Понимание духовных - нравственных ценностей становится одной из важных причин развития как общественного, так и национального самосознания. Любой школьный предмет - это инструмент формирования качеств личности обучающегося, его мировоззрения и духовных ценностей. Предмет «Иностранный язык» не является исключением. Он имеет свою индивидуальность: он изучается как средство коммуникации между людьми, а темы и ситуации для общения берутся из жизни. Именно поэтому этот предмет, как никакой другой, позволяет использовать темы из различных областей знаний, и других школьных предметов.
Изучая иностранный язык можно затронуть и обсудить проблемы, которые позволяют формировать навыки критического мышления, которые, в свою очередь, позволяют соотносить свои собственные взгляды с нормами общественных интересов. На уроках иностранного языка у учителя есть возможность сформировать у ученика его собственную точку зрения, его моральный облик, потому что предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных грамматичеких и лексических тем, затрагивает темы отношения и поведения человека (гражданина) в той или иной конкретной жизненной ситуации.
Среди тем, которые обсуждаются во время изучения иностранного языка в школе, поднимаются многие весомые проблемы современности. Особое место уделяется таким проблемам, как вопросы толерантности, вопросы современной семьи, вопросы благотворительности, материализма и национальной культуры, также вопросы нищеты и того, как с ней можно бороться [5].
К основным методам и приемам, которые помогают содействовать нравственному воспитанию обучающихся на уроках английского языка, могут относиться коллективные формы работы. Особенно выделяются групповая и парная группы. Именно работа в группах и парах позволяет обсудить ту или иную проблему, и взаимодействовать, при этом со своими одноклассниками, складывать и выслушивать определенные точки зрения. Из чего можно сделать вывод, что обсуждение проблем в любом случае является одним из приемов работы на уроке. При этом, вся проделанная работа не заканчивается только лишь обсуждением проблемы. Решение, которое появляется в ходе обсуждения, какой-либо проблемы, рассказывается всему классу, и класс выбирает наилучший способ решения проблемы и объясняет аргументированно свое решение [3].
Одним из действующих приемов работы над нравственным воспитанием на уроках иностранного языка является ролевая игра [4]. Этот прием широко применяется как форма коллективной взаимосвязи. Но в этом случае каждый учащийся несет уже собственную ответственность за принятое им решение. В ролевой игре заблаговременно проговариваются правила и нормы поведения участника этой игры в каждой определенной ситуации [5]. Хотя иногда проговариваться может только сам результат коммуникации, а правила поведения остаются на выбор каждого из обучающихся.
В ходе использования приема ролевой игры необходимо создать этап рефлексии. Это делается для того, чтобы обучающиеся могли сами проанализировать целесообразность, необходимость и эффективность той модели поведения, которую они выбрали. Надо отметить, что во многом ролевое поведение отталкивается от изучаемого языкового материала, но нравственная сторона также влияет на предполагаемый вариант поведения[4].
Основной задачей учителя здесь является - возможность показать примеры поведения, опираясь на их разумность и мораль. Помочь обучающемуся выбрать наиболее успешную модель поведение в возможной проблемной ситуации, и если необходимо, то направить обучающегося в нужном направлении только не в форме назидания и наставления. В идеале, модель поведения должен корректировать не учитель, а сами обучающиеся, приводя при этом весомые аргументы [6].
Особое место следует выделить еще одному приему обучения – тематическим урокам [6].
УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) способствует формированию у обучающихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре, традициям, народностям [4].
Например, в учебнике для 6 класса знакомство с иноязычной культурой начинается практически с начала учебного года. Уже в первом модуле можно найти материал, который дает ученикам первичное представление о нравственных ценностях иностранной культуры.
Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки, тех знаний и понятий, которые они получили ранее, с новыми, со знаниями и понятиями о своей стране и о себе самих. Этому помогают задания под модулями “In Your Culture” (“В твоей культуре”) и “All About Me”(“Все обо мне”) постоянный блок, который присутствует во всех модулях Cultural Corner (Культурный уголок), где обучающиеся находят много интересного и полезного в плане культурного и нравственного развития.
В итоге, происходит своеобразный диалог культур, передаваемый самими обучающимися. Когда они начинают сравнивать зарубежного сверстника и самих себя, то дети приходят к тому, что у них есть что-то общее, и есть что-то различное. Что – то общее помогает объединению, сближению, к пониманию культур, традиций и доброго отношения к стране изучаемого языка (английского языка), её людям и традициям.
Чтобы достичь все цели на уроках английского языка в нашей школе используются самые разнообразные формы и приёмы учебной работы. Учащиеся могут участвовать в создании и решении сложных ситуаций (дебаты), викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов.
Во время работы по теме “My family ” в 6 классе, учащиеся изучают родословную семьи, а затем предоставляют генеалогическое древо своей семьи.
При изучении темы “Literature”, в 7 классе, мы знакомимся с биографиями выдающихся писателей страны изучаемого языка, отрывками из их произведений, анализ этих отрывков, с точки зрения нравственной стороны героев. Сравнение с известными им героями в русской литературе.
|