Сегодня: 25.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Разное


Статья "Воспитательный потенциал уроков истории"

18.12.2019, 16:25
Червякова Людмила Васильевна
учитель истории и обществознания, МБОУ "Приреченская СОШ"
В советское время воспитанию чувства патриотизма у учащихся придавалось большое значение. Была разработана целая система ценностных установок личности, центральной из которых стала любовь к родине, знание своей истории, гордость за достижения страны. В начале 1990-х гг. в связи с кризисом, а затем и рас¬падом СССР, под руинами погребли и-разработанную методику. В стране появились новые, проамериканские ориентиры. Слово «патриот» всё чаще стало восприниматься синонимом понятия «националист».
Сегодня в свете тенденций глобализации зачастую предлагается трактовать культуру и историю универ¬сально — как общемировую, единую, глобальную. Однако же Россия — страна с многовековой, индивидуальной историей, уникальными достижениями науки и культуры, выдающимися деятелями искусства. Всё это наследие требует изучения современным молодым поколением. Причём изучения не в назывном порядке, а критически анализирующего деятельность и поступки наших великих соотечественников.
К чему приведёт тотальная глобализация, пока неизвестно. Процесс этот только начинается. При всех положительных моментах, таких как ликвидация этнических противоречий, восприятие человека не в контексте его национальной культуры, а в контексте мирового пространства, существует и достаточное количество негативных последствий. В современном российском обществе, особенно в среде молодёжи, они проявляются в утрате эстетики русской речи, в том, что молодёжь лучше знает историю других стран, нежели свою собственную, хватаясь за скороспелые модные «теории» исторического развития, не знает о роли России в мировых событиях прошлых лет, не может назвать достижений российских общественных и политических деятелей, литераторов, художников, учёных. В результате — потеря исторических корней, исторической памяти. Это негативнейшее проявление. Такая нация перестаёт нести моральную ответственность перед будущим, переходит на путь агрессии, поучения всех и вся «новым ценностям», причём пытается насаждать их насильственно.
Такого будущего для России вряд ли кто-то захочет пожелать. Следовательно, именно на нестареющую ценность—патриотизм — мы должны обратить особое внимание в процессе воспитания в семье и школе.
Сегодня особую актуальность приобрела задача формирования в наших учебных заведениях граж¬данственности подрастающего поколения. Решение этой задачи невозможно в отрыве от её стержневого компонента — воспитания патриотизма.
Содержание школьного предмета истории предоставляет учителю бесконечный материал, подходящий для реализации поставленной воспита¬тельной задачи. Это темы героического прошлого: народное ополчение 1612 г., Отечественная война 1812 г., партизан¬ское движение, работа в тылу, великие битвы на полях сражения Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и многие другие примеры. Это и вопросы культуры: вклад виднейших представителей России в мировую со¬кровищницу литературы, живописи, архитектуры, балета и т.д. Таких при¬меров не перечесть.
Для того, чтобы гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории происходило эффективно, нужно использовать определенные методы и приемы.
По мнению А.В. Елисова, существует несколько групп методов воспитания, которые необходимо использовать на уроках истории: 1) методы убеждения; 2) методы организации деятельности учащихся; 3) возрастно-оценочные методы [2]. Первая группа методов направлена на убеждение учащихся в истинности и объективности исторического прошлого. Обратимся также к теме войны, поскольку именно уроки истории, связанные с военной тематикой, обладают высоким воспитательным потенциалом. Так на занятии в 8 классе «Гроза двенадцатого года», посвященного Отечественной войне 1812 года, нужно объяснить школьникам, почему Кутузов принял решение сдать Москву на совете в Филях. Аргументы могут быть следующими: после Бородинского сражения армия была ослаблена и не могла бы дать отпор Наполеону; к тому же из Москвы было увезено все что можно, чтобы враг не мог нажиться; и, главное, завести врага вглубь России, ведь потеря Москвы не означает потерю всей страны.

Методы организации деятельности воздействуют на поведенческую сферу школьников. Например, изучая тему «Трагическое начало ВОВ» в 9 классе, где на основе работы с историческими документами раскрываются планы гитлеровской Германии о будущем наших народов, учащиеся осознают не только чудовищность гитлеровских планов уничтожения населения нашей страны, но проникаются чувством толерантности к другим народам.
При изучении Отечественной войны 1812 года можно использовать работу по группам, где общим заданием будет вопрос: «Почему война является Отечественной?» Каждая группа дает характеристику военной силе: 1 – военным, армии; 2 – партизанам. В результате выполнения этого задания ученики учатся быть толерантными, принимать чужую точку зрения.

Третий вид методов получил название возрастно-оценочных, сущность которых сводится к одобрению и осуждению. Их назначение - регулирующее через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности учащихся [2]. Так при изучении урока «Гроза двенадцатого года» можно попросить учащихся дать оценку действиям Кутузова, отвечая на вспомогательные вопросы: «Правильное ли решение принял Кутузов сдать Москву? Оцените Тарутинский маневр. Правильно ли было заводить врага вглубь страны?».
Проблемный метод изучения истории позволяет организовать работу на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, используя анализ обстоятельств и соответствующей информации. Такой метод позволяет формировать способности учащихся принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, аргументированно отстаивать свою точку зрения, принимать убедительные доводы других людей. По некоторым проблемам провожу итоговые уроки в форме дебатов, «круглых столов» или семинарских занятий. Например, «Урок-дебаты» в 11 классе по теме «Сталин: жестокий тиран или «отец народов?», Урок-семинар 9 кл «Свет и тени великого десятилетия. Эпоха Н.С.Хрущева»
Проблемный подход стимулирует активную познавательную деятельность учеников, заставляет их делать осознанный выбор в сложных ситуациях, что, несомненно, отразится на гражданской позиции школьников
Таким образом, вышеперечисленные методы способствуют гражданско-патриотическому воспитанию, формированию нравственных чувств и уважительного отношения к другим людям.
Существует и другая возможность воспитать нравственные качества в учениках, которая связана с содержанием изучаемого учебного материала [2]. Правильно подобранные исторические факты должны непременно присутствовать на уроках истории. Учитель должен с помощью материала показать ценность нравственного опыта народов, эпох, личностей. Для этого необходимо изучать шире и глубже моральные убеждения людей в процессе исторического развития; изучать деяния людей; излагать детальнее факты, носящие воспитательный характер; включать дополнительные тексты для анализа учениками; ставить нестандартные вопросы; нацеливать учеников на самостоятельный поиск трудных вопросов и ответов на них; составлять памятки-наставления, в которых систематизируется исторический опыт анализа нравственных качеств. Основываясь на изучаемом материале, учитель должен использовать различные типы заданий, ориентированных на нравственный поиск. Например, «Чингисхан, Наполеон, Гитлер – великие люди или злодеи?», «Может ли полководец быть святым?» (в случае, например, с Александром Невским, Ф.Ф.Ушаковым» и т.д.). Постоянно использую в своей работе постановку вопросов, как бы решили ученики те или иные исторические проблемы, живи они в изучаемые эпохи. Например, «На стороне белых или красных оказались бы вы в Гражданской войне?», «Как бы Вы поступили, оказавшись в немецком окружении летом 41-года?», «Стали бы вы участником восстания на Сенатской площади? Аргументируйте ответ» и т.д. Ответы на данные вопросы предполагают отражение нравственной позиции учеников.
Для усиления эмоционально - чувствительного момента на уроке можно использовать нестандартные формы начала урока на материале афоризмов, высказываний, притч [2]. Так урок по Отечественной войне 1812 года можно начать со слов А. С. Пушкина, взятых из 10 главы «Евгения Онегина»: Гроза двенадцатого года настала – Кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог? Рассматривая тему “Куликовская битва”, в начале урока использую фрагменты фильма “Дмитрий Донской” (сражение), через проектор на экране высвечивается эпиграф к уроку:
Лучше пасть,
достойно смерть приемля,
Чем позором
жизнь свою сберечь,
Чтобы защитить
родную землю,
Мы готовы в эту землю лечь!

Чувство патриотизма, преданности интересам своего народа и своей Родины у учащихся формируется на примере героических подвигов нашего народа и отдельных героев – Александра Невского, Михаила Ярославича Тверского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Михаила Илларионовича Кутузова, Георгия Константиновича Жукова и многих других.
Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы ученики подводились к осознанию, почему наши предки жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества . Например, при изучении Отечественной войны, можно дать опережающее задание – составить портретную галерею, посвященную героической деятельности партизан. В результате ученики не только воочию запомнят героев войны, но и проникнуться духом гордости за их отважную деятельность.
Чтобы вызвать у школьников резонанс эмоций, нужно соблюдать следующие условия: эмоциональность самого учителя – переживание им самим тех идей, которые он передает учащимся; использование различных средств, направленных на возбуждение интереса к излагаемым знаниям; формирование определенного личностного отношения учащихся, закрепленного гаммой эмоций, к различным явлениям общественной жизни. [4]. В процессе нравственного воспитания происходит раскрытие смысла многих нравственных категорий: добра и зла, равенства, чести и достоинства. Учителю необходимо сообщить учащимся о том, что общечеловеческие нравственные принципы и нормы являются условием человеческого общежития. Важно воспитать у детей и подростков способность самостоятельно моделировать свое поведение [8, с. 286]. Задача историка – способствовать формированию нравственных качеств с помощью своего предмета. При этом учитель должен направлять учеников, вооружать их инструментарием оценки тех или иных событий, в нравственном плане должен апеллировать к лучшим качествам в человеке, опираясь на исторический материал [10]. По мнению многих современных педагогов для того, чтобы повысить нравственную значимость школьного урока можно действовать в 3-х направлениях: через самого педагога, через саму историю и через форму подачи материала. Использование всех направлений в совокупности дает максимальную эффективность в реализации нравственно-воспитательных целей урока .Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон [2]. Так учитель сам должен любить свою Родину и уважительно относиться к окружающим его людям, обсуждать актуальные вопросы, связанные с современными событиями, совершать поездки в культурно-значимые места нашей Родины и т.д.
Воспитание чувств патриотизма и гражданственности продолжается во внеурочной работе и внеклассной работе.
На протяжении нескольких лет в нашем образовательном учреждении велась работа над проектом «История посёлка в лицах, событиях, достижениях». В создании его участвовала вся школа: ученики, педагоги, родители, выпускники. В результате был собран богатый архивный материал. В ходе поисково-исследовательской деятельности была получена информация о семьях, внесших огромный вклад в развитие нашего поселка, о боевом прошлом ветеранов, участниках ВОВ, тружениках тыла, проживающих на территории нашего посёлка.
Результатом являются ряд проектных и творческих работ. Весь этот богатый материал можно и нужно использовать в учебно-воспитательном процессе, поэтому он не должен храниться в «дальнем углу», нужно доступно донести его до будущего поколения: рассказать услышанное нами в ходе поисковой работы, показать найденные и полученные от старожилов предметы и документы музейного назначения.
И мы решили, что в нашей школе необходимо создать собственный школьный музей. Именно он поможет нам сохранить связь поколений, не разорвать ту нить, которая связывает прошлое с настоящим.
Таким образом, уроки истории занимают основополагающее место в осуществлении нравственного и патриотического воспитания школьников, где гражданско-патриотическое воспитание осуществляется на основе объективного изучения исторического прошлого


Категория: Разное | Добавил: ЛюдмилаВасильевна
Просмотров: 1470 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог