Киселева Арина Викторовна
МБОУ Лицей №1 г. Перми
Учитель английского языка
Для 10-11 классов с углубленным изучением английского языка
Использование ролевой игры при обучении говорению
Обучение иностранным языкам представляет собой синтез формирования и развития умений и навыков у обучающихся по четырем видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование и письмо. Невозможно овладеть языком на высоком уровне не развивая все эти четыре аспекта. Все современные программы и УМК построены таким образом, чтобы тренировать у учащихся все виды речевой деятельности.
Однако говорение представляет собой особую трудность для некоторых учащихся, так как содержит не только лексические и грамматические, но и психологические трудности. Некоторые учащиеся не могут преодолеть так называемый языковой барьер. В этом случае акт коммуникации состояться не может, что мешает порождению речи, а, следовательно, овладению языком.
Некоторые учащиеся чувствуют себя неловко и скованно при выражении своего мнения по какой-либо теме, боясь сделать фонетическую, лексическую или грамматическую ошибку. Это наиболее заметно у учащихся старших классов, находящихся в подростковом возрасте, так как они не хотят выглядеть в неприглядном свете перед своими одноклассниками, боясь показаться менее умными и успешными, чем другие их сверстники.
Задача учителя заключается в снятии психологической боязни говорения на иностранном языке. Для этого необходимо создать теплую дружескую атмосферу в классе, установить доверительные отношения с каждым из учащихся индивидуально и между учащимися в группе в целом, повысить мотивацию изучения иностранного языка. Безусловно, нужно обращать внимание на ошибки и исправлять их, но чрезвычайно вежливо и корректно. Это желательно делать после того, как учащийся закончил свое высказывание.
При обучении аспекту говорения для снятия психологического барьера достаточно эффективно использовать в работе ролевые игры. Смоделированная ситуация ролевой игры позволяет решить коммуникативную задачу по максиму приближенную к живому общению. Учащиеся осуществляют коммуникацию в мини группах, что , в значительной степени, снижает или полностью устраняет боязнь совершения ошибки при выражении своего мнения, ввиду того, что уровень языковой компетенции в группе примерно одинаковый.
При проведении ролевой игры, учитель должен ясно и четко поставить цель, объяснить правила и ход игры, заранее подготовить раздаточный материал. Пути решения коммуникативной задачи и достижения цели учащиеся продумывают самостоятельно, что позволяет актуализировать употребление лексических и грамматических единиц в ситуации естественного общения, развить логическое мышление и фантазию.
Рассмотрим пример ролевой игры по теме “Travelling”. Рекомендуется проводить данную ролевую игру как итоговое мероприятие по теме, после освоения лексических и грамматических единиц по теме “Travelling” , а, также, страноведческого материала.
Необходимо разделить учащихся на две команды и распределить роли. Это можно сделать по желанию учащихся или способом жеребьевки. Учитывая, что средняя наполняемость языковой группы 10-14 человек, то в каждой команде окажется по 5-7 чел. Одна команда –“Travel agents”, другая – “Tourists”.
Цель игры - выбрать лучшее туристическое агентство.
Каждому участнику команды “Travel agents” выдаются одинаковые карточки. Например:
Travel Agent
Your Name_________________________
The name of you travel agency is_____________________ which specializes in tours to__________________________________________________________________(countries)
Suggest a suitable package tour to your client, taking into account his/her interests, health problems, money he/she is willing to spend on holidays.
Give the information about:
- Suitable transport;
- Kind of hotel your client is going to stay at;
- Weather details;
- Equipment required for holidays;
- Price of holidays.
Don’t forget to ask about:
- name and address of your client;
- the date of holidays;
- method of payment.
Команде “Tourists” выдаются индивидуальные карточки с детальной информацией персонажа, от лица которого им придется выступать. Например:
Tourist I
Your name is _________________________
Age: 65
Occupation: Pensioner
Money: $ 500
Residence: Manchester
Details: high blood pressure; broke a leg a year ago, that’s why walks with a limp; likes nature, swimming and fishing; doesn’t like to travel a long distance; doesn’t mind cooking by himself.
Give personal details to your travel agent.
Don’t forget to ask about:
- The place you are going to stay;
- What is exactly included in your tour (insurance, accommodation …)
- Equipment required for holidays;
- Possible problems you might face;
Tourist II
Your name is _________________________
Age: 42
Occupation: Vet
Money: $1000
Residence: York
Details: has a dog, iguana and a tame lion cub at home; good at driving; has 50% discount on international flights.
Give personal details to your travel agent.
Don’t forget to ask about:
- The place you are going to stay;
- What is exactly included in your tour (insurance, accommodation …)
- Equipment required for holidays;
- Possible problems you might face;
Tourist III
Your name is _________________________
Age: 35
Occupation: Surgeon
Money: Visa Gold Unlimited
Residence: London
Details: Likes meeting new people; very sociable; fond of diving, swimming; has an aquarium with exotic fish at home; allergic to mosquitoes, bees and flies.
Give personal details to your travel agent.
Don’t forget to ask about:
- The place you are going to stay;
- What is exactly included in your tour (insurance, accommodation …)
- Equipment required for holidays;
- Possible problems you might face;
Ход игры:
- учащиеся разбиваются на группы, согласно ролям, прописанным в их карточках;
- составляют диалоги (время на подготовку 7-10 мин);
- презентуют диалоги;
- слушают внимательно диалоги друг друга и составляют рейтинг «туристических агентств»;
- учитель, вместе с учащимися, подводит итоги и определяют победителя.
Таким образом, данная ролевая игра позволяет учителю осуществить качественный контроль знаний по теме “Travelling”. Учащиеся, в свою очередь, получают возможность избавиться от страха говорения посредством общения со сверстниками, обладающими такой же языковой компетенцией, показать лексические, грамматические и страноведческие знания по теме “Travelling” и совершенствовать навыки общения.
|