Мне кажется, всегда актуально звучат высказывания нашего первого президента РС(Я) М.Е. Николаева о патриотизме: «»Мы должны воспитать в ребенке «почтение к минувшему», поскольку личность вырастает на «плечах предыдущих поколений». Очень важно растить хозяина в широком значении этого понятия – хозяина своего слова, поступка, времени, хозяина своего дома, улуса, республики». И я, как учитель истории, всегда стараюсь привить эти качества своим ученикам, как на уроках, так и во внеурочной работе.
Практика показывает, что наиболее эффективным средством формирования патриотизма является использование краеведческих материалов как источник получения новых знаний, расширения научного кругозора.
Организация научно – исследовательской работы среди школьников – это один из наиболее доступных, творческих путей к ребенку. Потому что эту работу можно организовать в любых общеобразовательных школах, включая и летнюю деятельность учащихся. Учитель должен творчески подойти к работе, найти какую-то «загвоздку», заинтересовать детей. Он должен знать уровень учащегося, тем самым выявляет возможности ребенка. В ходе совместной, творческой работы, учитель помогает найти проблемы по теме, находит и удачные, и слабые места, предлагает дальнейший план работы. Не менее важной частью работы является и развитие умений публичных выступлений учащегося.
Наша школа носит имя полного кавалера орденов Славы Д.А. Петрова. Это обязывает нас не только гордиться его именем, но и изучать, исследовать и увековечить имя Героя. В нашей школе уже стало традиционным проведение региональной научно – практической конференции «Петровские чтения». Работая с детьми, мы не раз обращались к материалам, которые отражали короткую, но яркую жизнь славного земляка. Например:
фотография, где Дима Петров снимался вместе с одноклассниками, единственно сохранившаяся с 1935 года. Она вызвала интерес учащихся
шестого класса и побудила их к исследованию. Они искали одноклассников Д.А.Петрова. Нашли только одного, тоже ветерана войны, взяли у него воспоминание, узнали очень многое. Так появился доклад «Школьные годы Д.А. Петрова», с которым в 2008г. Кириллин Андрей и Иванов Саша выступили на конференции и заняли I место. А Алексеев Трофим и Неустроев Степан сначала готовили реферат на тему «Боевой путь Д.А.Петрова», но, когда я им показала на карте страны, которые освобождал герой, то они загорелись желанием проследить весь боевой путь по карте. С этим докладом они выступили в 2009г. и заняли III место.
Несомненно, краеведческие материалы Великой Отечественной войны дают большие воспитательные возможности. Среди них воспоминания детей войны. Ведь учащимся их память о войне наиболее близка: воспоминания ветерана Наумовой Ф.Н. о том, что «в годы войны старик-колхозник научился у проезжего корейца выращиванию овощей и тем самым спас детей-сирот от голода»; воспоминания Винокуровой Т.И. о том, что в годы войны они научились играть на балалайке и устраивали колхозникам концерты ; воспоминания Баланова А.А. о том, что они, сами голодные, усталые, шли помогать семьям фронтовиков. Эти воспоминания дали детям понять, что благодаря своим добрым традициям народ в тяжелые времена становился еще более чутким, стойким, предприимчивым и мудрым. С этим докладом «Учителя ветераны – дети войны» Кайдалова Ольга в 2005 г. стала лауреатом на республиканских «Мординовских чтениях».
Как классный руководитель, я организовала поисковую работу «История моей семьи в истории страны». Учащиеся собирали фотографии, воспоминания своих дедов и бабушек, готовили выступления. И они потом признавались, что открыли для себя много нового о тех временах, историческое прошлое как бы становилось для них реальной действительностью.
Мы стремимся к тому, чтобы у учащихся сложилась система целостных знаний о главных этапах развития родного края, его отличительных особенностях, месте и значении в истории страны. На местном материале раскрывается участие земляков в исторических событиях, показывается экономическое и культурное значение села. Так, Ордахова Нария и Софронова Ольга с большим интересом работали над докладом «Маркетинговое исследование сотовой связи в Ытык Кюеле». Они провели социальный опрос, брали интервью, работали со справочной литературой, овладевали навыками новых информационных технологий. В 2008 г. заняли IV место в улусной НПК «Шаг в будущее».
Со своими докладами учащиеся выступают не только на НПК, но и на «Уроках Мужества», на мероприятиях, посвященных к Дню Героя, на «Встречах поколений», на музейных уроках.
Мы уверены, что использование краеведческих материалом в научно-исследовательской деятельности учащихся активизирует связь воспитания с реальной жизнью, развивает творческую и общественную активность, воспитывает патриотизм и чувство долга
|