Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Иностранные языки » Разное


Иностранный язык в формировании духовно – нравственных качеств обучающихся

СКАЧАТЬ (20.3 Kb) 10.03.2018, 17:28
Маткина Анастасия Александровна
учитель английского языка, МАОУ СОШ № 65 г. Томска

Понимание духовных - нравственных ценностей становится одной из  важных причин  развития как общественного, так  и национального самосознания. Любой  школьный предмет - это  инструмент формирования  качеств личности  обучающегося, его мировоззрения  и духовных ценностей. Предмет «Иностранный язык»   не является исключением. Он имеет свою индивидуальность: он изучается как средство коммуникации между людьми, а темы и ситуации для общения берутся из жизни. Именно поэтому этот предмет, как никакой другой, позволяет  использовать темы из различных областей знаний, и других школьных предметов.

Изучая иностранный язык можно затронуть и обсудить  проблемы, которые позволяют  формировать навыки критического мышления, которые, в свою очередь,  позволяют соотносить свои собственные взгляды с нормами общественных интересов. На уроках иностранного языка у учителя есть возможность сформировать у ученика его собственную точку зрения, его моральный облик, потому что предмет  «Иностранный язык», кроме области конкретных грамматичеких и лексических тем, затрагивает темы отношения и поведения человека (гражданина) в той или иной конкретной  жизненной ситуации.

Среди тем, которые обсуждаются  во время изучения иностранного языка в школе, поднимаются многие  весомые проблемы современности. Особое место уделяется таким проблемам, как вопросы  толерантности, вопросы современной семьи, вопросы  благотворительности, материализма и национальной культуры, также вопросы нищеты и того, как с ней можно  бороться [5].

К основным методам и приемам, которые помогают  содействовать нравственному воспитанию обучающихся на уроках английского языка, могут относиться коллективные формы работы. Особенно выделяются групповая и парная группы.  Именно работа в группах и парах позволяет обсудить ту или иную проблему, и взаимодействовать, при этом  со своими одноклассниками, складывать и выслушивать определенные точки зрения. Из чего можно сделать вывод, что обсуждение проблем в любом случае является одним из приемов работы на уроке. При этом, вся проделанная работа не заканчивается только  лишь обсуждением проблемы. Решение, которое появляется в ходе обсуждения, какой-либо проблемы, рассказывается всему классу, и  класс выбирает наилучший способ решения проблемы и объясняет аргументированно  свое решение [3].

Одним из действующих приемов работы над нравственным воспитанием на уроках иностранного языка  является ролевая игра [4].  Этот прием широко применяется  как форма коллективной  взаимосвязи. Но в этом случае каждый учащийся несет уже собственную ответственность за принятое им решение. В ролевой игре заблаговременно проговариваются правила и нормы поведения  участника этой  игры в каждой определенной ситуации [5].  Хотя иногда проговариваться может только сам результат коммуникации, а правила поведения остаются на выбор каждого из обучающихся.

В ходе использования приема ролевой игры необходимо  создать этап рефлексии. Это делается для того, чтобы обучающиеся могли  сами проанализировать целесообразность, необходимость и эффективность той модели поведения, которую они выбрали.  Надо отметить, что  во многом ролевое поведение отталкивается от  изучаемого языкового материала, но нравственная сторона  также влияет на предполагаемый вариант поведения[4].

Основной задачей учителя здесь является  -  возможность показать примеры поведения, опираясь на их разумность и мораль. Помочь обучающемуся выбрать наиболее успешную  модель  поведение в возможной проблемной ситуации,  и если необходимо,  то направить обучающегося в нужном направлении только не в форме  назидания и наставления. В идеале, модель поведения должен корректировать не учитель, а сами обучающиеся, приводя при этом весомые аргументы [6].

Особое место следует выделить еще одному приему обучения – тематическим урокам [6]. 

УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) способствует формированию у обучающихся  таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре, традициям, народностям [4].

Например, в учебнике для 6 класса знакомство с иноязычной культурой  начинается  практически с начала учебного года. Уже в первом модуле можно найти материал, который дает ученикам первичное представление о нравственных ценностях иностранной культуры.

 Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки, тех знаний и понятий, которые они получили ранее, с новыми, со знаниями и понятиями о своей стране и о себе самих. Этому помогают задания под модулями “In Your Culture” (“В твоей культуре”) и “All About Me”(“Все обо мне”) постоянный блок, который присутствует во всех модулях Cultural Corner (Культурный уголок), где обучающиеся находят много интересного и полезного в плане культурного и нравственного развития.

В итоге,  происходит своеобразный диалог культур, передаваемый самими обучающимися. Когда они начинают сравнивать зарубежного сверстника и самих себя, то дети приходят к тому, что у них есть что-то общее, и есть что-то различное. Что – то общее помогает объединению, сближению, к  пониманию культур, традиций и доброго отношения к стране изучаемого языка (английского языка), её людям и традициям.

Чтобы достичь все цели на уроках английского языка в нашей школе используются самые разнообразные формы и приёмы учебной работы. Учащиеся могут участвовать в создании и решении сложных ситуаций (дебаты), викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов.

Во время работы  по теме “My family ” в 6 классе, учащиеся изучают родословную семьи, а затем предоставляют генеалогическое  древо своей семьи.  

При изучении темы “Literature”, в 7 классе, мы знакомимся с биографиями выдающихся писателей страны изучаемого языка, отрывками из  их произведений, анализ этих отрывков, с точки зрения нравственной стороны героев. Сравнение с известными им героями в русской литературе.



Категория: Разное | Добавил: redaktor | Теги: урок английского языка, нравственность, урок, иностранный язык, духовность, английский язык, школьник
Просмотров: 985 | Загрузок: 27 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог