Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Иностранные языки » Английский язык


Статья из опыта работы "О некоторых трудностях подготовки старшеклассников к сдаче международного экзамена IELTS"

СКАЧАТЬ (44.0 Kb) 25.12.2015, 17:14
Банк Лия Рувимовна
кандидат филологических наук, учитель английского языка, Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение "Лицей №1" города Перми
В последние годы международный экзамен IELTS (International English Language Testing System) приобретает все большую популярность. Это связано с расширением образовательного пространства, укреплением партнерских отношений со странами Европы и Америки в сфере науки и технологии, а также растущим спросом на высококвалифицированных специалистов, свободно владеющих английским языком на уровне, необходимом для научного и делового сотрудничества.
Структурно международный экзамен IELTS состоит из 2 модулей: общего (General Module) и академического (Academic Module), в рамках которых предлагаются задания на все виды речевой деятельности. Особенность академического модуля заключается в его содержательной наполненности: этот модуль ориентирован на самые различные отрасли научного знания – экономику, биологию, физику, психологию, историю и многие другие.   Как правило, данный экзамен сдается студентами ВУЗов или аспирантами, планирующими продолжение образования за рубежом, то есть по сути данный экзамен ориентирован на достаточной зрелый возраст. Однако подготовку к сдаче IELTS можно начинать уже в школе с учащимися старших классов. Работа в рамках городской программы по подготовке учащихся школ к сдаче IELTS позволила получить некий опыт, который может иметь определенную практическую ценность.
Наш опыт подготовки учащихся к выполнению заданий первого раздела экзамена «Аудирование» позволил вскрыть ряд трудностей, связанных не только с языковой составляющий, но и с общими учебными действиями, навыками и умениями. Следует отметить, что данный аспект экзамена состоит из 4 разделов. Раздел 1 и раздел 2 рассчитаны на восприятие речи в рамках ситуации повседневного общения – забронировать отель, поездку, купить подарок другу, получить информацию о каком-либо мероприятии, обсудить бытовые проблемы. Эти разделы не представляют большой трудности для учащихся, так как ситуация общения, лексическая наполненность, грамматические структуры – все это разбирается в рамках школьной программы. Некоторые сложности могут возникнуть в связи с незнакомыми типами заданий, например, отметить маршрут на карте. Но эти трудности снимаются при выполнении ряда подобных заданий.
Значительно сложнее оказываются разделы 3 и 4. Трудности при выполнении заданий этой части экзамена связаны, с одной стороны, с новизной тематики и лексической наполненностью материала, с другой – с недостаточной сформированностью  некоторых универсальных учебных навыков. Так, раздел 3 представляет собой прослушивание беседы студента с преподавателем о научном проекте, а раздел 4 – прослушивание лекции на любую научную тему. Выполнение заданий этих разделов предполагает владение так называемым академическим английским, то есть языком лекций, научных статей, своеобразие которого заключается в широком использовании терминологии, сложных грамматических конструкций. Работа с такими материалами не является частью школьного курса и, соответственно, представляет большую трудность для учащихся. Наряду с этим возникают сложности, связанные с техникой и стратегией выполнения заданий этого раздела экзамена. Недостаточная сформированность таких универсальных учебных действий как отделение главного от второстепенного, определение основной темы, дробление текста на смысловые фрагменты, установление логических связей, осуществление вероятного смыслового прогнозирования, фиксация основных положений высказывания становится существенной проблемой при работе с заданиями разделов 3 и 4.
Таким образом, при подготовке к выполнению заданий данной части экзамена следует делать акцент на расширении словарного запаса учащихся за счёт освоения академического вокабуляра, на отработке сложных грамматических конструкций, а также на совершенствовании навыков работы с научным текстом, а именно отработка навыков фиксации научного высказывания.
При подготовке ко второму модулю экзамена «Чтение» наименьшие сложности предсказуемо вызывают задания на просмотровое чтение, что, очевидно, связано с достаточной сформированностью этого навыка в курсе школьной программы.  Наибольшие трудности связаны с навыками детального чтения и чтения на вычленение первичной/вторичной информации. Недостаточное владение такими навыками чтения усугубляется спецификой текстов, представляющих собой научно-популярные статьи, а также недостаточной скоростью чтения, что в результате не позволяет учащимся уложиться в необходимые временные рамки.
Таким образом, при подготовке к этому разделу экзамена следует уделить больше времени и внимания заданиям на отработку навыка «сканирования» текста, вычленения главной информации, а также отработку заданий типа «summary completion»  - предполагающих умение вычленить ключевые понятия и использовать их в конспективном, сжатом варианте текста. 
Третий модуль экзамена «Письмо» по статистике представляет наибольшую трудность для экзаменуемых. Первое задание модуля представляет собой описание графического изображения экономических, социальных, технических, природных процессов с выявлением основных тенденций, анализом изменений, выявлением общности и отличия. Второе задание – написание эссе заданного формата на тему, связанную с социальными, экономическими, нравственными и другими вопросами жизни  современного общества. Этот раздел экзамена выявляет не только языковые, но и  аналитические способности экзаменуемого, проверяет умение правильно и логично, соблюдая определенную структуру, излагать свои мысли. 
Подготовка старшеклассников к выполнению первого задания этого экзаменационного модуля вскрыла две основных проблемы: отсутствие навыка работы с графическим представлением информации (умения описывать, анализировать, выстраивать причинно-следственные связи на основе предложенного графика/диаграммы/таблицы/ схемы), что, вероятно, связано с нехваткой практики в выполнении заданий подобного рода в рамках школьных предметов. Кроме этого выявилась  недостаточность словарного запаса у старшеклассников, ограниченность и однообразие  грамматических конструкций, определенный спектр которых необходим для описания статистических данных социально-экономических процессов, цикличности промышленных или естественных/природных процессов.
Для снятия выше обозначенных трудностей необходимо проводить работу в нескольких направлениях. Во-первых, следует пошагово (начиная со стадии чтения задания) разобрать алгоритм описания графических изображений с четким указанием типичных для каждого вида графика особенностей. Во-вторых, расширить академический вокабуляр, необходимый для выполнения данного задания с акцентом на синонимию и параллельные конструкции. Кроме того, необходимо уделить отдельное внимание специфике характерных для данного задания грамматических конструкций (страдательный залог, причастные обороты, разнообразные формы сравнений).
Второе задание данного экзаменационного модуля состоит в написании эссе объёмом 250 слов. Это задание в определенной степени легче для старшеклассников, так как в рамках школьного курса они приобретают навык написания эссе как на родном, так и на иностранном языке. Однако эссе в формате IELTS имеют ряд структурных отличий, которые, тем не менее, без труда усваиваются учащимися. Основные трудности в этой части экзамена связаны со сложностью тем, рассчитанных на более зрелый ум и жизненный опыт, а также с недостаточностью вокабуляра и неуверенным владением грамматикой.  
Подводя итог, следует отметить, что подготовка старшеклассников к сдаче международного экзамена IELTS, безусловно, является важным этапом в развитии и совершенствовании навыков владения иностранным языком и формировании языковой (иноязычной) компетенции в целом. Кроме того данная учебная деятельность способствует развитию аналитических способностей учащихся, совершенствованию универсальных навыков и умений, что, в конечном счете, делает их конкурентоспособными абитуриентами, готовыми к продолжению образования в ВУЗах России и за рубежом.


Категория: Английский язык | Добавил: liyabank | Теги: экзамен по английскому языку, английский язык, из опыта работы, Статья
Просмотров: 1405 | Загрузок: 23 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог