Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Иностранные языки » Разное


Иностранный язык в формировании духовно – нравственных качеств обучающихся

СКАЧАТЬ (20.3 Kb) 10.03.2018, 17:28
Маткина Анастасия Александровна
учитель английского языка, МАОУ СОШ № 65 г. Томска

Понимание духовных - нравственных ценностей становится одной из  важных причин  развития как общественного, так  и национального самосознания. Любой  школьный предмет - это  инструмент формирования  качеств личности  обучающегося, его мировоззрения  и духовных ценностей. Предмет «Иностранный язык»   не является исключением. Он имеет свою индивидуальность: он изучается как средство коммуникации между людьми, а темы и ситуации для общения берутся из жизни. Именно поэтому этот предмет, как никакой другой, позволяет  использовать темы из различных областей знаний, и других школьных предметов.

Изучая иностранный язык можно затронуть и обсудить  проблемы, которые позволяют  формировать навыки критического мышления, которые, в свою очередь,  позволяют соотносить свои собственные взгляды с нормами общественных интересов. На уроках иностранного языка у учителя есть возможность сформировать у ученика его собственную точку зрения, его моральный облик, потому что предмет  «Иностранный язык», кроме области конкретных грамматичеких и лексических тем, затрагивает темы отношения и поведения человека (гражданина) в той или иной конкретной  жизненной ситуации.

Среди тем, которые обсуждаются  во время изучения иностранного языка в школе, поднимаются многие  весомые проблемы современности. Особое место уделяется таким проблемам, как вопросы  толерантности, вопросы современной семьи, вопросы  благотворительности, материализма и национальной культуры, также вопросы нищеты и того, как с ней можно  бороться [5].

К основным методам и приемам, которые помогают  содействовать нравственному воспитанию обучающихся на уроках английского языка, могут относиться коллективные формы работы. Особенно выделяются групповая и парная группы.  Именно работа в группах и парах позволяет обсудить ту или иную проблему, и взаимодействовать, при этом  со своими одноклассниками, складывать и выслушивать определенные точки зрения. Из чего можно сделать вывод, что обсуждение проблем в любом случае является одним из приемов работы на уроке. При этом, вся проделанная работа не заканчивается только  лишь обсуждением проблемы. Решение, которое появляется в ходе обсуждения, какой-либо проблемы, рассказывается всему классу, и  класс выбирает наилучший способ решения проблемы и объясняет аргументированно  свое решение [3].

Одним из действующих приемов работы над нравственным воспитанием на уроках иностранного языка  является ролевая игра [4].  Этот прием широко применяется  как форма коллективной  взаимосвязи. Но в этом случае каждый учащийся несет уже собственную ответственность за принятое им решение. В ролевой игре заблаговременно проговариваются правила и нормы поведения  участника этой  игры в каждой определенной ситуации [5].  Хотя иногда проговариваться может только сам результат коммуникации, а правила поведения остаются на выбор каждого из обучающихся.

В ходе использования приема ролевой игры необходимо  создать этап рефлексии. Это делается для того, чтобы обучающиеся могли  сами проанализировать целесообразность, необходимость и эффективность той модели поведения, которую они выбрали.  Надо отметить, что  во многом ролевое поведение отталкивается от  изучаемого языкового материала, но нравственная сторона  также влияет на предполагаемый вариант поведения[4].

Основной задачей учителя здесь является  -  возможность показать примеры поведения, опираясь на их разумность и мораль. Помочь обучающемуся выбрать наиболее успешную  модель  поведение в возможной проблемной ситуации,  и если необходимо,  то направить обучающегося в нужном направлении только не в форме  назидания и наставления. В идеале, модель поведения должен корректировать не учитель, а сами обучающиеся, приводя при этом весомые аргументы [6].

Особое место следует выделить еще одному приему обучения – тематическим урокам [6]. 

УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) способствует формированию у обучающихся  таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре, традициям, народностям [4].

Например, в учебнике для 6 класса знакомство с иноязычной культурой  начинается  практически с начала учебного года. Уже в первом модуле можно найти материал, который дает ученикам первичное представление о нравственных ценностях иностранной культуры.

 Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки, тех знаний и понятий, которые они получили ранее, с новыми, со знаниями и понятиями о своей стране и о себе самих. Этому помогают задания под модулями “In Your Culture” (“В твоей культуре”) и “All About Me”(“Все обо мне”) постоянный блок, который присутствует во всех модулях Cultural Corner (Культурный уголок), где обучающиеся находят много интересного и полезного в плане культурного и нравственного развития.

В итоге,  происходит своеобразный диалог культур, передаваемый самими обучающимися. Когда они начинают сравнивать зарубежного сверстника и самих себя, то дети приходят к тому, что у них есть что-то общее, и есть что-то различное. Что – то общее помогает объединению, сближению, к  пониманию культур, традиций и доброго отношения к стране изучаемого языка (английского языка), её людям и традициям.

Чтобы достичь все цели на уроках английского языка в нашей школе используются самые разнообразные формы и приёмы учебной работы. Учащиеся могут участвовать в создании и решении сложных ситуаций (дебаты), викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов.

Во время работы  по теме “My family ” в 6 классе, учащиеся изучают родословную семьи, а затем предоставляют генеалогическое  древо своей семьи.  

При изучении темы “Literature”, в 7 классе, мы знакомимся с биографиями выдающихся писателей страны изучаемого языка, отрывками из  их произведений, анализ этих отрывков, с точки зрения нравственной стороны героев. Сравнение с известными им героями в русской литературе.



Категория: Разное | Добавил: redaktor | Теги: урок английского языка, нравственность, урок, Иностранный язык, духовность, английский язык, школьник
Просмотров: 975 | Загрузок: 27 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог