Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Иностранные языки » Разное


Статья "Самостоятельная работа обучающихся на уроках иностранного языка"

СКАЧАТЬ (46.5 Kb) 16.11.2017, 23:18
Новикова Ольга Васильевна
преподаватель иностранного языка, «СЕМИЛУКСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
        В современных условиях быстрого накопления и обновления информации невозможно обучить человека на всю жизнь, важно зародить в нем интерес к накоплению знаний, научить его учиться. В этом большую роль играет развитие навыков самостоятельной работы в процессе учения. Различные стороны этой деятельности его самоорганизация, самоуправление, самоконтроль и, наконец, самостоятельная работа становятся предметом специальных исследований в настоящее время. В педагогике известны два понятия: самостоятельная деятельность и самостоятельная работа. Важнейшим в обучении является самостоятельная работа. Хотелось бы отметить что знания полученные самостоятельно усваиваются гораздо прочнее, чем полученные в готовом виде от преподавателя. В ходе самостоятельной работы каждый обучающийся непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует все свое внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера.

       Самостоятельная работа обладает важным свойством – носит индивидуальный характер. Каждый обучающийся использует источник информации в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей. Это значительно повышает ответственность каждого отдельного ученика или студента и, как следствие, его успеваемость. В своей практике я широко использую самостоятельную работу для развития навыков устной речи в работе над языковым материалом, чтении, при подготовке различных мероприятий.

      Допустим, студент получает тему для составления устного высказывания и начинает самостоятельно собирать материал для ответа. Сильные студенты и лексическую и грамматическую работу стараются делать сами. Отстающие прибегают к помощи преподавателя или более сильных учеников. Для того чтобы составить высказывание по той или иной теме необходимо сначала подобрать слова и фразы, подходящие для высказывания, найти перевод этих слов в словаре, определить возможные варианты сочетания этих слов, сформировать конструкции и только после этого можно приступить к составлению связного высказывания. В ходе этой работы, обучающиеся легче и быстрее запоминают значение слов, правильность произношения и написания, что в конечном счете облегчает их ответ на уроке.

      Но наиболее широко самостоятельная работа используется в работе с текстами. На старшем этапе обучения чтение имеет большой удельный вес и носит четко выраженный познавательный характер. Работа с текстом влияет на развитие устной речи и значительно обогащает словарный запас. Это особенно важно для тех обучающихся кто не сумел освоить активную лексику в предыдущих классах. В зависимости от конкретных условий и целей работа с текстом может быть предложена всей группе, отдельной подгруппе или некоторым студентам в индивидуальном порядке. Успех во многом зависит от организации самостоятельной работы обучающихся с текстом до урока. Я четко ставлю задания по тексту, формулируя их таким образом, чтобы они помогли студентам правильно понять содержание текста и правильно направляли их внимание на те элементы содержания текста и его языковой формы, которые представляют наибольший интерес на данном этапе обучения. Планируя задания по тексту, я продумываю не только то, что будет обсуждаться, что должны сказать учащиеся, но и то, смогут ли они правильно лексически и грамматически оформить свою мысль. Я подробно объясняю, что нужно сделать, как сделать и сколько времени на это потребуется. Формулируя задания, я акцентирую внимание учащихся на последовательности выполнения упражнения. Ведь гораздо лучше, если они будут тратить на занятия английским языком 15-20 минут ежедневно, чем 1,5 часа накануне урока. Эффект в первом случае будет гораздо выше.  Подготовленные задания мы проверяем на уроке следующим образом. Студент должен прочитать текст или часть его, обращая внимание на понимание основного содержания прочитанного, перевести указанный учителем отрывок текста, найти ответы на задаваемые им вопросы, кратко пересказать содержание текста или сделать аннотацию прочитанного.

       Так как наши студенты обучаются в техническом колледже, то работа с профессионально направленными техническими текстами – это наиболее сложный аспект в изучении иностранного языка. Она имеет свои особенности и свои трудности. Работа над техническим текстом проходит в соответствии с основным дидактическим принципом – от простого к сложному. Обилие терминологии, как общенаучной, так и узкоспециальной, сокращений, латинизмов, специфических физических единиц измерения, экстралингвистической информации, а также сложности возникающие при переводе – все это вызывает большие трудности даже у хорошо подготовленных студентов. Поэтому на начальном этапе студенты знакомятся с общим планом типичного научно-технического текста, с наиболее употребительными латинизмами характерными для текстов того или иного профиля. Идет постепенное накопление и усвоение узкоспециальной лексики. Для этого наши студенты ведут накопительные словари, куда записывают незнакомые технические термины, с последующим заучиванием. Для каждой специальности используются своя специфическая терминология. На начальном этапе необходимо познакомить студентов с английской аббревиатурой и многословными названиями, например, химических соединений, специальной техники, оборудования или каких-то препаратов. Ни один, даже самый полный, словарь этого не дает. Поэтому об этом нужно позаботиться заранее и перед началом работы над текстом дать студентам определение, перевод имеющихся в тексте сложных слов. Последующая работа проходит индивидуально с каждым студентом при переводе им конкретного материала. Под хорошим качеством перевода понимается точность, краткость, простота выражения мысли, а также правильный отбор терминологии.  Удовлетворение результатами своего труда, затраченного на подготовку данного задания способствует повышению мотивации в учении.

        Самостоятельная работа используется и в проектной деятельности. Основная часть работы проходит на уроке под контролем преподавателя, а вся подготовительная работа проводится самостоятельно. Готовя выполнение проекта, студенты широко используют возможности Интернета, библиотек и фондов музея. Подыскивая нужную информацию, они ближе соприкасаются с творчеством поэтов и писателей своей страны и страны изучаемого языка, с историей своего родного края, дают оценки историческим фактам, ближе узнают труд простых людей, тем самым воспитывая в себе чувство патриотизма, гордость за свою страну, уважение к культуре других стран, уважение к стране изучаемого языка, развивают эстетический вкус.

       Следует отметить, что самостоятельная работа протекает тем успешнее, чем более добровольный характер она имеет. Не следует принуждать учащихся к выполнению этой работы, необходимо вызвать мотив и зародить интерес к ней.

      Часто на своих уроках я использую самоконтроль. Студенты получают возможность самостоятельно проверить свою работу или работу своего товарища, оценить ее, комментируя свои действия. Это развивает чувство долга, ответственности, справедливости и огромный интерес. Самоконтроль предполагает способность учащихся к критической оценке своих знаний и действий, проявляющуюся по его собственной инициативе. Сильным ученикам я доверяю провести отдельные моменты урока вместо учителя. Это является огромным стимулом для развития мотивации изучения иностранного языка, так как вызывает большой интерес у студентов.

      Работу по подготовке внеклассного мероприятия тоже можно в какой-то мере отнести к самостоятельной. С нашими студентами мы довольно часто проводим различные внеклассные мероприятия, посвященные знаменательным датам, выдающимся людям. Мы проводим олимпиады и различные викторины, у нас функционирует «Английский клуб», члены которого проходят серьезный отбор. Студенты сами планируют предстоящую работу, определяют основные направления, готовят сценарий, собирают необходимый материал. И все это, заметьте, добровольно, а это дает самый положительный результат, поскольку известно, что научить того, кто не хочет учиться, невозможно. Самостоятельная работа студентов в данном случае не только приносит им удовлетворение, но и развивает познавательные, творческие навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление, учит работать в группе, в коллективе, что несомненно пригодиться в их профессиональной деятельности. В этот момент роль педагога меняется. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в группе, так как педагогу в этот момент приходиться переориентировать свою работу и работу студентов на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового и творческого характера.

       Требования новых федеральных государственных стандартов к результатам освоения будущей профессии включают в себя такие направления как организация собственной деятельности, выбор методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивание их эффективности и качества, способность работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами. Совместная деятельность по подготовке различных мероприятий, ответственность за порученное дело, проявление творческих качеств как раз соответствует новым требованиям, воспитывает всесторонне развитую творческую личность.

       Из психологии известно, что знания, полученные самостоятельно усваиваются прочнее, а сделанное своим трудом вызывает еще и гордость. Такая организация самостоятельной работы способствует повышению интереса обучающихся к языку и, в тоже время, ответственности за качество учебного труда.



Категория: Разное | Добавил: novikova4691 | Теги: английский язык, статья, иностранные языки, самостоятельная работа
Просмотров: 1256 | Загрузок: 22 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог