Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Разное


Методические рекомендации по ТГиП для СПО

СКАЧАТЬ (83.8 Kb) 07.01.2014, 23:52
Шаварин Максим Сергеевич
преподаватель специальных дисциплин, ГБОУ СПО МО "МОПК"
Введение

Программа дисциплины «Теория государства и права» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения», утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 13_07_2010 N 770 и на основе программы очной формы обучения.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, получающих среднее профессиональное образование и изучающих теорию государства и права.
Учебно-Методическое пособие содержит задания или упражнения для самоконтроля, списки рекомендованной литературы, нормативно-правовых актов и контрольные вопросы.
Студенты, получающие средне-специальное образование, изучают только важнейшие разделы курса теории государства и права, часть от видимой части айсберга. В то же время цель курса – сформировать системные знания, которые выпускник сможет применять в жизни. Оба эти факта оказывают очень сильное влияние на содержание курса, как и форму занятий и много к чему обязывают преподавателя.
Теория государства и права предоставляет базу для изучения других юридических дисциплин, содержит специально-юридические знания, фактическое применение которых и отличает настоящего юриста от начитанного (эрудированного) сутяжника, не способно ответить на такие вопросы как-то презумпции, преюдиции, принципы, структура правовой нормы.
Сухие цифры (а они весьма незначительны!) занятий проводимых с заочниками в аудиториях не говорят главного – у начинающих студентов должны обязательно выработаться навыки самостоятельной работы с материалом, осваивать новые знания, редко посещая реальные занятия. Этот личностно-психологический момент крайне важен для успешного обучения. Это надо учитывать всем участникам образовательного процесса. Сложность еще в том, что вчерашним выпускникам девятых классов часто трудно быстро перестроиться на новый ритм работы, они могут «выбиться из колеи». С другой стороны, что бы там не говорили во ФГОСах о выработки навыков и умений у учащихся самостоятельной работы, именно на заочном отделении волей-неволей учащиеся обязаны освоить такие навыки и умения, что потом с лихвой окупиться им в жизни. Сегодня высока конкуренция и, часто приходиться осваивать самостоятельно новые знания и (или) навыки. Кроме того, студентам заочного отделения в особенности не стоить забывать, что у каждого преподавателя есть график дополнительных занятий, зачатую вывешенный на двери кабинета, такие занятия проводятся два раза в неделю. И при неясности, пробелах и т.д. можно настоятельно рекомендовать студентам посещать дополнительные занятия, о проведении которых лучше заранее спросить преподавателя.
Студентам-заочникам следует помнить, что только настойчивость в учёбе, трудолюбие, постоянные (каждодневные) занятия приведут их к хорошим результатам. Весьма поучителен тут факт, что группа поэтов Серебряного века считали, что поэтами не рождаются, а становятся в результате упорного труда. Также можно перефразировать, что профессию можно освоить на высоком уровне только в результате упорного труда.

Одна из целей подготовки по теории государства и права – формирование у учащихся начальных знаний о праве как системе социальных норм и государстве как социальном институте. Их определенное понимание того, как право и государство работают фактически. И соответственно умение применять эти знания.
Задачами обучения следует признать формирование у студентов профессионального правосознания юриста. Более широко – задача, чтобы студенты овладели знаниями, умениями и навыками которые требует ФГОС.

Общие методические рекомендации по изучению курса

Следует отметить, что списки нормативных актов и рекомендованной литературы в количественных и качественных характеристиках не должны смущать студентов, поскольку в полной мере они относятся только к действительно интересующимся Теорией государства и права и (или) собирающимся специализироваться в этой области знания. В то же время сами списки могут дать крайне общее представление о том насколько объемен курс Теории государства и права.
Экзаменационные вопросы сопровождаются своими списками литературы и нормативных актов, которые являются общими для всех тем. В данном Учебно-методическом пособии, кроме классической для такого рода изданий информации о программе, о вопросах, рекомендуемой литературы обращено внимание на ряд ключевых вопросов (проблем) курса Теории государства и права, которые нередко вызывают проблемы у студентов. Поэтому настоятельно рекомендуется для студентов всех форм обучения очень внимательно отнестись к чтению общих рекомендаций к изучению курса административного права, тем более они весьма кратки, а ценных советов и другой соответствующей информации они содержат предостаточно.

Учебным планом может быть предусмотрено написание курсовых работ, любой желающий студент может написать реферат, сути этой учебной работы не меняет. Написание курсовой работы состоит из нескольких этапов. Во-первых, обязательное согласование темы работы с научным руководителем, во-вторых, после последовательно и тщательного изучения вопросов, которые будут освещены в работе, студент предоставляет научному руководителю (преподавателю) список литературы, которую он собирается использовать в работе (библиография). На втором этапе, если преподаватель поймет, что студент неосновательно изучил тему возможно возвращение на этап выбора и утверждения темы. Третьим этапом студент разрабатывает и согласовывает план курсовой работы с научным руководителем эта стадия также обязательна и без неё сдать готовую работу нельзя. Факультативная стадия – написание чернового варианта курсовой работы и проверка черновика преподавателем, некоторым студентам можно сразу писать чистовой вариант. Если был черновой вариант, то на проверку принимается переработанный и дополненный вариант работы в соответствии с отзывом научного руководителя. Защита работы (если плановой – то на комиссии) – выступление студента и его ответы на вопросы преподавателя.
Обобщение полученных знаний должно включать в себя осмысление теоретических положений и знание их места в дисциплине и системе юридических наук, также места в практике.
При анализе нормативных актов студенты обязаны уметь выявлять основные реквизиты документов их действие во времени (в том числе вступление в силу) и в пространстве. Важно сохранять системность в рассмотрении, как нормативного акта, так и конкретной нормы.
Почти всегда элемент работы с литературой и нормативным материалом – это ведение записей.

В соответствии с ФГОС 030912 «Право и организация социального обеспечения», утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 13_07_2010 N 770 студент должен уметь в результате освоения дисциплины Теория государства и права:

«ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.»

Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА


наименование
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Предмет и методология теории государства и права
Тема 1.1. Предмет и метод теории государства и права Содержание учебного материала 3
1 Теории государства и права как фундаментальная юридическая наука, ее социально-политическое значение. Предмет теории государства и права. Методологические основы научного понимания государства и права, государственно – правовых явлений. 2
Самостоятельная работа обучающихся 2
Тема 1.2. Происхождение государства и права Содержание учебного материала 4
1 Общество, государство и право. Общецивилизованные и социально – экономические предпосылки происхождения государства и права. Правоохранительные задачи государства. Признаки государства, отличающие его от самоуправления до политического общества. Признаки права, отличающего его от социальных регуляторов примитивного общества. Общие закономерности и специфические особенности возникновения государства и права у разных народов. Теории происхождения государства и права. Теоретические аспекты современного государствообразования. 2
Практические занятия 1
Самостоятельная работа обучающихся 2
Раздел 2. Теория государства
Тема 2.1. Сущность государства Содержание учебного материала 3
1 Понятие государства: различные подходы к определению. Основные признаки государства. Социальное назначение (роль) государства. Понятие типа государства. Факторы, определяющие тип государства. Формационный и цивилизационный подход к типологии государств, их критерии, достоинства и недостатки. 2
Практические занятия 1
Самостоятельная работа обучающихся 2
Тема 2.2. Функции государства Содержание учебного материала 3
1 Понятие функций государства. Внутренние и внешние, охрани¬тельные и регулятивные, постоянные и временные, основные и не основные функции государства. Правовые и организационные формы осуществления функций государства. 2
Практические занятия 1
Самостоятельная работа обучающихся 2
Тема 2.3. Формы государства Содержание учебного материала 4
1 Понятие формы государства, ее элементы: форма правления, форма го¬сударственного устройства, политико-правовой режим. Понятие формы правления. Монархия и ее виды. Республика и ее виды. Понятие формы государственного устройства. Основные формы терри-ториально-политического устройства государства. Унитарные государства и федерации. Виды федеративных государств. Право сецессии. Регионали¬стское государство. Конфедеративные образования. Сообщества и содру¬жества государств. Понятие политико-правового режима. Либерально-демократический режим, его признаки. Всеобщие институты демократии. Непосредственная (прямая) и представительная формы демократии. Антидемократические режимы. Тоталитарный режим, его признаки и причины установления. Ав¬торитарный режим, его признаки и виды. Военный режим, его признаки. Политико-правовые режимы современных государств. 2
Самостоятельная работа обучающихся 2
Тема 2.4. Механизм государства Содержание учебного материала
1 Понятие механизма государства, его назначение. Принципы организа¬ции и деятельности государственного аппарата. Понятие государственного органа. Виды государственных органов, основные функции государственных органов каждого вида. Сущность и основные положения теории разде¬ления властей. Система сдержек и противовесов. Виды властей. Законода¬тельная власть, ее функции и принципы организации. Парламентаризм. Ис¬полнительная власть, ее функции и принципы организации. Судебная власть, ее функции и принципы организации. Современное состояние сис¬темы разделения властей. 2
Практические занятия 1
Самостоятельная работа обучающихся 2
Тема 2.5. Государство в политической системе общества Содержание учебного материала 4
1 Основные типы современных правовых систем. Политическая система общества, ее структура и функции. Государство в политической системе общества 2
Практические занятия 1
Самостоятельная работа обучающихся 2
Тема 2.6. Правовое государство. Государство и личность. Содержание учебного материала
1 Понятие правового государства, его основы. Зарождение и развитие идеи правового государства. Признаки правового государства: верховенст¬во закона во всех сферах общественной жизни, реальность и незыблемость основных прав и свобод человека, гарантированных государством, разделе¬ние властей, взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство и гражданское общество.
Государство и личность. Понятие правового статуса личности, его структура. Гражданство как предпосылка полного объема прав, свобод и обязанностей человека. Права человека, их виды. Права человека и право¬вое государство. Права человека и права гражданина. Основные междуна-родные документы о правах человека, их содержание. Международные ме¬ханизмы защиты прав человека. 3
Практические занятия 1
Самостоятельная работа обучающихся 2
Раздел 3. Теория права
Тема 3.1. Источники права и правотворчество Содержание учебного материала 3
1 Право и государство, их соотношение и взаимодействие. Понятие ис¬точника (формы) права. Виды источников (форм) права.
Нормативно-правовой акт как источник права: понятие и признаки. За¬кон как нормативно-правовой акт, его признаки и виды. Подзаконные нор¬мативно-правовые акты. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Понятие правотворчества, его способы. Принципы правотворческой деятельности. Правотворчество и законотворчество. Систематизация зако¬нодательства, ее виды. 2
Самостоятельная работа обучающихся 1
Тема 3.2. Типы, система и нормы права Содержание учебного материала 4
1 Понятие типа права. Формационный и цивилизационный подход к типо¬логии права. Характеристика исторических типов права.
Понятие правовой системы общества. Правовая система и правовая се¬мья, их соотношение. Характеристика основных правовых семей современ¬ности. Правотворчество в странах действия различных правовых систем.
Понятие системы права, ее элементы. Отрасль и правовой институт. Классификация отраслей права. Краткая характеристика современных от¬раслей российского права.
Понятие и признаки правовой нормы. Структура нормы права. Гипотеза, ее виды. Диспозиция, ее виды. Санкция, ее виды. Виды норм права. Нормы jus cogens. Способы расположения правовой нормы в нормативно правовом акте. 2
Практические занятия 1
Самостоятельная работа обучающихся 2
Тема 3.3. Формы реализации права Содержание учебного материала 4
1 Понятие реализации права. Основные формы реализации права. Приме¬нение права. Стадии правоприменительной деятельности. Акт применения права. Виды правоприменительных актов. Пробелы в праве и способы их преодоления. Аналогия закона и аналогия права. Юридические коллизии, их виды и способы разрешения. 2
Практические занятия 1
Самостоятельная работа обучающихся 2
Тема 3.4. Толкование права Содержание учебного материала 4
1 Понятие толкования права. Этапы и способы толкования норм права. Виды толкования норм права. Официальное и неофициальное толкова¬ние. Нормативное и казуальное толкование. Аутентичное и легальное тол¬кование. Профессиональное, доктринальное и обыденное толкование пра¬вовых норм.
Результаты толкования правовых норм. 3
Практические занятия 1
Самостоятельная работа обучающихся 2
Тема 3.5. Понятие и виды правоотношений Содержание учебного материала
1 Понятие и признаки правоотношения. Структура правоотношения. Субъекты правоотношений: физические и юридические лица. Государство как субъект права. Правосубъектность, правоспособность и дееспособность субъектов права. Субъективное право и юридическая обязанность. Объекты правоотношений. Содержание правоотношений.
Основания возникновения правоотношений. Юридические факты, их виды. Юридические презумпции и юридические фикции, их значение. Фак¬тический состав. 2
Практические занятия 1
Самостоятельная работа обучающихся 2
Тема 3.6. Виды правонарушений и юридической ответственности. Законность, правопорядок и дисциплина Содержание учебного материала
1 Право и поведение личности. Правомерное поведение, его виды.
Понятие и основные признаки правонарушения. Состав правонаруше¬ния. Виды правонарушений: преступления и проступки.
Юридическая ответственность: понятие, признаки и виды. Цели, функции и принципы юридической ответственности. Обстоятельства, ис¬ключающие юридическую ответственность.
Понятие законности, ее принципы. Законность и целесообразность. По¬нятие правопорядка. Содержание правопорядка. Правопорядок и общест¬венный порядок. Соотношение законности и право порядка. Гарантии и ме¬тоды обеспечения законности и право порядка. Понятие дисциплины, ее ви¬ды. 3
Практические занятия 1
Самостоятельная работа обучающихся 2
Всего: 50 без учета самостоятельно работы обуч. ( т.е. без учета 24 ч.)

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)» (эта часть как говорилось скопирована с Интернета, адреса: http://lib.podelise.ru/docs/1461/index-3592.html)

Содержание программы курса
«Теория государства
и права»

Введение в курс теория
государства и права.

Предмет теории государства и права.

Понятие предмета научного исследования, как следствие более широкого понятия наука.
Особенности государства и права как предмета рассмотрения наукой, и рассмотрения в рамках учебной дисциплины. Взаимодействие, развитие и изменение государства и права и влияние этих процессов на предмет теории государства и права. Связь государства и права с другими явлениями социального, политического и иного характера. Закономерности политико-правовой жизни как составляющая предмета теории государства и права, их единство и нерасчленяемость.

Место и роль теории государства и права в системе наук, гуманитарных наук и юридических.

Типологизация и классификация наук. Место и взаимосвязь теории государства и права с отраслями знаний всего сектора и гуманитарных наук.
Юридические науки и место среди них теории государства и права. Теория государства и права как основа всех юридических наук. Назначение и функции теории государства и права. Разделение на виды юридических наук как отражение политико-правовой практики общества.

Методы теории государства и права.

Основа познания теории государства и права - объективность. Методы теории государства и права: общефилософские и логические, системные, сравнительные, исторические, социальные и политические, формально-юридический (догматический) … Значение и соотношение общенаучных и частных методов в юридических науках.
Конкретные способы познания, в рамках методов теории государства и права: анализ, аналогия, синтез, научное предположение, дедукция и индукция.

Происхождение государства и права.

Особенности социального и политического строя первобытного общества. Власть и социальные нормы первобытного общества. «Неолитическая революция», классы, собственность, производящая и присваивающая экономика, города-государства. Дифференциация догосударственных форм (вождество) и государства.
Распространенные, изученные и исключительные пути возникновения государства и права. Или, проще говоря, общие закономерности возникновения государства и права и специфика их возникновения у отдельных народов.
Особенности возникновения права и как следствия государства, и как результат развития социальных норм.
Критическая оценка в рассмотрении теорий происхождения государства и права: религиозная, теория общественного договора, внутреннего и внешнего насилия, экономическая и марксистская, теория солидаризма и иные. Историческая судьба теорий происхождения государства и права. Односторонность рассмотрения одних факторов для объяснения происхождения государства и права.
Взаимосвязь государства и права. Единство их происхождения. Воздействие государства на право: правотворчество, реализация права, обеспечение права. Установление правом пределов государственной деятельности, и её режимов.

Раздел 1. Теория государства.
Понятие и признаки государства.

Общелогические методы формулирования понятий через существенные признаки. Рассмотрение понятий через категории и через их связь с другими понятиями. Роль теории государства и права в формулировании понятийного аппарата юридических дисциплин.
Основные концептуальные подходы к понятию государства. Государство как орудие классового господства и одновременно как инструмент осуществления «всеобщего блага» (от франц. vien public).
Существенные и вторичные признаки государства. Государственный суверенитет.
Изменение понятия государства теорией вслед за эволюцией сущностных характеристик государств в современности.

Форма правления.

Понятие формы правления. Определяющие форму правления причины. Рассмотрение форм правления историческом плане и в современном мире, тенденции изменения форм правления и их причины.
Монархия и республика, их понятия, виды и особые черты. Главный критерий для отличия монархии от республики. Нетрадиционные и исключительные формы правления современности. Форма правления в современной России.

Государственное устройство.

Понятие формы государственного устройства. Конкретно исторические условия установления определенной формы государственного устройства. Рассмотрение форм государственного устройства в историческом плане и в современном мире, тенденции изменения форм государственного устройства и их причины.
Понятия унитарного государства и федерации, как наиболее распространенных форм государственного устройства, их характеристики. Регионалистское государство, уния, империя как особые формы государственного устройства. Признаки федерации. Федерации современности.
Межгосударственные объединения с федеративными чертами, конфедерации. Глобализация и интеграция государств современного мира. Форма государственного устройства в современной России.

Типология государств.

Классификация и типология как методы констатации действительности и способы получения нового знания.
Формационная типология государств К.Г. Маркса и Ф.Энгельса. Общественно-экономическая формация. Рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое государство, коммунистическое общество. Современные взгляды на формационную типологию. Азиатский способ производства. Взгляды В.И Ленина на формационную типологию и его предложения. Формационная типология и государства востока. Официальная теория и практика построения советского государства.
Цивилизационная типология государств. Труды А. Тойнби. Критическое рассмотрение цивилизационной типологии, сравнение с формационной типологией.

Функции государства.

Понятие функций государства. Зависимость функций от типа государства и его сущностных характеристик, социального назначения. Особенности правового воплощения функций государства в конституции и нормативных актах. Классификация функций государств. Конкретное проявление функций государств в его методах деятельности. Вызовы современности и эволюция функций государств. Критерии классификации функций государства. Функции современного Российского государства.

Механизм государства.

Категория механизм государства и ее значимость. Классификация и системообразующие признаки государственных органов.
Понятие государственного органа и его признаки. Органы местной власти и местного самоуправления, различие понятий, их взаимодействие с государственными органами. Системы органов местной власти современного мира.
Аппарат государства, его характеристики, принципы работы, бюрократия. Служащие государства и местных властей, их классификация.
Органы законодательной власти. История их появления в современных государствах. Функции органов законодательной власти. Порядок их образования, система и компетенция.
Органы исполнительной власти. Их историческая эволюция, связь их характеристик с формой правления в государстве. Образование органов исполнительной власти, компетенция.
Органы судебной власти, их формирование и роль в механизме государства, компетенция.
Теория разделения властей, её роль в организации и деятельности современных государств, форма её нормативного закрепления.

Политическая система общества и государство.

Системный подход и понимание социума. Политическая, идеологическая, правовая и экономическая составляющие общества.
Понятие политической системы общества. Составные части политической системы общества и их взаимосвязь. Субъекты, нормы, политическое сознание и политические отношения.
Государство и политическая система общества.
Понятие и классификация партий. Партии как часть политической системы общества и их взаимодействия с её компонентами и государством.
Профсоюзы и другие объединения с политическим целями в качестве не основных, как части политической системы общества.
Церковь, влиятельные конфессии и непризнанные секты их место и роль в политической системе общества.
Средства массовой информации их влияние в политической системе общества, его изменение в последние десятилетия.
Изменения в политических системах в 20-21 веках: эволюция или молчаливая революция. Демократия и политические системы современности.

Российское государство сегодня.

Исторические характеристики и особенности российского государства в царский и советский периоды как основа современного российского государства.
Провозглашение России как правового, социального, демократического государства. Проблемы в реализации характеристик российского государства.
Особенности, в том числе уникальные формы правления и государственного устройства России. Эволюция функций государства в связи с переходом от тоталитаризма.

Раздел 2. Теория права.
Регулирование социальных отношений и право. Механизм
правового регулирования

Регулятор общественных отношений, его понятие. Классификация регуляторов в обществе. Нормы социального, технического и смешанного характера. Норма и категории сущего и должного.
Классификация современных социальных норм; правовые, моральные, политические, корпоративные, этические, эстетические нормы, обычаи и традиции. Их особенности и взаимосвязь, роль в общей системе регулирования социальных отношений.
Право как продукт исторического развития человечества и в цивилизационном смысле зрелого общества. Классовое право, право и справедливость.
Право и другие социальные нормы. Право и нормы морали, политики, корпоративные, технико-юридические и технические нормы. Обычай и правовой обычай его эволюция в общей структуре социальных норм. Тенденции соотношения социальных норм в регулировании общественных отношений.
Понятие механизма правового регулирования. Элементы, стадии и методы правового регулирования. Эффективность правового регулирования и её критерии. Механизм правового регулирования и эффективность правовых норм.

Понятие права. Норма права

Условия возникновения различных определений права. Наиболее распространенные концепции правопонимания. Школы: марксистская, социологическая, нормативистская, политологическая, историческая, естественно-правовая, психологическая.
Признаки и определение права. Синтетический подход к понятию права. Право, справедливость и свобода.
Право как нормативная система положений регулирования общественных отношений. Норма права как «клеточка» правовой материи.
Общелексическое и профессионально-юридическое различие права в объективном и субъективном смыслах.
Интересы социальных групп давления, этап социального и политического развития общества и право
Функции права в обществе. Исторические типы права.
Признаки и понятие нормы права. Отличие норм права от индивидуальных актов и актов толкования права. Логический анализ нормы права, её структура. Гипотеза, диспозиция, санкция. Способы закрепления частей нормы права в нормативно-правовых актах.
Виды норм права, значение разделения норм права в практической деятельности юриста.
Формы или источники права.

Рассмотрения понятия источника права через категории содержание и форма права. Историческая устойчивость и эволюция источников права у разных народов в разные периоды времени, критерии выделения основных источников права для государственно организованных обществ всех времен. Заимствования (рецепции) в праве.
Понятие правового обычая, системы норм обычного права. Обычай в деловой практике.
Прецедент нормативного значения, его понятие. Различие и нормативная роль судебного и административного прецедента. Роль прецедента в правовых системах современности и тенденции в этой области. Роль судебной практики в правовом регулировании.
Особое место актов органов конституционного контроля в системе источников права.
Понятие нормативно-правового акта. Классификация нормативно-правовых актов по критериям их содержания и принявшим органам. Взаимосвязь политического режима государства и соотношения, роли разных актов в структуре правового регулирования.
Конституция, дополнительные к конституции положения и другие акты равные или следующие в иерархии за конституцией.
Закон, его признаки, роль в системе нормативных актов.
Подзаконные нормативно-правовые акты, их классификация.
Нормативно-правовые акты местного уровня.
Договоры нормативного характера как источник права.
Доктринальные разработки и труды как источник права.
Источники права современной России, их иерархия, её роль. Виды законов в России.

Система права.

Понятие системы права. Её важнейшие структурные элементы. Норма права, институт и подинститут, отрасль и подотрасль права. Критерии отнесения норм права к определенным отраслям права.
Предмет и метод правового регулирования, применительно к конкретным отраслям права. Общая характеристика отраслей права.
Публичное и частное право. Эволюция соотношения методов публичного и частного права в современности.
Международное и национальное право, их соотношение, конституционное закрепление этого соотношения. Межгосударственная интеграция и изменение этого соотношения.
Система отраслей права России в наши дни. Самая общая характеристика отраслей российского права. Тенденции формирования новых институтов и отраслей права. Российское и международное право.
Понятия и соотношение системы права и системы законодательства.

Важнейшие правовые системы.

Понятие и виды правовых систем, критерии их выделения.
Романо-германская правовая система, романская и германская правовые семьи. Особенности источников права, соотношение разных источников.
Англо-саксонская правовая система. Суды как творцы права и эволюция этого положения. Источники права.
Мусульманская правовая семья. Классификация государств по действующим в них основным направлениям ислама и юридическим школам (мазхабам). Виды государств с исламом как источником права по уровню влияния ислама как регулятора общественных отношений.
Правовые системы с большой ролью правового обычая как источника права.
Правовые системы государств социалистической ориентации и их изменения в наши дни.
Правовая система Китая. Правовая система США.

Правотворчество. Юридическая техника.

Самообразование права и правотворчество, понятия. Правотворчество как форма закрепления государственной воли по руководству общественными отношениями. Правотворчество в разных правовых системах и государствах с разным политическими режимами.
Правотворческие органы и их акты.
Законотворчество как особый вид правотворчества. Этапы законотворчества.
Вступление в силу и опубликование нормативно-правовых актов.
Действие нормативно правовых актов в пространстве, по кругу лиц и во времени. Нормативные положения такого действия и его практические проявления.
Юридическая техника, понятие. Понятия, термины, презумпции, фикции. Стилистические и другие характеристики языка права. Основные требования написания нормативных актов.
Понятие и виды систематизации нормативно-правовых актов. Роль систематизации нормативно-правовых актов для практической деятельности. Кодификация, консолидация и инкорпорация.

Правоотношения.

Понятие и признаки правоотношений. Правоотношения среди других общественных отношений.
Содержание правоотношения. Элементы правоотношения. Конкретное индивидуальное право и юридическая обязанность.
Понятие и виды субъектов правоотношения. Индивидуумы, коллективы, физические и юридические лица. Классификация субъектов правоотношения в зависимости от их правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.
Объект правоотношения.
Понятие и классификация юридических фактов. Состав юридических фактов.

Реализация права. Толкование права.

Понятие и виды реализации права. Социальный механизм применения права. Стадии и понятие применения права. Юрисдикционное, исполнительно-распорядительное и поощрительное правоприменение. Виды актов применения права и особые требования к их форме, последствия несоблюдения этих требований.
Пробелы в праве и способы их восполнения. Аналогия права и аналогия закона как важнейший способ преодоления пробелов в праве. Ограничения применения права по аналогии.
Противоречия в праве (правовые коллизии). Наиболее распространенные способы разрешения противоречий в праве. Условия возникновения коллизий в праве и их устранения.
Понятие толкования права. Стадии толкования права. Значение уяснения права.
Наиболее распространенные методы толкования права. Логический, систематический, структурный, исторический, политический, языковой.
Разновидности толкования, официальное и неофициальное толкование. Буквальное, ограничительное и расширительное толкование.
Акты толкование права, органы их издающие, место в общей системе правового регулирования.

Правонарушение и юридическая
ответственность.

Правомерное, противоправное и юридически безразличное поведение. Социально активное, обычное, конформистское, маргинальное повдение. Правомерное поведение и его характеристики. Состав правомерного поведения.
Понятие и состав правонарушения, виды правонарушений. Практическое значение состава правонарушения. Невиновное причинение вреда (казус). Причины правонарушений в российском обществе.
Юридическая ответственность как вид социальной ответственности. Понятие и виды юридической ответственности. Особенности юридической ответственности в зависимости от субъекта правонарушения. Дифференциация ответственности: государственное принуждение, социальная защита, нетрадиционные формы ответственности за преступления в Странах Запада и их распространение.
Условия освобождения и исключения юридической ответственности.

Правосознание и правовая культура.
Законность и правопорядок.

Общественное сознание, право, правосознание. Понятие правосознания. Правовая идеология и правовая психология как элементы правосознания. Роль правосознания в правотворчестве и правореализации.
Уровни правосознания и его классификация. Профессионально правосознание юриста, и деформация общепризнанных ценностей.
Правовая культура и её значение для общества. Роль правовой культуры для построения демократического, правового государства, проблемы на этом пути.
Понятие и причины правового нигилизма. Способы его устранения. Общеправовое воспитание.
Понятие и гарантии законности. Нормативные и социальные основы законности. Принципы законности. Дисциплина, её виды и взаимодействие с законностью. Законность и демократия.
Общественный порядок и правопорядок, их взаимосвязь с законностью.

Раздел 3. Человек и государство.
Человек, общество и государство.

Две основных теории соотношения человека и государства. Их характеристика.
Анархизм и тоталитаризм как крайности обеих подходов.
Проблема превосходства личности или государства. Историческое изменение этого соотношения. Правовые воплощения современного соотношения личности и государства.
Соотношение общества и государства в разные периоды истории государственно-организованных обществ. Гражданское общество как результат этой эволюции.

Права и свободы человека и гражданина.

Первые исторические документы о правах человека в сословных обществах, и их влияние на государства мира. Поколения прав человека и время их конституционного закрепления, изменения в общественном строе и политических режимах государств параллельные эволюции прав человека.
Личные политические, социально-экономические, культурные права человека и гражданина.
Пределы прав и свобод человека и гражданина. Обязанности. Взаимодействие прав и обязанностей.
Нарушение прав и свобод. Международное сотрудничество по защите прав и свобод.
Политические обязанности государства перед гражданином и гражданина перед государством.

Правовое, социальное государство.

Правовое государство, его понятие и признаки. Историческая эволюция представлений о правовом государстве. Правовое государство как попытка решения вопроса о соотношении государства и права. Пути и средства становления правового государства.
Социальное государство – теория, появившаяся, когда ряд положений формационной теории опровергла практика, как критерий истины. Понятие социального государства и его признаки.
Соотношение и взаимодополнение понятий правового социального и демократического государства. «Технократическая демократия». Кризис демократии.
Правовые социальные и демократические государства в наше время в разных регионах Земли, в рамках действия разных правовых систем. Возможность построения правового, демократического, социального государства в России.


Вопросы, составленные в соответствии с программой курса,
к зачету и экзамену Примерные вопросы к экзамену:

Список вопросов к экзамену не является строго обязательным, но если преподаватель решился его сократить необходимо всегда иметь ввиду, что следующий список составлен в соответствии с ФГОС…

1. Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права
2. Методы теории государства и права.
3. Социальные нормы в первобытном обществе.
4. Происхождение государства.
5. Происхождение права.
6. Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская, экономическая).
7. Понятие и признаки государства.
8. Понятие типа государства. Типология государств. Формационная типология государств. Цивилизационная типология государств.
9. Понятие формы правления, виды форм правления.
10. Монархическая форма правления.
11. Республиканская форма правления.
12. Понятие формы государственного устройства, виды.
13. Унитарное государство, автономии и их виды, регионалистское государство.
14. Федеративное государство.
15. Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений, уния.
16. Политический режим и его виды.
17. Понятие и классификация функций государства. Внешние функции государства. Внутренние функции государства. Глобальные проблемы и функции современного государства.
18. Понятие и значение механизма государства. Понятие и признаки государственного органа. Классификация государственных органов.
19. Органы местного управления, их взаимодействие с государственными органами. Системы и модели органов местной власти в мире.
20. Государственный аппарат (бюрократия). Принципы его организации и деятельности. Государственные и муниципальные служащие.
21. Выборы как способ формирования органов власти. Избирательные системы.
22. Глава государства. Типичные функции главы государства. Глава государства и исполнительная власть. Монарх, президент.
23. Органы законодательной власти: порядок образования, структура, компетенция.
24. Органы исполнительной власти: порядок образования, структура, компетенция.
25. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.
26. Понятие и структура политической системы общества.
27. Государство в политической системе общества. Партии в политической системе общества. Профсоюзы в политической системе общества. Государство и церковь. Средства массовой информации в политической системе общества.
28. Понятие регулятора общественных отношений. Социальные и технические нормы. Технико-юридические нормы. Право в системе социальных норм.
29. Понятие и признаки права.
30. Право и свобода. Право и справедливость. Право и экономика. Право и государство.
31. Функции права.
32. Основные концепции правопонимания (естественно-правовая, историческая школа права, марксистская, социологическая, психологическая, нормативистская).
33. Понятие, структура и классификация норм права.
34. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов. Практическое значение.
35. Понятие формы (источника) права, иерархия источников права.
36. Правовой обычай.
37. Правовой прецедент.
38. Нормативно-правовой акт: понятия, виды. Закон. Конституция.
39. Малораспространенные источники права. (Договоры, доктрина, религиозные и партийные нормы и т.д.)
40. Понятие и основные элементы системы права. Система права и система законодательства.
41. Предмет и метод правового регулирования. Общая характеристика отраслей права.
42. Общая характеристика основных отраслей Российского права.
43. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное и национальное право.
44. Понятие правовой системы. Основные правовые системы (романо-германская, англосаксонская, мусульманская и др.).
45. Механизм правового регулирования.
46. Правотворчество: понятие, принципы, стадии. Субъекты и виды правотворчества.
47. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
48. Понятие юридической техники. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды.
49. Правоотношение: понятие, виды. Содержание правоотношения.
50. Юридические факты: понятия, виды. Фактический состав.
51. Реализация права: понятие, формы. Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права.
52. Пробелы в праве и способы их восполнения. Коллизии в праве и способы их разрешения.
53. Толкование права: понятие, способы, виды.
54. Правонарушение: понятие, виды, состав.
55. Понятие и виды, основания юридической ответственности.
56. Правосознание и правовая культура.
57. Понятие, причины, формы правового нигилизма и пути его преодоления.
58. Законность и правопорядок.
59. Государство и личность. Государство и общество.
60. Права и свободы человека и гражданина в общеисторическом и глобальном современном рассмотрении.
61. Права и свободы человека и гражданина в современной России.
62. Правовое, социальное и демократическое государство.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы даётся в трёх списках – основной (краткий) вы можете прочитать ниже – его особенность не указаны года учебников, связано это с их медленным устареванием. И дополнительные списки нормативных актов и литературы с «современными» датами, как того требуют стандарты после основного и после заданий для контрольных работ.

Примечание: учебники по теории государства и права ведущих научных школ и заслуженных авторов мало подвержены старению от времени, в любом случае студенту придется сдавать экзамен по ТГиП несколько раз в течении обучения, в том числе государственный выпускной экзамен. Многие темы ТГиП многократно повторяются при изучении других юридических дисциплин, их лучше заучить один раз и сдавать многократно… Поэтому рекомендуется приобрести хотя бы один учебник. Многие из изданий и годов этого списка быстро устареют, фактически любые издания перечисленных авторов и относятся к рекомендуемой литературе. Кстати главная особенность вопросов по курсу, что для ответа на них одного учебника недостаточно.


Категория: Разное | Добавил: MaximSShavarin
Просмотров: 2004 | Загрузок: 64 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог