Предмет «Обществознание»
Урок гражданского образования
«Что такое гражданин»
Тип урока: получение знаний на основе
групповой работы учащихся
(с использованием регионального компонента)
Провела: Чепрова О.Ю.
учитель истории
Тип урока:
изучение новых знаний на основе групповой работы учащихся
(с использованием регионального компонента)
Основные содержательные линии урока:
- Что такое «гражданин»
- Гражданские качества личности
- В чём состоит гражданская ответственность человека?
Цели урока:
- добиться усвоения учащимися сущности понятия «гражданин», важнейших гражданских качеств личности;
- воспитание учащихся в духе гражданственности, стремления работать над формированием у себя гражданских качеств;
- формирование навыков коллективной работы.
Основные понятия урока:
Гражданин, гражданственность, гражданские качества личности, гражданская ответственность перед обществом, гражданские идеалы.
Умения и навыки, формируемые на уроке:
- умение определять гражданские качества личности;
- умения и навыки групповой работы, обсуждения проблемы и принятия коллективных решений.
Межкурсовые и межпредметные связи:
Литература Камчатки: гражданские мотивы в творчестве Ю.А. Пшёнкина «На Камчатке берёзы каменные», Н.А.Санеева «Не сотвори себе беду», Н.П.Рыжих «Студёное море», Е.И.Сигарёва, Е.В.Гропянова, Г.Г.Поротова .
Краеведение: гражданские качества известных людей Камчатки разных профессий.
Предметы художественно-эстетического цикла:
Гражданские мотивы в музыкальных произведениях- песня «Наш дом Петропавловск-Камчатский, в живописи.
Оборудование урока:
фотографии памятников Камчатки двадцатого века, Доски почёта заслуженных граждан Петропавловска, памятка «Как работать в группе», раздаточный материал- рабочие листы с перечнем гражданских качеств личности.
Ход урока
Введение в тему и целеполагание.
Учитель объясняет, что одно из самых распространённых понятий современной лексики является понятие «гражданин».
Задание для учащихся: приведите примеры предложений или словосочетаний, включающих слово «гражданин». Какой смысл имеет это понятие в каждом случае?
Как видим, это понятие широко распространено не только в юридической, общественно-политической лексике, но и в обыденной. Оно многозначно.
Формулируя тему урока, учитель отмечает, что его цель- исследовать содержание не всех знаний этого понятия, а лишь тех, которые связаны с качествами человека как гражданина.
Кого мы можем назвать этим ярким и громким словом? Всякий ли человек достоин именоваться гражданином с большой буквы? Если не всякий, то какой? Какими качествами должен обладать истинный гражданин?
«Мозговой штурм»
Задание классу: назовите наиболее значимые качества человека, который , с вашей точки зрения, является гражданином. Предложения учащихся выносятся на доску или лист бумаги, помещённый на доске.
Обсуждение в группах.
Класс делится на три группы. Каждой из групп предлагается обсудить предложенный в ходе «мозгового штурма» перечень качеств гражданина и составить список пяти наиболее значимых из них (5-7 минут)
Работа в группе с рабочими листами.
По завершении работы каждой из групп выдаётся рабочий лист, содержащий перечень качеств, характеризующих гражданина.
Задание: сравните предложенный в рабочем листе перечень гражданских качеств личности с составленным вами списком, обсудите различия.
Дополните перечень гражданских качеств (возможно исключение или замена каких-либо из них). Выделите десять наиболее важных качеств достойного гражданина.
Свой выбор обоснуйте.
По завершении обсуждения (7 минут) каждая из групп представляет результаты своей работы и их обоснование.
Итоги работы в группах.
Учитель подчёркивает, что формирование гражданских качеств личности предполагает осознание каждым человеком своей гражданской ответственности перед обществом. Для усвоения содержания этого качества можно предложить учащимся ознакомиться с памяткой «В чём состоит ваша гражданская ответственность».
ПАМЯТКА
В чём состоит ваша гражданская ответственность
1. Граждане России должны соблюдать законы своего государства.
2. Граждане России должны исполнять свои конституционные обязанности.
3. Граждане России должны принимать участие в голосовании на выборах и референдумах.
4. Граждане России должны проявлять постоянный интерес к деятельности своего правительства.
5. Граждане России должны доводить до сведения своих депутатов и представителей в органах власти своё мнение о ситуации в обществе и его проблемах.
6. Граждане России должны требовать отчёта о работе своих депутатов, а также избранных ими представителей власти.
7. Граждане России должны помогать своему местному сообществу, быть активными его членами.
8. Граждане России должны уважать права других граждан.
Можно предложить учащимся обсудить этот список, дополнить его.
Заключение урока
Целесообразно предложить учащимся, в качестве закрепления изученного материала, кратко сформулировать определение понятия «гражданин».
|