В советское время воспитанию чувства патриотизма у учащихся придавалось большое значение. Была разработана целая система ценностных установок личности, центральной из которых стала любовь к родине, знание своей истории, гордость за достижения страны. В начале 1990-х гг. в связи с кризисом, а затем и рас¬падом СССР, под руинами погребли и-разработанную методику. В стране появились новые, проамериканские ориентиры. Слово «патриот» всё чаще стало восприниматься синонимом понятия «националист».
Сегодня в свете тенденций глобализации зачастую предлагается трактовать культуру и историю универ¬сально — как общемировую, единую, глобальную. Однако же Россия — страна с многовековой, индивидуальной историей, уникальными достижениями науки и культуры, выдающимися деятелями искусства. Всё это наследие требует изучения современным молодым поколением. Причём изучения не в назывном порядке, а критически анализирующего деятельность и поступки наших великих соотечественников.
К чему приведёт тотальная глобализация, пока неизвестно. Процесс этот только начинается. При всех положительных моментах, таких как ликвидация этнических противоречий, восприятие человека не в контексте его национальной культуры, а в контексте мирового пространства, существует и достаточное количество негативных последствий. В современном российском обществе, особенно в среде молодёжи, они проявляются в утрате эстетики русской речи, в том, что молодёжь лучше знает историю других стран, нежели свою собственную, хватаясь за скороспелые модные «теории» исторического развития, не знает о роли России в мировых событиях прошлых лет, не может назвать достижений российских общественных и политических деятелей, литераторов, художников, учёных. В результате — потеря исторических корней, исторической памяти. Это негативнейшее проявление. Такая нация перестаёт нести моральную ответственность перед будущим, переходит на путь агрессии, поучения всех и вся «новым ценностям», причём пытается насаждать их насильственно.
Такого будущего для России вряд ли кто-то захочет пожелать. Следовательно, именно на нестареющую ценность—патриотизм — мы должны обратить особое внимание в процессе воспитания в семье и школе.
Сегодня особую актуальность приобрела задача формирования в наших учебных заведениях граж¬данственности подрастающего поколения. Решение этой задачи невозможно в отрыве от её стержневого компонента — воспитания патриотизма.
Содержание школьного предмета истории предоставляет учителю бесконечный материал, подходящий для реализации поставленной воспита¬тельной задачи. Это темы героического прошлого: народное ополчение 1612 г., Отечественная война 1812 г., партизан¬ское движение, работа в тылу, великие битвы на полях сражения Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и многие другие примеры. Это и вопросы культуры: вклад виднейших представителей России в мировую со¬кровищницу литературы, живописи, архитектуры, балета и т.д. Таких при¬меров не перечесть.
Для того, чтобы гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории происходило эффективно, нужно использовать определенные методы и приемы.
По мнению А.В. Елисова, существует несколько групп методов воспитания, которые необходимо использовать на уроках истории: 1) методы убеждения; 2) методы организации деятельности учащихся; 3) возрастно-оценочные методы [2]. Первая группа методов направлена на убеждение учащихся в истинности и объективности исторического прошлого. Обратимся также к теме войны, поскольку именно уроки истории, связанные с военной тематикой, обладают высоким воспитательным потенциалом. Так на занятии в 8 классе «Гроза двенадцатого года», посвященного Отечественной войне 1812 года, нужно объяснить школьникам, почему Кутузов принял решение сдать Москву на совете в Филях. Аргументы могут быть следующими: после Бородинского сражения армия была ослаблена и не могла бы дать отпор Наполеону; к тому же из Москвы было увезено все что можно, чтобы враг не мог нажиться; и, главное, завести врага вглубь России, ведь потеря Москвы не означает потерю всей страны.
Методы организации деятельности воздействуют на поведенческую сферу школьников. Например, изучая тему «Трагическое начало ВОВ» в 9 классе, где на основе работы с историческими документами раскрываются планы гитлеровской Германии о будущем наших народов, учащиеся осознают не только чудовищность гитлеровских планов уничтожения населения нашей страны, но проникаются чувством толерантности к другим народам.
При изучении Отечественной войны 1812 года можно использовать работу по группам, где общим заданием будет вопрос: «Почему война является Отечественной?» Каждая группа дает характеристику военной силе: 1 – военным, армии; 2 – партизанам. В результате выполнения этого задания ученики учатся быть толерантными, принимать чужую точку зрения.
Третий вид методов получил название возрастно-оценочных, сущность которых сводится к одобрению и осуждению. Их назначение - регулирующее через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности учащихся [2]. Так при изучении урока «Гроза двенадцатого года» можно попросить учащихся дать оценку действиям Кутузова, отвечая на вспомогательные вопросы: «Правильное ли решение принял Кутузов сдать Москву? Оцените Тарутинский маневр. Правильно ли было заводить врага вглубь страны?».
Проблемный метод изучения истории позволяет организовать работу на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, используя анализ обстоятельств и соответствующей информации. Такой метод позволяет формировать способности учащихся принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, аргументированно отстаивать свою точку зрения, принимать убедительные доводы других людей. По некоторым проблемам провожу итоговые уроки в форме дебатов, «круглых столов» или семинарских занятий. Например, «Урок-дебаты» в 11 классе по теме «Сталин: жестокий тиран или «отец народов?», Урок-семинар 9 кл «Свет и тени великого десятилетия. Эпоха Н.С.Хрущева»
Проблемный подход стимулирует активную познавательную деятельность учеников, заставляет их делать осознанный выбор в сложных ситуациях, что, несомненно, отразится на гражданской позиции школьников
Таким образом, вышеперечисленные методы способствуют гражданско-патриотическому воспитанию, формированию нравственных чувств и уважительного отношения к другим людям.
Существует и другая возможность воспитать нравственные качества в учениках, которая связана с содержанием изучаемого учебного материала [2]. Правильно подобранные исторические факты должны непременно присутствовать на уроках истории. Учитель должен с помощью материала показать ценность нравственного опыта народов, эпох, личностей. Для этого необходимо изучать шире и глубже моральные убеждения людей в процессе исторического развития; изучать деяния людей; излагать детальнее факты, носящие воспитательный характер; включать дополнительные тексты для анализа учениками; ставить нестандартные вопросы; нацеливать учеников на самостоятельный поиск трудных вопросов и ответов на них; составлять памятки-наставления, в которых систематизируется исторический опыт анализа нравственных качеств. Основываясь на изучаемом материале, учитель должен использовать различные типы заданий, ориентированных на нравственный поиск. Например, «Чингисхан, Наполеон, Гитлер – великие люди или злодеи?», «Может ли полководец быть святым?» (в случае, например, с Александром Невским, Ф.Ф.Ушаковым» и т.д.). Постоянно использую в своей работе постановку вопросов, как бы решили ученики те или иные исторические проблемы, живи они в изучаемые эпохи. Например, «На стороне белых или красных оказались бы вы в Гражданской войне?», «Как бы Вы поступили, оказавшись в немецком окружении летом 41-года?», «Стали бы вы участником восстания на Сенатской площади? Аргументируйте ответ» и т.д. Ответы на данные вопросы предполагают отражение нравственной позиции учеников.
Для усиления эмоционально - чувствительного момента на уроке можно использовать нестандартные формы начала урока на материале афоризмов, высказываний, притч [2]. Так урок по Отечественной войне 1812 года можно начать со слов А. С. Пушкина, взятых из 10 главы «Евгения Онегина»: Гроза двенадцатого года настала – Кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог? Рассматривая тему “Куликовская битва”, в начале урока использую фрагменты фильма “Дмитрий Донской” (сражение), через проектор на экране высвечивается эпиграф к уроку:
Лучше пасть,
достойно смерть приемля,
Чем позором
жизнь свою сберечь,
Чтобы защитить
родную землю,
Мы готовы в эту землю лечь!
Чувство патриотизма, преданности интересам своего народа и своей Родины у учащихся формируется на примере героических подвигов нашего народа и отдельных героев – Александра Невского, Михаила Ярославича Тверского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Михаила Илларионовича Кутузова, Георгия Константиновича Жукова и многих других.
Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы ученики подводились к осознанию, почему наши предки жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества . Например, при изучении Отечественной войны, можно дать опережающее задание – составить портретную галерею, посвященную героической деятельности партизан. В результате ученики не только воочию запомнят героев войны, но и проникнуться духом гордости за их отважную деятельность.
Чтобы вызвать у школьников резонанс эмоций, нужно соблюдать следующие условия: эмоциональность самого учителя – переживание им самим тех идей, которые он передает учащимся; использование различных средств, направленных на возбуждение интереса к излагаемым знаниям; формирование определенного личностного отношения учащихся, закрепленного гаммой эмоций, к различным явлениям общественной жизни. [4]. В процессе нравственного воспитания происходит раскрытие смысла многих нравственных категорий: добра и зла, равенства, чести и достоинства. Учителю необходимо сообщить учащимся о том, что общечеловеческие нравственные принципы и нормы являются условием человеческого общежития. Важно воспитать у детей и подростков способность самостоятельно моделировать свое поведение [8, с. 286]. Задача историка – способствовать формированию нравственных качеств с помощью своего предмета. При этом учитель должен направлять учеников, вооружать их инструментарием оценки тех или иных событий, в нравственном плане должен апеллировать к лучшим качествам в человеке, опираясь на исторический материал [10]. По мнению многих современных педагогов для того, чтобы повысить нравственную значимость школьного урока можно действовать в 3-х направлениях: через самого педагога, через саму историю и через форму подачи материала. Использование всех направлений в совокупности дает максимальную эффективность в реализации нравственно-воспитательных целей урока .Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон [2]. Так учитель сам должен любить свою Родину и уважительно относиться к окружающим его людям, обсуждать актуальные вопросы, связанные с современными событиями, совершать поездки в культурно-значимые места нашей Родины и т.д.
Воспитание чувств патриотизма и гражданственности продолжается во внеурочной работе и внеклассной работе.
На протяжении нескольких лет в нашем образовательном учреждении велась работа над проектом «История посёлка в лицах, событиях, достижениях». В создании его участвовала вся школа: ученики, педагоги, родители, выпускники. В результате был собран богатый архивный материал. В ходе поисково-исследовательской деятельности была получена информация о семьях, внесших огромный вклад в развитие нашего поселка, о боевом прошлом ветеранов, участниках ВОВ, тружениках тыла, проживающих на территории нашего посёлка.
Результатом являются ряд проектных и творческих работ. Весь этот богатый материал можно и нужно использовать в учебно-воспитательном процессе, поэтому он не должен храниться в «дальнем углу», нужно доступно донести его до будущего поколения: рассказать услышанное нами в ходе поисковой работы, показать найденные и полученные от старожилов предметы и документы музейного назначения.
И мы решили, что в нашей школе необходимо создать собственный школьный музей. Именно он поможет нам сохранить связь поколений, не разорвать ту нить, которая связывает прошлое с настоящим.
Таким образом, уроки истории занимают основополагающее место в осуществлении нравственного и патриотического воспитания школьников, где гражданско-патриотическое воспитание осуществляется на основе объективного изучения исторического прошлого
|