В настоящий момент медиакомпетентность является важным качеством личности школьника и напрямую связана с его успехом в современном информационном обществе. «Медиакомпетентность - это уровень медиакультуры, обеспечивающий понимание личностью социокультурного, экономического и политического контекста функционирования медиа, что свидетельствует его способности быть носителем и передатчиком медиакультурных вкусов и стандартов, эффективно взаимодействовать с медиапространством, создавать новые элементы медиакультуры современного общества»[1]. Мы считаем, что медиакомпетентность предполагает сформированность умений работы с информацией: поиск, сбор, критический анализ, переработку, а также способность создавать, получать и передавать сообщения с помощью мультимедийных средств. Чем раньше ученик приобретёт подобные умения, тем больше возможностей, что в дальнейшем он сможет независимо находить необходимую информацию, а так же свободно, объективно и самостоятельно мыслить. Поэтому мы считаем, что уже в школе на старшей ступени следует начинать формировать медиакомпетентность.
Проанализировав такие методики, как WebQuest, работа с газетой, дайджест, круглый стол и дебаты, мы пришли к выводу, что работа с прессой является наиболее разумным способом формирования медиакопетентности, так как особая ценность журнальных медиатекстов состоит в их аутентичности, проблемности и современности поднимаемых вопросов, насыщенном языковом материале и потенциале в мотивации учащихся.
Сегодня СМИ формируют и навязывают свои идеи с помощью дискурса гламура. Гламур – это основной способ навязывания определенного стиля жизни; это, прежде всего, визуальный ряд, словесную оболочку которого принято называть дискурсом. Посредством дискурса гламура масс-медиа создают симулякры. Создание симулякров – это один из наиболее действенных способов воздействия на потребителя, благодаря чему СМИ пытаются заставить поверить в то, что на самом деле не существует. Поэтому нашей главной задачей является научить школьников думать самостоятельно, отделять истинное от ложного, работать с медиатекстами, адекватно воспринимать рекламу, тем самым сформировать грамотного потребителя.
В последнее время рынок так называемых гендерных гламурных изданий динамично развивается. Мы решили провести анкетирование среди старшеклассников об их предпочтениях в сфере прессы. По результатам анкетирования, мы выявили стойкий интерес к гендерным изданиям в школьной аудитории («Cosmopolitan», «Esquire», «Большой спорт», «Vogue», «Elle», «Seventeen», «People»).
Следует отметить, что линейки УМК для старших классов, такие как New Opportunities Intermediate, Inside Out Intermediate, Solutions Intermediate, материалы гламурных гендерных журналов не включают. Нами предлагаются альтернативные планы уроков, где акцент сделан на упражнениях по работе с печатной продукцией. Для развития умений анализа медийных текстов у школьной аудитории, развития критического мышления, анализа и синтеза, самостоятельного поиска информации, адекватного восприятия рекламы и способности противостоять навязывающей свою позицию рекламе, мы провели занятия в соответствии с циклами творческих заданий (анализ медиатекстов, проведение дебатов, конкурс проектов). Практическое исследование было проведено в 9 В классе общеобразовательной школы №61 города Екатеринбурга. В ходе работы были применены разные виды работы с текстами, что позволило использовать как их языковой материал, так и средство развития критического мышления. При этом работа на уроках дала положительный результат – большинство учеников хорошо усвоили новую лексику и продемонстрировали высокую речевую активность. Учащиеся научились выделять основную идею текста, находить важную информацию, анализировать ее, перерабатывать, а также создавать и передавать сообщения с помощью мультимедийных средств.
Мы полагаем, что работа с гендерными журналами является перспективной, так как способствует созданию более устойчивой мотивации, чем работа с учебником. С помощью такой работы учащиеся учатся верно воспринимать рекламу и противостоять ей.
Библиография
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Медиакомпетентность
|