«Проектная деятельность как метод формирования положительной мотивации в изучении иностранного языка».
Современная жизнь ставит перед образованием задачу формирования гармонично развитой личности, способной адаптироваться в стремительно изменяющемся мире высоких технологий, мировой интеграции.
В соответствии с Концепцией модернизации современного образования обучающиеся должны обладать современными ключевыми компетенциями:
- умением самостоятельно вести поиск и отбор информации;
-владеть иностранными языками;
-знать базовые социальные понятия.
В последнее десятилетие активно вошли в нашу повседневную жизнь термины «проект», «проектирование». Ранее с этими понятиями чаще всего мы связывали сферу строительства, архитектуры.
Ныне «проектирование» ассоциируется с реализацией конкретного дела в любой области, продуманного, проверенного, демонстрирующего оригинальность, самостоятельность, креативность мышления автора. Проектная деятельность касается и сферы образования. Работа над проектом - современный метод обучения, ориентированный на формирование у обучающихся навыков самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самовоспитания.
Проектная деятельность позволяет актуализировать имеющиеся знания по различным предметам, в том числе при изучении иностранного языка.
При овладении иностранным языком проектная деятельность может использоваться по любой теме. Отбор тематики происходит исходя из интересов обучающихся, в результате чего учебный процесс из обременительной обязанности превращается в удовольствие, тем самым создаются условия для положительной учебной мотивации в целом.
Общеизвестно, что в основе проектной деятельности лежит проблема, её поэтапное решение и получение результата. Организованная таким образом учебная деятельность позволяет не только активизировать процесс обучения, но и аккумулировать все компетенции, которыми владеют обучающиеся, иными словами, актуализировать знания из разных дисциплин.
Кроме того, работа над проектом позволяет расширить и углубить знания обучающихся, обнаружить и, следовательно, ликвидировать пробелы их знаний в различных областях.
Практика преподавательской деятельности убеждает, что создание положительной учебной мотивации у обучающихся – важный фактор в осуществлении учебной деятельности. Единицы учатся осознанно, не только за отметку, но и для получения реальных знаний, большинство же прилежанием не отличаются. Но нет и таких, кто хотел бы быть аутсайдером, неудачником. Каждый обучающийся хочет и общественного признания, и ощущения состоятельности в собственных глазах.
Одним из путей в решении обозначенной проблемы является совершенствование методов преподавания, использование активных форм и методов обучения. Организация проектной деятельности открывает перед обучающимися и педагогом такую перспективу.
Проектная деятельность осуществляется по алгоритму, усвоить который способны обучающиеся под руководством педагога.
1 этап. Подготовительный. Определение проблемы , цели проекта, планирование работы над проектом.
2 этап. Аналитический. Отбор материала, его систематизация.
3 этап. Практический. Систематизация, отработка материала.
4 этап. Подготовка презентации, оформление результата работы над проектом.
5 этап. Самоанализ работы над проектом.
6 этап. Публичная защита проекта.
Стимулом для работы обучающихся над проектом является выбор актуальных проблем, интеграция деятельности педагогов по разным дисциплинам.
Социально-гуманитарный колледж готовит специалистов по разным направлениям: банковское дело, страховое дело, туризм и гостиничный сервис, учителя начальных классов, экономика и пр. Интеграция специфических проблем в пространстве иностранного языка является рациональным, комплексным подходом в решении образовательных задач.
Примером межпредметных связей в проектной деятельности является работа над решением проблем:
«Долларовая система и её перспективы развития в современной экономике».
«Плюсы и минусы образовательной системы Европы и России».
«Роль английского языка как языка межнационального общения в сфере туризма».
«Страховая система и туристический бизнес. Взаимодействие и противоречия».
Сами обучающиеся замечают, что в ходе работы над проектом они сумели расширить свой лексический запас, улучшили качество чтения и понимания прочитанного текста, укрепили навыки устной и письменной речи, в целом почувствовали повышение уровня владения коммуникативными навыками, необходимыми в современной жизни.
Мониторинг интересов обучающихся к выбору проблем обозначен следующими направлениями : история , культура и искусство России и зарубежных стран, экономика и политика.
Таким образом, использование в преподавании иностранного языка метода проекта способствует повышению качества знаний, развитию интереса к предмету, созданию положительной учебной мотивации и, как следствие, происходит осознанное овладение знаниями.
Важно отметить, что в ходе проектной деятельности реализуются разнообразные виды деятельности:
-самостоятельная работа обучающихся ( одному или в группе), исходя из их возможностей;
- публичное представление результатов труда обучающимися, перспективы их общественного признания, ощущение ими собственной состоятельности
|