ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК СЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Хайбуллина Г.Н. МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г.Ибрагимова» г. Казань
Существенные изменения, произошедшие в социокультурном контексте изучения иностранных языков в России, привели к необходимости переосмыслить цели, задачи и содержание обучения иностранному языку. По Программе общеобразовательных школ по английскому языку «развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира является основной целью обучения», что предполагает формирование взаимосвязанных коммуникативно-речевой, социокультурной и языковой компетенций, что можно обозначить, на мой взгляд, как формирование межкультурной компетенции. В последние годы я, как учитель английского языка национальной татарской гимназии, занимаюсь разработкой следующей методической проблемы: «Национально-региональный компонент при изучении иностранного языка как составная часть формирования социокультурной и межкультурной компетенций». Для формирования межкультурной компетенции и необходимым условием для успешного, интересного для обеих сторон диалога культур важным составляющим обучения является национально-региональный компонент. Указанный компонент предполагает получение обучающимися знаний истории, культуры своей страны и традиций своего народа, без которых невозможно даже представить акт диалога, т.е. обмен информацией как личного, так и общественно-культурного характера, что является основным принципом реализации коммуникативного подхода при обучении иностранным языкам. Внедрение национально-регионального компонента в учебный процесс способствует также духовному обогащению учащихся, развитию интереса к изучению родного края, формированию у учащихся готовности к достижению взаимопонимания, миротворческого и правозащитного образования средствами иностранного и родного языков в контексте диалога культур. Я считаю, что поликультурное пространство нашего региона является благодатной почвой для создания необходимых условий реального общения в диалоге культур. А это не может не создать устойчивую мотивацию для изучения иностранного языка. На практике деятельность по формированию межкультурной компетенции начинается уже в младших классах, когда учащиеся осознают, что они часть многонационального, поликультурного мира, где люди общаются на самых разных языках. В среднем звене обучающиеся получают большой объем знаний страноведческого и социокультурного характера; обогащают словарный запас и грамматические знания, необходимые для общения по предусмотренным программой темам. Старшеклассники занимаются подготовкой проектных и исследовательских работ, в основе которых лежит сравнение англоязычной и родной культуры и истории. Далее хочу привести несколько примеров. Изучая тему «Достопримечательности», непременно проводим экскурсии по основным памятникам Москвы и Казани; проходя тему «Погода и времена года», сравниваем погоду в Казани и Лондоне; знакомясь с праздниками англоязычных стран, готовим проекты по национальным праздникам России и Татарстана; говоря об известных людях, обсуждаем вклад наших земляков в мировую историю и культуру и т.д. Материалы для подобных уроков подбираю сама, использую различные журнальные статьи и учебные пособия: "Discover Tatarstan” (a language practice in cultural matters of Tatarstan) Яруллиной Л.А. и "Welcome to Tatarstan”(авторы – Л.Ф.Иванова, Д.Р.Сабирова, Ж.Н.Гарипова). Ученикам нравится самим подбирать подобные материалы и готовить творческие работы в виде небольших сообщений, сочинений, стенных газет, самодельных журналов и особенно компьютерных презентаций и проектов. Внеклассные мероприятия – это еще одна возможность для формирования межкультурной компетенции. Организуя традиционные недели и месячники иностранного языка, удается еще более детально ознакомить учеников с традициями, обычаями и культурой англоязычных стран и народов. Праздники и тематические вечера в честь Рождества, Дня святого Валентина, Хеллоуин, где ученики поют национальные песни, исполняют традиционные стихи, народные танцы повышают интерес к предмету, расширяют кругозор детей. Тематические вечера "Kazan…Tukay…I’m proud of my city!”, «За чашкой чая, в кругу друзей» (о традициях чаепития в разных странах), "Along favourite streets of Kazan” (конференция учащихся к 1000-летию Казани) и др. - яркий пример использования национально-регионального компонента. Литературный вечер на тему «He was for all ages» по творчеству В.Шекспира, где звучали его сонеты на английском, русском, татарском языках стал истинным примером воспитания «человека культуры» и акта «полилога культур». Обучение иностранным языкам с использованием национально-регионального компонента, ориентированное на развитие социокультурной и межкультурной компетенций повышает уровень языковой компетенции, прививает интерес к предмету, расширяет мотивацию обучения. Кроме того, имеет огромное значение в формировании молодого поколения с широким кругозором, истинного патриота своего народа и страны, готового к толерантному сотрудничеству и диалогу с представителями других стран. Это и есть требование времени.
|