Сегодня: 09.04.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Древние животные родного края

СКАЧАТЬ (104.5 Kb) 16.01.2020, 21:24
ГОРБУНОВА ЛАРИСА ВЛАДИМИРОВНА
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, МБУ ДО ЦВР "ПАРУС" Г.О. САМАРА
План-конспект занятия по краеведению
Горбунова Лариса Владимировна,
педагог дополнительного образования,
МБУ ДО ЦВР «Парус» г.о. Самара

Аннотация: План-конспект занятия по краеведению по теме «Древние животные родного края». Занятие рассчитано на обучающихся 8-9 лет. На занятии применяются современные образовательные технологии, игровые, мультимедийные.
Тема занятия: «Древние животные родного края».
Продолжительность занятия: 80 минут
Участники занятия: дети 8-9 лет, 15 человек
Форма проведения занятия: комбинированное.
Цель занятия: расширение представлений обучающихся по краеведению посредством ознакомления с видами древних животных родного края, выяснения причин гибели одних и выживания других и сравнить современных животных с некоторыми видами древних.
Задачи:
1) образовательная – знакомство с древними животными родного края, подумать над вопросом, почему одни из них вымерли, другие изменились, а третьи остались неизменными. Изучение новых терминов.
2) воспитательная - формирование ответственности за сохранение окружающего нас природного мира; закладка коммуникативных компетенций (умение работать в команде, выражать свою точку зрения);
3) развивающая – расширение познавательных интересов учащихся, кругозора; развитие коммуникативных качеств; тренировка интуиции, эрудиции, логики, моделирование.

Материальное и техническое оснащение занятия: ноутбук, проектор, экран.
Дидактическое обеспечение: компьютерная презентация, раздаточный материал, наглядные пособия для демонстрации .

Применяемые современные образовательные технологии
№ СОТ Способ воплощения в занятии
1. Технология эвристической беседы. Обсуждение предлагаемых педагогом вопросов; стимулирование активности учащихся при усвоении теоретического и практического материала.
2. Игровые технологии Развивающие игра «Найди пару», загадки, кроссворд.
3. Здоровьесберегающие технологии Включение в ход занятия разминки.
4. Мультимедийные технологии Использование мультимедийной презентации.
План занятия
Название этапа Вид деятельности Продолжительность
Организационный этап Приветствие учащихся, обозначение темы занятия(загадки). 10мин
Основной этап Теоретическая часть-проверка и закрепление знаний по пройденной теме; актуальность выбора данной темы (рассказ, показ, презентации).
Физкультминутка.
Практическая часть- игра «Найди пару». Применение нового материала (работа с раздаточным материалом). Проверка выполнения задания. Сравнение животных древнего и современного мира (таблица). Закрепление материала – разгадываем кроссворд.
20 мин

10 мин
30 мин

Заключительный этап Рефлексия, подведение итогов, сбор обратной связи 10мин
Общая продолжительность 80 мин
Ход занятия
Педагог. Добрый день, ребята! Я вам предлагаю загадки и каждая начальная буква отгадки составит слово- понятие. Это и будет темой нашего занятия.
1.Зелёная, но не трава.
Холодная, но не лёд.
Поёт, но не птица-
Вот такая небылица. (Жаба)
2.Надутый, баловень двора,
Он выступает важно.
О красоте его пера
Петух мечтает каждый. ( Индюк)

3. На овчарку он похож
Что ни зуб- то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

4. Ходят модницы за речкой -
кудри белые колечком.
А зимой из их кудряшек
бабушка носочки вяжет.(Овца)

5.Жук-вредитель, с виду – точка,
Портит стебли и листочки:
Сок растения сосёт,
Так к погибели ведёт.
С ним все борются не зря,
Жук-вредитель – это…(Тля)

6.В речке, где-то в глубине,
Может быть, на самом дне,
Под корягой он сидит
И на мир земной глядит…
Мы и молим, и велим,
Но не ловится …(Налим)

7.По деревьям скачет ловко.
Хвост ей лучшая страховка.
Обожает есть бананы
И кататься на лианах.(Обезьяна)

8.Шерсть блестит как шелк моя,
Чистоплотен очень я.
Домом стало мне дупло,
В нем и в холода тепло.
Хвостик мой чуть полосат,
Я красив, пушист, усат. (Енот)

Педагог: Так какое слово у нас получилось – животное. Тема нашего занятия: « Древние животные родного края». Сегодня как никогда перед человечеством встает вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. И от нас с вами зависит, какой станет наша планета в будущем.
По страницам истории животного мира, развитие жизни на Земле началось около 3,5 млрд. лет назад в океане. На территории Самарского края располагалось Акчагыльское море ( 3 млрд. лет назад). Постепенно живые существа заселили и сушу.

1) Чем отличается наша планета от других планет Солнечной системы? (Наличие жизни на Земле).
2) Как подразделяются животные по образу жизни? (На домашних и диких животных).
3) Как делятся животные по способу питания? ( На хищников, и на растительноядных).

Древние животные – это живые существа, которые вымерли по каким- либо естественным причинам до появления человека. Другие из них продолжали существовать и после появления человечества и вымерли уже по нашей вине. Но живут на Земле ещё животные ,которые видели динозавров. Есть и те которые существуют дольше, при этом они практически не изменились за миллионы лет своего существования. Давайте рассмотрим некоторых из них.

Тараканы
Это настоящие старожилы на Земле. Ученые утверждают, что тараканы населяют планету более 340 миллионов лет. Они выносливые, неприхотливые и быстрые — именно это помогло им выжить в самые бурные периоды истории на Земле. Тараканы могут жить некоторое время без головы — ведь оны дышат клетками организма. Они отличные бегуны. Некоторые тараканы за секунду пробегают примерно 75 см. Это очень хороший результат относительно их роста. А об их невероятной выносливости свидетельствует тот факт, что они выдерживают радиационное излучение почти в 13 раз больше, чем человек. Тараканы могут прожить без еды примерно месяц, без воды — неделю. Их самка некоторое время сохраняет семя самца и может оплодотворить себя сама.
Пауки
Пауки живут на Земле более 165 миллионов лет. Самую древнюю паутину нашли в янтаре. Ее возраст становил 100 миллионов лет. Самка паука за один раз может откладывать несколько тысяч яиц — это один из факторов, который помог им прожить до наших дней. У пауков нет костей, их мягкие ткани покрывает твердый экзоскелет. Паутину не смогли сделать искусственно ни в одной лаборатории. А те пауки, которых отправляли в космос, пряли трехмерную паутину. Известно, что некоторые пауки могут доживать и до 30 лет. Самый большой известный паук имеет длину почти 30 см, а самый маленький — полмиллиметра.
Муравьи.
Муравьи — удивительные животные. Считают, что они проживают на нашей планете более 130 миллионов лет, при этом практически не поменяв своего внешнего вида. Муравьи очень умные, сильные и организованные животные. Можно сказать, что у них существует собственная цивилизация. У них во всем есть порядок — они делятся на три касты, каждая из которых занимается своим делом. Муравьи очень хорошо приспосабливаются к обстоятельствам. Их популяция — самая большая на Земле. Чтобы вообразить, насколько их много, представьте, что на одного жителя планеты приходится примерно миллион муравьев. Муравьи еще и долгожители. Иногда матки могут доживать до 20 лет! А еще они потрясающе смышленые — муравьи могут обучать своих собратьев искать еду.

Наутилус
Наутилусы живут на Земле более 500 миллионов лет. Это головоногие моллюски. Самки и самцы отличаются размерами. Раковина наутилусов поделена на камеры. Сам моллюск живет в самой большой камере, а остальные отделения, наполняя или откачивая биогазом, использует как поплавок для погружения на глубину.

Действительно, все эти животные внешне такие же, как и миллионы лет назад, несмотря на то, что климат Земли менялся и из-за этого некоторые животные и растения изменились. А другие приспособились к новым условиям жизни, нашли благоприятные условия и остались такими же, как в эпоху динозавров. И тут уж выигрывает тот, кто оказался лучше приспособленным, неудачники вымирают.
Физкультминутка

Мы растет, растем, растем, растем,
Все о мире узнаем.
Не обидим мы букашки,
Гнезд не разорим у пташки
Муравейник сохраним,
Ручейка не замутим.
Мы деревья сохранили,
Значит, жизнь себе продлили.

Педагог. Если бы древние крупные животные не вымерли, история человечества сложилась по-другому. Скорее всего, нас бы сейчас не было, поскольку мы либо стали обедом свирепого хищника, либо пали жертвой травоядного, но очень большого и умеющего постоять за себя животного. Людей могли спасти лишь большие размеры. При росте 4 метра и весе около 500 кг человек хоть как-то мог постоять за себя, а при габаритах, как у современных людей,- шансов бы никаких не было. . У человека непосвящённого, когда говорят о событиях далёкого прошлого, возникает вопрос. Откуда известны детали образа жизни древних животных? История Земли, ребята, записана в камне. Горные породы ,остатки древних растений и животных могут рассказать о многом. ( показ презентация)

Самые известные древние животные на Земле – мамонты. Этот вид слонов жил на нашей планете около 1,5 миллионов лет назад. Судя по ископаемым останкам, мамонты были крупнее своих современных родственников и тело их покрывала шерсть. Питались мамонты исключительно растительной
пищей и были желанной добычей для первобытных охотников. Почему вымерли мамонты, единого мнения не существует.
И самые загадочные и многочисленные древние животные Земли – это динозавры. Переводится их название, как «ужасные ящеры». 200 миллионов лет они почти повсеместно заселяли земную сушу и загадочно погибли 60 миллионов лет назад. Наиболее вероятная причина исчезновения динозавров – столкновение нашей планеты с астероидом, в результате которой климат Земли изменился губительным для динозавров образом. • Назвать точные цифры, сколько лет жили динозавры, разумеется, невозможно. По мнению ученых, продолжительность их жизни зависела от вида и, соответственно, размера животного. Считается, что растительноядные гиганты жили от двухсот до трехсот лет, а длительность жизни более мелких динозавров-хищников ограничивалась несколькими десятилетиями.
Белемниты - древние моллюски, прятавшие раковину внутри своего тела. Это проворные морские хищники (длина до 25 см),они были похожи на кальмаров.( Белемнон - от греч. «стрела», «летающий снаряд», « дротик»). Белемниты в народе называют « чёртовыми пальцами». Хищники хорошо плавали, имели крупные глаза, роговые челюсти и чернильный мешок. Белемнитов находят часто по берегам рек: Волги, Москвы, Лены.
Аммониты-древние головоногие моллюски, обладавшие очень красивыми, наружными раковина. Своё название получили в честь древнеегипетского божества Амона с закрученными рогами. Хищники охотились на любую добычу, которую могли поймать. Аммониты ближе к современным осьминогам, кальмарам, к белемнитам. Обитали на Земле сотни миллионов лет назад, как и появившиеся в ту пору динозавры, аммониты росли не скупясь. Известны окаменелости, диаметр которых сравним с ростом человека, а то и достигает 2,5 м. Аммониты вымерли вместе с динозаврами, но очень хорошо сохранились. Сегодня окаменелости находят повсюду – даже в Антарктиде. Они похожи на свернувшихся змей, в народе их называют «змеиными камнями», чаще всего попадаются раковины 5-10 см. (Памятник аммониту Загородный парк).
Пещерный лев – представляет собой вымерший ориентировочно 10 тысяч лет тому назад подвид льва. Появился на Земле 300-350 тыс. лет тому назад. Данный подвид пережил несколько ледниковых периодов, а вот почему исчез - неизвестно. Бытует мнение, что основная причина в недостатке корма. Своё название пещерный лев получил вовсе не потому, что выбрал средой своего обитания пещеры. Он там умирал, видимо считая их самым уединённым местом. Жил же могучий зверь в хвойных лесах и на лугах. Следы этого хищника находят даже в приполярных районах. Там ему пищей служили северные олени и, медвежата пещерных медведей. Но кроме них львы охотились на бизонов и молодых либо старых мамонтов. Жили эти звери скорее всего прайдами, как и современные львы. Об этом рассказывают наскальные рисунки. На них изображено много зверей, преследующих одну жертву. В наши дни тигры крупнее, но в то далёкое время пещерные львы были самыми сильными и большими представителями семейства кошачьих.

Халикотерий – древнее животное Земли с лошадиной головой и когтями вместо копыт. Ученые относят его к отряду непарнокопытных. В попытках достать высоко расположенную растительную пищу, халикотерий мог на мощных задних конечностях дотянуться до 5-ти метровой высоты.

Игра “Найди пару»
Педагог. Давайте найдём пару в древнем мире современным животным.
Мамонт – слон
Белемнит – кальмар
Аммонит – осьминог, кальмар
Пещерный лев – лев
Халикотерий – лошадь.
У кого, нет пары? И почему? (у динозавра).

Педагог. Чем же различаются представители древнего и современного мира? Чем похожи? Давайте рассмотрим.
Хищники
Пещерный лев Лев
Внешний облик Длинные кинжаловидные зубы Большая грива
Питание Олени, бизоны, мамонты Зебры
Охота и жизнь Прайд Охотятся в основном самки, живут прайдами
Растительноядные
Мамонт Слон
Внешний
облик Шерсть, огромные бивни Плотная, шершавая шкура без волосяного покрова
Питание Мамонты изогнутыми бивнями доставали из-под снега съедобные растения Молодые побеги деревьев, трава, плоды
Место обитания Среди льдов, в суровом климате Азиатские и африканские слоны в жарком климате

Педагог.Ребята, что бы закрепить знания , я предлагаю вам разгадать кроссворд.

Кроссворд

1ж и з н ь
2п т и ц а
3в о д а
4м а м о н т
5а м м о н и т
6с л о н
7д и н о з а в р ы
8б е л е м н и т

По горизонтали:
1. Главное отличие Земли от других планет? (жизнь).
2. Позвоночное животное с крыльями покрытыми перьями и пухом? (птица).
3. Где зародилась жизнь на нашей планете? (вода).
4. Самое известное древнее животное на Земле? (мамонт).
5. Древний головоногий моллюск, обладавший очень красивой, наружной раковиной?(аммонит).
6. Потомок мамонта? (слон).
7. Как назывались огромные ящеры? (динозавры).
8. Древний моллюск, в народе их прозвали « чёртовыми пальцами»? (белемнит).

Педагог. Что знали? Что для вас новое? Какая информация вас
заинтересовала? (Рефлексия).

Использованная литература:
1. Всемирная энциклопедия: Биология / Гл. ред. М. В. Адамчик : Гл. науч. ред. В. В. Адамчик; Мн.: Современный литератор, 2004-832с.
2. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке. М: Eksmo Edukation, 2007
3. Целлариус А. Ю. Я познаю мир: Детская энциклопедия :Динозавры,-М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001-395с.
4. Интернет ресурс.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: ЛарисаВ
Просмотров: 88 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 09.04.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог