Изучение Всемирного культурного наследия способствует формированию системы ценностей новых поколений и приемственности культурных представлений
Ушакова И.Ю.
учитель английского языка,
МОУ «СОШ 93», г. Саратов
История - свидетель прошлого, свет истины,
живая память, учитель жизни, вестник старины.
Марк Туллий Цицерон
Начиная с древних времен и сегодня люди имели и имеют памятники ( здания, места, строения, города и пр. ) которые составляют культурное наследие всего человечества. Войны, природные катаклизмы , продукты жизнедеятельности человека привели к гибели многих памятников культуры разных народов. Данные явления привели к осознанию необходимости охраны культурного и природного наследия, его глубокого изучения. Все эти обстоятельства делают актуальным изучение всемирного культурного наследия.
Данной теме я посвятила ряд уроков английского языка в 10 классе , где мы с ребятами работали над проектом «Чудеса света» в рамках темы всемирное культурное наследие и его сохранение. В ходе исследования учащиеся знакомятся не только с памятниками культуры их местонахождением, но и с организацией, которая занимается сохранением культурного наследия человечества – ЮНЕСКО. Интересно было узнать, что Юнеско добавляет новые здания и места каждое лето в свой список культурного наследия -своеобразные чудеса света, которые стоит хоть раз увидеть собственными глазами.
С конца 18 века началось бурное развитие музейного дела, и весь 19 век можно без преувеличения считать веком музеев. Тогда-то и сформировалось в общественном сознании понятие ИСТОРИЧЕСКОГО ПАМЯТНИКА, то есть предмета (размер не имел значения, это могло быть и здание), который несет в себе ЗНАНИЕ о прошлом. Ведь, как известно без прошлого нет настоящего и будущего. В настоящее время, когда остро стоят проблемы сохранения природного и культурного наследия, без которого невозможно познание истории страны, ее культуры, формирование системы ценностей новых поколений и преемственности культурных представлений. «Наше Всемирное наследие – это бесценные сокровища прошлого, ценности, которыми мы пользуемся сегодня и которые должны сохранить для будущих поколений. Объекты Всемирного наследия – это территории такого выдающегося значения, что их ценность выходит далеко за пределы национальных границ».-Дэвид Кемп ,министр окружающей среды и наследия Австралии .
Среди важнейших для человека отношений – любовь к Родине – занимает одно из первых мест. Любовь к Родине выражается в любви к своей стране, ее народу, ее природе, искусству, ее достижениям. Особую роль в воспитании чувства патриотизма играет изучение культурного наследия, которое играет огромную роль в формировании представлений об окружающем мире, роли человека в жизни общества. В ходе изучения всемирного культурного наследия, отдельная глава проекта была посвящена культурному наследию России.
В списке Всеми́рного насле́дия ЮНЕ́СКО в Росси́йской Федера́ции значится 25 наименований (на 2012 год), это составляет 2,5 % от общего числа (981 на 2013 год). 15 объектов включены в список по культурным критериям, причём 6 из них признаны шедевром человеческого гения (критерий i), и 10 объектов включены по природным критериям, причём 4 из них признаны природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности (критерий vii). Кроме этого, по состоянию на 2012 год, 26 объектов на территории России находятся в числе кандидатов на включение в список Всемирного наследия. Союз Советских Социалистических Республик, правопреемницей которого является Россия, ратифицировал Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 12 октября 1988 года. Первые объекты, находящиеся на территории России, были занесены в список в 1990 году на 14-ой сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди них:
• исторический центр Санкт- Петербурга и связанные с ним комплексы памятников;
• архитектурный ансамбль Кижского погоста;
• Московский Кремль и Красная площадь;
• белокаменные памятники Владимира и Суздаля;
• ансамбль Ферапонтова монастыря;
• озеро Байкал.
Изучение культурного наследия России обладает большим потенциалом в утверждении преемственности гуманистических и патриотических ценностей. В процессе изучения учащиеся должны осознавать, что культурное наследие России составляет неотъемлемую часть мирового культурного наследия. Поэтому одной из задач проекта является освоение знаний прошлого своего народа и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.
Одной из важнейших задач данного проекта является приобщение учащихся к достижениям отечественной и мировой культуры. С помощью данного проекта и исследований, проводимых в ходе проекта, я старалась содействовать приобретению учащимися системных знаний, раскрывающих исторический путь развития человечества с древности до нашего времени, многообразие и единство культур разных стран и народов.
Так при рассмотрении Stonehenge ученики погружаются в период древней истории и определяют географическое положение этого чуда света. Если взять Panama Canal, то это уже другой век и другая страна с другой культурой и другими потребностями.
Одной из важнейших стадий проекта является представление результатов
исследования учащихся: презентация «Чудеса света» (10 класс),тестирование.
При этом наглядно и четко выдается вся информация, собранная в ходе проекта, где виден творческий подход учащихся их самостоятельная работа по поиску информации и при проведении тестирования одноклассников, родителей и др. Тесты позволяют провести анализ данных, выявить знание людей о чудесах света, какие из них рукотворные и нерукотворные, где они находятся, какие наиболее узнаваемые и популярные среди учащихся, их отношение к культурному наследию.
Данный проект определил ряд целей и задач, такие как образовательная и развивающая, но особое место занимает воспитательная цель этого проекта: уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия. На заключительной стадии проекта были сделаны следующие выводы: по результатам психологических, социальных, страноведческих обоснований и исследований можно сказать, что чудеса света являются культурным наследием человечества, которые нужно сохранить для будущих поколений; чудеса света можно разделить на 2 типа: рукотворные и нерукотворные.
Данный проект является межпредметным, так как потребовал привлечения знаний из разных предметных областей. Он может быть использован на уроках английского языка, истории и географии. В этом проекте учащиеся совершенствуют и развивают не только языковые навыки, а также расширяют свой кругозор, получая информацию из различных научных областей. Важно отметить, что проект способствует воспитанию уважительного отношения к языку и культуре другой страны; воспитанию культуры общения и потребности в практическом использовании знаний. Изучение всемирного культурного наследия – это путь к воспитанию патриотизма и воспитанию духовности. Историческое наследие является символом единства народа и целостности страны.
|