«Развитие интереса и творческого потенциала учащихся»
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Вопрос о развитии интереса и творческого потенциала учащихся к учебной деятельности, в частности к изучению иностранных языков, не перестает быть актуальным, несмотря на обилие теоретических исследований и практических работ психологов, педагогов и методистов в данной области. Учителя иностранного языка (особенно старших классов) не перестают отмечать стойкое снижение интереса обучаемых к предмету.
Объясняется это тем, что задачи обучения самых высоких уровней: коммуникативные, познавательные и улитарно - практические, применительно к иностранному языку не находят практической поддержки в рамках учебного процесса. Действительно, в решении коммуникационных и познавательных задач на уроке иностранного языка сам иностранный язык является скорее препятствием, нежели инструментом.
Улитарно - практические же задачи вообще сводятся на нет, поскольку направлены на отдаленную перспективу, не связанную с учебным процессом. Учебные пособия, используемые на уроке, перестают являться источником интереса у обучаемых по вполне объективным причинам: во-первых, учебник, который находится у обучаемых на руках в течение года, теряет элемент новизны; во-вторых, хороший учебник, будучи учебником - опробованным и зарекомендовавшим себя, не может содержать новостийных материалов, которые являлись бы «актуальными сегодня» в глазах обучаемых.
Поэтому, как дополнительный элемент поддержки развития интереса и творческого потенциала учащихся к учебной деятельности, предлагаются различные методы, способы и, самое главное, дополнительная литература для повышения работоспособности обучаемых на уроках иностранного языка. Приемы обучения организованны в систему принципом природосообразности. Создают совершенно иные психологические процессы и состояния, нежели традиционное обучение, которые действуют куда более могущественно.
Язык можно и нужно изучать в реальном информационном процессе, поэтому объективно существующая иноязычная среда включает в себя следующие области:
- книги;
- средства массовой информации;
- периодическая печать;
- радио и телевизионное вещание;
- вычислительная техника, мультимедийные аппаратные и программные средства, в том числе обучающие;
- глобальные и локальные сети образовательного, общего и специального назначения;
- специально организованная учебная деятельность;
- специально организованное или случайное общение с носителями иностранного языка.
Мы перечислили средства, при помощи которых можно развить творческий потенциал у учащегося при изучении иностранного языка.
Если же обратиться к утверждениям, то «чтобы усвоить язык, нужно не язык изучать, а окружающий мир с его помощью. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или в воссозданной ситуации, затрагивающей самих говорящих».
Эта мысль полностью отвечает нашим ориентирам. «Легче научить, чем переучивать» - гласит народная мудрость. Следовательно, обучение иностранному языку должно быть, прежде всего, пробуждением мысли и чувства средствами иностранной речи, и лишь затем, когда естественным образом зародится и окрепнет собственная мысль на иностранном языке, только тогда возможна истинная речь.
Учитель – актер, учащиеся – зрители. Педагог играет свою роль, а зрители – его слушают. И задача актера, так сыграть, чтобы у слушателей возникло желание еще, и еще раз просмотреть тот или иной акт. Вот тогда можно уже говорить, о том, что одна из задач выполнена, а именно – привлечь внимание.
Тогда надо двигаться дальше, чтобы решить остальные задачи:
- проявление интереса к предмету;
- желание узнать всё новое и новое;
- овладевать знаниями;
- умение, полученные знания, применить на практике,
- развитие творческого потенциала.
Интерес к предмету, в том числе и иностранному языку, можно привлечь разными способами и путями: игра, диалог, размышление, беседа и всё это может происходить в непринужденной обстановке. Например, за чашкой чая поделиться рецептом яблочного пирога; если позволяет погода, особенно весной, можно провести урок – путешествие: по школе, по территории школы, по улице, по району и т.д.
Данная атмосфера располагает ребят к уроку, к учителю; они чувствуют себя более свободными (не в четырех стенах), раскрепощенными (в своей среде – улица). Таких уроков, конечно же, много не может быть, но это шанс, который дается ребятам, и самое главное, результаты превзойдут все ожидания.
Как же помочь ребятам усвоить предмет? Как помочь им понять, что от них хотят? В данный момент есть очень много методов и способов, более современных, благодаря которым ребята раскрываются с другой стороны. Да, ему почти не дается ИЯ, но он знает, как свои пять пальцев, компьютер, и может составить качественную презентацию, раскрыв тему урока со своей точки зрения, пусть сначала с ошибками перевода; пусть, защищая свой труд, он скажет всего несколько предложений, но он трудился и труд, должен быть оценен по – заслугам.
Как не странно, еще один способ привлечения внимание к изучению иностранного языка – это просмотр фильмов, мультфильмов, что даже совсем не обременит ребят, если фильм будет показан без субтитров. Сначала, будет не понятно, может даже не интересно, а потом все равно сюжет будет ясен, даже без перевода. И если такие сеансы проводить регулярно, привлечение внимания к языку будет «на лицо». Главное ответственно подойти к выбору репертуара.
Сотрудничество с учащимися носителями языка, хороший мотив, чтобы начать изучать разговорный язык вплотную, это личная переписка, либо личный контакт (встреча, прогулка).
Для развития творческой активности можно предложить учащимся участвовать в различных конкурсах, выступлениях, роль в сказке или спектакле. Побороть страх перед аудиторией, произнести иноязычную речь – это победа.
Учитель – это волшебник. Человек, который творит чудо. Человек, который сам Чудо, такой может передать свои знания ребенку, а он, как губка, впитывает, и когда-нибудь, капля даст толчок, чтобы все знания вытекли на поверхность, достигнув своего апокалипсиса. И вот тогда будут счастливы люди, приложившие к этой «губке» немало усилий.
Список литературы:
1. Сенько Ю.В. Педагогика понимания: учеб. пособие / Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская. - М.: Дрофа, 2007.
2. Жданов Д. Возможности интеллектуальных игр по развитию мышления у детей.//Социальная педагогика и здоровье. / Москва, №6/2007
3. Бахвалов В.А. Развитие обучающихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144 с.
|