Сегодня: 06.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Иностранные языки » Английский язык


Статья "Формирование межкультурной компетенции как средство повышения эффективности процесса обучения иностранным языкам"

СКАЧАТЬ (34.0 Kb) 04.12.2013, 13:44
Хайбуллина Гузял Назыровна
учитель английского языка, МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г.Ибрагимова» г. Казань
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК СЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Хайбуллина Г.Н.
МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г.Ибрагимова»
г. Казань

Существенные изменения, произошедшие в социокультурном контексте изучения иностранных языков в России, привели к необходимости переосмыслить цели, задачи и содержание обучения иностранному языку. По Программе общеобразовательных школ по английскому языку «развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира является основной целью обучения», что предполагает формирование взаимосвязанных коммуникативно-речевой, социокультурной и языковой компетенций, что можно обозначить, на мой взгляд, как формирование межкультурной компетенции.
В последние годы я, как учитель английского языка национальной татарской гимназии, занимаюсь разработкой следующей методической проблемы: «Национально-региональный компонент при изучении иностранного языка как составная часть формирования социокультурной и межкультурной компетенций».
Для формирования межкультурной компетенции и необходимым условием для успешного, интересного для обеих сторон диалога культур важным составляющим обучения является национально-региональный компонент. Указанный компонент предполагает получение обучающимися знаний истории, культуры своей страны и традиций своего народа, без которых невозможно даже представить акт диалога, т.е. обмен информацией как личного, так и общественно-культурного характера, что является основным принципом реализации коммуникативного подхода при обучении иностранным языкам.
Внедрение национально-регионального компонента в учебный процесс способствует также духовному обогащению учащихся, развитию интереса к изучению родного края, формированию у учащихся готовности к достижению взаимопонимания, миротворческого и правозащитного образования средствами иностранного и родного языков в контексте диалога культур. Я считаю, что поликультурное пространство нашего региона является благодатной почвой для создания необходимых условий реального общения в диалоге культур. А это не может не создать устойчивую мотивацию для изучения иностранного языка.
На практике деятельность по формированию межкультурной компетенции начинается уже в младших классах, когда учащиеся осознают, что они часть многонационального, поликультурного мира, где люди общаются на самых разных языках. В среднем звене обучающиеся получают большой объем знаний страноведческого и социокультурного характера; обогащают словарный запас и грамматические знания, необходимые для общения по предусмотренным программой темам. Старшеклассники занимаются подготовкой проектных и исследовательских работ, в основе которых лежит сравнение англоязычной и родной культуры и истории.
Далее хочу привести несколько примеров. Изучая тему «Достопримечательности», непременно проводим экскурсии по основным памятникам Москвы и Казани; проходя тему «Погода и времена года», сравниваем погоду в Казани и Лондоне; знакомясь с праздниками англоязычных стран, готовим проекты по национальным праздникам России и Татарстана; говоря об известных людях, обсуждаем вклад наших земляков в мировую историю и культуру и т.д. Материалы для подобных уроков подбираю сама, использую различные журнальные статьи и учебные пособия: "Discover Tatarstan” (a language practice in cultural matters of Tatarstan) Яруллиной Л.А. и "Welcome to Tatarstan”(авторы – Л.Ф.Иванова, Д.Р.Сабирова, Ж.Н.Гарипова). Ученикам нравится самим подбирать подобные материалы и готовить творческие работы в виде небольших сообщений, сочинений, стенных газет, самодельных журналов и особенно компьютерных презентаций и проектов.
Внеклассные мероприятия – это еще одна возможность для формирования межкультурной компетенции. Организуя традиционные недели и месячники иностранного языка, удается еще более детально ознакомить учеников с традициями, обычаями и культурой англоязычных стран и народов. Праздники и тематические вечера в честь Рождества, Дня святого Валентина, Хеллоуин, где ученики поют национальные песни, исполняют традиционные стихи, народные танцы повышают интерес к предмету, расширяют кругозор детей. Тематические вечера "Kazan…Tukay…I’m proud of my city!”, «За чашкой чая, в кругу друзей» (о традициях чаепития в разных странах), "Along favourite streets of Kazan” (конференция учащихся к 1000-летию Казани) и др. - яркий пример использования национально-регионального компонента. Литературный вечер на тему «He was for all ages» по творчеству В.Шекспира, где звучали его сонеты на английском, русском, татарском языках стал истинным примером воспитания «человека культуры» и акта «полилога культур».
Обучение иностранным языкам с использованием национально-регионального компонента, ориентированное на развитие социокультурной и межкультурной компетенций повышает уровень языковой компетенции, прививает интерес к предмету, расширяет мотивацию обучения. Кроме того, имеет огромное значение в формировании молодого поколения с широким кругозором, истинного патриота своего народа и страны, готового к толерантному сотрудничеству и диалогу с представителями других стран. Это и есть требование времени.


Категория: Английский язык | Добавил: guzeln
Просмотров: 961 | Загрузок: 86 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 06.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог