Проектная деятельность при обучении иностранным языкам как способ развития творческих способностей учащихся Хайбуллина Гузял Назыровна, учитель английского языка, МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г.Ибрагимова» г.Казань Одним из условий успешности и высокой результативности деятельности учителя является активное изучение и творческое использование существующих и возникающих инновационных технологий, приемов и форм работы. Именно оптимальный отбор технологий помогает мне, учителю английского языка, формировать и развивать коммуникативные способности, творческие возможности в учебном процессе и лучшие человеческие качества в своих воспитанниках. Проектная деятельность на уроках иностранного, в частности английского языка, – это один из самых современных и эффективных способов развития многосторонней личности. Основная задача педагога в обучении английскому языку заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на творческую мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Именно поэтому в настоящее время этот метод широко применяется в современной мировой методике преподавания английского языка. Иностранный язык как предмет имеет большой потенциал и возможности для реализации проектной технологии. Каждый крупный раздел или тема заканчиваются творческим или исследовательским заданием. Тематика и содержание проектных работ может быть самая разная: какие-то из них носят исследовательский характер, а другие творческо-креативный в зависимости от возрастных особенностей, языковой подготовленности и поставленных целей. В ходе своей работы я выделяю следующие этапы реализации проектной технологии: 1. обозначение темы и выделение проблемы 2. поиск, отбор, аккумуляция информации, необходимой для всестороннего анализа проблемы и впоследствии ее решения 3. оформление проектной работы: текстовое и наглядное 4. презентация и защита проектной работы 5. анализ проведенной деятельности и ее оценка Рассмотрим несколько примеров. В 4 классе при изучении темы «Время. Часы» ученики знакомятся с самыми разными видами часов – солнечные, часы-кукушки, часы Биг Бен, т.п. Далее им предлагается нарисовать известные часы, имеющиеся в своем городе и рассказать о них. Это один из первых примеров проектной работы – дети находят информацию, пробуют передать ее на английском языке на базе изученного языкового материала. Школьникам подросткового возраста очень нравятся проекты, которые носят характер социологического опроса или мини исследования. В 7 классе при изучении темы «Хобби» учащиеся разработали анкету-опросник с целью изучения основных приоритетов проведения свободного времени подростками. Социологический опрос охватил 6-9 классы. Анкеты были обработаны, составлен список увлечений подростков, сделан цифровой анализ, который представлен графически. Информация для обсуждения была представлена не только одноклассникам, но и на совещание классных руководителей. В старших классах работы имеют более научный, поисково-исследовательский характер. Национально-региональный компонент является очень выигрышной основой для такого рода проектов. Исследовательские проекты по краеведению "Welcome to My Tatarstan” (о мирном сосуществовании разных народов, культур и религий), "My Tatarstan is the World of Nature Wonders” (о чудесах Голубых озер Республики Татарстан) - яркие примеры деятельности в этом направлении. Данные проекты получили высокое признание и были награждены Дипломами на Республиканском конкурсе научно-практических и творческих работ школьников. Сегодня особое место занимают проекты, представленные в виде компьютерной презентации. Учащихся с удовольствием их выполняют по самым разным направлениям – страноведение ("Discover Canada” – 8 класс, "Shopping in Kazan” – 8 класс, "Welcome to Great Britain” – 5 класс), жизнедеятельность известных людей (Alan Milne, Robert Burns, William Shakespeare) другие. Подобные работы способствуют совершенствованию не только лингвистической компетенции, но и развитию социокультурных, когнитивных и творческих возможностей обучающихся. Одно латинское изречение гласит «Не для школы - для жизни учимся». Я полагаю, это главная задача образовательного процесса и именно проектная деятельность способствует преобразованию и приближению учебного процесса к реалиям жизни, воспитанию неординарно мыслящих молодых людей, способных к поиску, исследованию, творчеству, принятию обдуманных решений, т.е. формированию конкурентоспособных личностей.
|