Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Иностранные языки » Разное


Статья «Развитие интереса и творческого потенциала учащихся»

09.06.2014, 00:43
Рябчинская Светлана Вячеславовна
учитель французского языка, ГБОУ СОШ № 2090
«Развитие интереса и творческого потенциала учащихся»
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Вопрос о развитии интереса и творческого потенциала учащихся к учебной деятельности, в частности к изучению иностранных языков, не перестает быть актуальным, несмотря на обилие теоретических исследований и практических работ психологов, педагогов и методистов в данной области. Учителя иностранного языка (особенно старших классов) не перестают отмечать стойкое снижение интереса обучаемых к предмету.
Объясняется это тем, что задачи обучения самых высоких уровней: коммуникативные, познавательные и улитарно - практические, применительно к иностранному языку не находят практической поддержки в рамках учебного процесса. Действительно, в решении коммуникационных и познавательных задач на уроке иностранного языка сам иностранный язык является скорее препятствием, нежели инструментом.
Улитарно - практические же задачи вообще сводятся на нет, поскольку направлены на отдаленную перспективу, не связанную с учебным процессом. Учебные пособия, используемые на уроке, перестают являться источником интереса у обучаемых по вполне объективным причинам: во-первых, учебник, который находится у обучаемых на руках в течение года, теряет элемент новизны; во-вторых, хороший учебник, будучи учебником - опробованным и зарекомендовавшим себя, не может содержать новостийных материалов, которые являлись бы «актуальными сегодня» в глазах обучаемых.
Поэтому, как дополнительный элемент поддержки развития интереса и творческого потенциала учащихся к учебной деятельности, предлагаются различные методы, способы и, самое главное, дополнительная литература для повышения работоспособности обучаемых на уроках иностранного языка. Приемы обучения организованны в систему принципом природосообразности. Создают совершенно иные психологические процессы и состояния, нежели традиционное обучение, которые действуют куда более могущественно.
Язык можно и нужно изучать в реальном информационном процессе, поэтому объективно существующая иноязычная среда включает в себя следующие области:
- книги;
- средства массовой информации;
- периодическая печать;
- радио и телевизионное вещание;
- вычислительная техника, мультимедийные аппаратные и программные средства, в том числе обучающие;
- глобальные и локальные сети образовательного, общего и специального назначения;
- специально организованная учебная деятельность;
- специально организованное или случайное общение с носителями иностранного языка.
Мы перечислили средства, при помощи которых можно развить творческий потенциал у учащегося при изучении иностранного языка.
Если же обратиться к утверждениям, то «чтобы усвоить язык, нужно не язык изучать, а окружающий мир с его помощью. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или в воссозданной ситуации, затрагивающей самих говорящих».
Эта мысль полностью отвечает нашим ориентирам. «Легче научить, чем переучивать» - гласит народная мудрость. Следовательно, обучение иностранному языку должно быть, прежде всего, пробуждением мысли и чувства средствами иностранной речи, и лишь затем, когда естественным образом зародится и окрепнет собственная мысль на иностранном языке, только тогда возможна истинная речь.
Учитель – актер, учащиеся – зрители. Педагог играет свою роль, а зрители – его слушают. И задача актера, так сыграть, чтобы у слушателей возникло желание еще, и еще раз просмотреть тот или иной акт. Вот тогда можно уже говорить, о том, что одна из задач выполнена, а именно – привлечь внимание.
Тогда надо двигаться дальше, чтобы решить остальные задачи:
- проявление интереса к предмету;
- желание узнать всё новое и новое;
- овладевать знаниями;
- умение, полученные знания, применить на практике,
- развитие творческого потенциала.
Интерес к предмету, в том числе и иностранному языку, можно привлечь разными способами и путями: игра, диалог, размышление, беседа и всё это может происходить в непринужденной обстановке. Например, за чашкой чая поделиться рецептом яблочного пирога; если позволяет погода, особенно весной, можно провести урок – путешествие: по школе, по территории школы, по улице, по району и т.д.
Данная атмосфера располагает ребят к уроку, к учителю; они чувствуют себя более свободными (не в четырех стенах), раскрепощенными (в своей среде – улица). Таких уроков, конечно же, много не может быть, но это шанс, который дается ребятам, и самое главное, результаты превзойдут все ожидания.
Как же помочь ребятам усвоить предмет? Как помочь им понять, что от них хотят? В данный момент есть очень много методов и способов, более современных, благодаря которым ребята раскрываются с другой стороны. Да, ему почти не дается ИЯ, но он знает, как свои пять пальцев, компьютер, и может составить качественную презентацию, раскрыв тему урока со своей точки зрения, пусть сначала с ошибками перевода; пусть, защищая свой труд, он скажет всего несколько предложений, но он трудился и труд, должен быть оценен по – заслугам.
Как не странно, еще один способ привлечения внимание к изучению иностранного языка – это просмотр фильмов, мультфильмов, что даже совсем не обременит ребят, если фильм будет показан без субтитров. Сначала, будет не понятно, может даже не интересно, а потом все равно сюжет будет ясен, даже без перевода. И если такие сеансы проводить регулярно, привлечение внимания к языку будет «на лицо». Главное ответственно подойти к выбору репертуара.
Сотрудничество с учащимися носителями языка, хороший мотив, чтобы начать изучать разговорный язык вплотную, это личная переписка, либо личный контакт (встреча, прогулка).
Для развития творческой активности можно предложить учащимся участвовать в различных конкурсах, выступлениях, роль в сказке или спектакле. Побороть страх перед аудиторией, произнести иноязычную речь – это победа.
Учитель – это волшебник. Человек, который творит чудо. Человек, который сам Чудо, такой может передать свои знания ребенку, а он, как губка, впитывает, и когда-нибудь, капля даст толчок, чтобы все знания вытекли на поверхность, достигнув своего апокалипсиса. И вот тогда будут счастливы люди, приложившие к этой «губке» немало усилий.

Список литературы:
1. Сенько Ю.В. Педагогика понимания: учеб. пособие / Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская. - М.: Дрофа, 2007.
2. Жданов Д. Возможности интеллектуальных игр по развитию мышления у детей.//Социальная педагогика и здоровье. / Москва, №6/2007
3. Бахвалов В.А. Развитие обучающихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144 с.


Категория: Разное | Добавил: rsv74
Просмотров: 1556 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.5/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог