Воробьева Лариса Валериевна,
Алуштинская ОШ №2
учитель немецкого языка
Открытые уроки или театр одного зрителя
Каждый учитель за время своей педагогической карьеры не однократно посещал, посещает и будет посещать, а кроме этого давал, дает и будет давать открытые уроки.
Первый вопрос, возникающий у меня, для чего вообще нужны открытые уроки? Здесь все просто и понятно– мы все знаем, что открытые уроки несут в себе две благие цели:
1.Контроль качества работы педагога методистами и опытными коллегами, администрацией.
2.Обмен опытом и практикой между педагогами.
Но почему же, если открытые уроки настолько полезны, у меня после их посещения возникают странные чувства – недоумения, недосказанности и разочарованности. Почему же я ухожу грустной с открытых уроков – ведь и учитель был такой веселый, и дети хорошо себя вели, а главное – поднимали руки в нужный момент и бодро, без ошибок отвечали на вопросы учителя, которые они слышат якобы в первый раз? Может я не была на хороших открытых уроках? А может эти открытые уроки мы, сами учителя, превратили в показательные выступления, которые имеют мало общего с настоящим уроком?
Мы заранее (за неделю или за месяц) знаем, что к нам «едет ревизор», что к нам придут на урок. Мы планируем его, пишем целый сценарий с декорациями и спецэффектами, раздаем детям слова и репетируем, кто, что и когда говорит. Скажите, а разве это похоже на настоящий урок?
Если я методист, и я иду на урок, с целью посмотреть, оценить и дать какие-то рекомендации преподавателю, мне хочется видеть «живого» учителя, «живых» детей и настоящий урок, а не театральную постановку. Кто-то может не согласиться и сказать, что есть мастера, у которых каждый урок – это феерия и сказка! Возможно, но эти мастера, в любом случае, не дают детям перед каждым уроком учить слова (имеются в виду не слова как лексические единицы, а слова как подготовленный ответ). Уроки, подготовленные как сценическое выступление, вызывают подозрение и недоумение. Что я, как методист, могу рекомендовать такому учителю, когда у него урок идет по сценарию и каждый ребенок играет заученную и подготовленную заранее роль? Я хочу видеть педагога в работе.
То же самое происходит, когда я иду на урок как учитель, с целью получить какие-то практические навыки, увидеть что-то новое, познакомиться с интересной идеей. Но я снова вижу театр. Чему я, как молодой специалист или преподаватель с опытом могу научиться на этом уроке? Что нового я узнаю и вынесу для себя, а главное, что нового и полезного я принесу после посещения такого урока в свой класс, к своим детям? Не стоит забывать, что мы трудимся для них, учимся для них, открываем и ищем новые пути для них, для детей.
Сегодня наступило время педагогических инноваций, хотя, мне кажется, что все развитие педагогики, за всю ее историю, - это и есть инновация. И если уж мы так активно пытаемся модернизировать наше образование, нам нужно начинать с себя, с учителей. Нам нужно перестать показывать театр перед своими коллегами (для этого есть внеклассные мероприятия), а быть открытыми и настоящими.
Если к нам идут на урок, мы должны показать свою правду: как мы обучаем детей чтению на иностранном языке, как объясняем им правила чтения, что мы делаем со старшими школьниками, которые не умеют, не любят и не хотят играть и принимать наши идеи. Как мы работаем с неуспевающими детьми, без учебников, не говоря уже о ТСО? Мы должны вместе находить выходы из этих сложившихся ситуаций.
Мы, учителя – большие молодцы. Мы придумали себе отличную систему защиты и изоляции – к нам не могут прийти на урок без предупреждения. Нас оповестят заранее, мы изо всех сил подготовимся и вот тогда «welcome». А может нам пора снять замки со своих кабинетов и открыть дверь для всех желающих (родителей в том числе), чаще посещать уроки коллег (рядовые, а не постановочные) не с целью проконтролировать или найти ошибки, а с целью обмена опытом? Может нам пора перестать бояться гостей у себя на уроке и не готовиться к их приходу так сильно, что впоследствии этот урок вызывает лишь недоумение?
Я общаюсь со своими коллегами по этому поводу, все соглашаются, но, тем не менее, продолжают, еще с большей интенсивностью, готовить свои показательные выступления. С моей знакомой, директором частной языковой школы, которая существует уже более 15 лет, произошла следующая ситуация: очень именитый профессор, преподаватель французского языка, захотел посетить ее школу и посмотреть, как она добивается с детьми таких высоких результатов (дети в 6 лет говорят на 3 иностранных языках). Она его пригласила в школу. В этот день была дождливая погода, и дети вяло, неактивно занимались и отвечали на уроке. Профессор покидал школу обиженный и разочарованный: «Неужели Вы не могли подготовиться к моему приходу?», на что директор школы ответила: «Вы хотели посмотреть, как мы работаем. Я Вам показала – мы работает так». Профессор остался крайне недоволен тем, что его не встретили с должной подготовкой.
Вот поэтому мы, работники государственных школ, боимся, что нас не поймут, осудят, посчитают, что мы не готовы к уроку, если мы просто проведем обычное занятие, без фаер-шоу и салютов.
Очень надеюсь, что эта идея анти-открытый урок найдет своих сторонников, и мы постепенно сделаем все уроки по-настоящему открытыми, т.е. настоящими.
|