга, время и место происхождения событий.
2. Обычно книга содержит краткую информацию об авторе. Такая информация даст представление об эпохе, времени, когда творил автор.
3. Книги издательства Макмиллан имеют еще одну очень полезную деталь – рисунки, карты, список действующих лиц. Например, книга "The Perfect Storm” – на морскую тему. Она содержит очень много специальной терминологии: названия видов кораблей, рыб, маршруты движения судов и т.п. Эта лексика носит специфически-терминологический характер, что затрудняет понимание прочитанного. Но благодаря наглядности эта сложность практически исчезает. А карта помогает представить место действия.
Детально изучив все эти вводные материалы, можно приступать к самому процессу чтения.
4. Первые главы можно прочитать и перевести вместе. Если ученик справляется без особых трудностей, можно просто время от времени давать задания, контролирующего характера. Многие книги уже содержат специальные задания, чтобы проверить насколько хорошо школьник понимает прочитанное.
5. На следующем этапе учим ребенка собирать информацию по прочитанному произведению. К примеру: найти предложения, описывающие место происхождения событий; описание внешности действующих лиц; как автор характеризует личность героев книги. Для школьников постарше задачи могут быть более сложные – найти в книге предложения, которые передают главные идеи книги, в чем мораль произведения, чему учит автор.
6. Итогом должна стать творческая работа – аннотация, реклама книги, компьютерная презентация и т.п. Необходимо четко указать, что требуется включить в работу, структуру, план, дать своего рода шаблон.
Примерный план рецензии на литературное произведение.
1. Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания.
2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление).
3. Критический разбор или комплексный анализ текста:
- смысл названия
- анализ его формы и содержания
- особенности композиции
- мастерство автора в изображении героев
- индивидуальный стиль писателя
4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления втора рецензии:
- основная мысль рецензии
- актуальность тематики произведения
III этап
На данном этапе предполагается самостоятельная работа учащегося учитель выступает в качестве консультанта, советчика, сотрудничающего. Очень хорошим мотивирующим средством служит демонстрация своих творческих работ перед другими участниками клуба, представление работ на различных конкурсах, их публикация.
Приведу несколько работ моих учеников.
Аннотация на книгу "The Perfect Storm”, выполнила ученица 9 класса Исхакова Р.
I have just finished an absolutely interesting and marvellous book by Sebastian Junger, a writer and traveller, called "The Perfect Storm”. The story has an exciting plot, based on a true story of men against the sea.
In the story there are many characters and boats with their crew and captains. Bobby Shatford and Christina Cotter are a couple who love each other and make plans for the future. However, the destiny destroys all their plans and hopes. They are separated forever by that horrible Perfect Storm. Unfortunately, Andrea Gail never comes back home. And Chris suffers alone thinking about what had happened to the six men on the boat…
I think the author wanted to show what role fortune takes place in our lives. I have to admit that I enjoyed the book very much and I recommend reading it to others.
Аннотация на книгу " Lorna Doone ”, выполнила ученица 6 класса Садыкова Г.
I have read an unforgettable story by Richard Dodderidge Blackmore "Lorna Doone."
John Ridd is the main character of this story. He lives at school but he goes home for the holidays. Doones murdered his father. One day John Ridd goes fishing. John meets a beautiful young girl called Lorna Doone in Doone Valley. He falls in love. Carver Doone is going to marry her too. Then John and Lorna meet and leave the sign in the cave. After that they decide to marry.
But Lorna's grandfather doesn't allow them. A few weeks later, Sir Ensor Doone dies. Lorna has got a servant. Her name is Gwenny. She knows about their love.
A few days later, Jeremy Sticles tells John a strange story. He says that Lorna isn't Doone. She is Dugal. She arrives at her uncle's in London. John arrives at Brandir's House. John gets a new name. It is Sir John Ridd.
In the spring, Lorna returns to Exmoor. She is happy with John. Then they marry but at this moment somebody shoots in Lorna. Lorna falls down at John's feet and her red blood runs all over the floor. Next John kills Carver Doone. Finally Lorna doesn't die. They are happy.
It is a wonderful story and I enjoyed it because I like romantic books. If you like stories about love, it is definitely for you. Don’t miss the book, you will have a great time!

Аннотация на книгу "The Perfect Storm”, выполнил ученик 11 класса Валеев М.

I have just finished a very interesting book by Sebastian Junger called "The Perfect Storm”. It is one of the most impressive books I have ever read.
Although it was written about things that happened fifteen years ago, it is still a very interesting and powerful book. It is based on true events, real characters and has an exciting plot. S. Junger saw all consequences of the terrible storm - damaged houses, sunken boats; he talked and interviewed a lot of people of Gloucester. What I liked in the book is the detailed description of the anglers’ lifestyle, the "Andrea Gail” crew, caught in the perfect storm and the difficult but heroic work of the rescue services.
Despite the book has a sad end it teaches that people should hope and struggle for their lives, try to survive even in the most hopeless situations.
(143 words)


Категория: Английский язык | Добавил: guzeln
Просмотров: 1474 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 30.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог