Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Конспект урока «Столкновение политических проектов в истории России первой четверти XX века» для учащихся 9-11 классах

СКАЧАТЬ (20.0 Kb) 15.02.2017, 22:59
Иванов Алексей Николаевич
учитель истории и обществознания, «Межборская основная общеобразовательная школа» Притобольного района Курганской области

Тема урока: «Столкновение политических проектов в истории России первой четверти XX века»

Эпиграф:   «Вам, господа, нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»

                                                                                                                           П.А. Столыпин                  

Цели урока:  Сформировать знания учащихся по теме; содействовать развитию умения находить причины и следствие, умения анализировать политические процессы в стране; воспитывать у учащихся патриотизм и гражданское самосознание.

Тип урока:   Урок повторения.

Вид урока:   Урок-конференция.

Методы, используемые на уроке:

                          по источнику знаний – доклады;

                          по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый, исследовательский;

                          по дидактической цели – метод закрепления знаний.

Оборудование: карта «Российская империя в конце ХIХ-ХХ вв.»;

                          схема «Политическое устройство России»;

                          схема «Выборы в Государственную Думу Российской империи»;

Литература:  

    1. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2003.
    2. Сахаров А.Н. В.П. Дмитриенко. История России XX век. М.: АСТ, 2000.
    3. Шестаков В.А. История России XX - XXI века. М.: Просвещение, 2011.
    4. Анти-Вехи. Интеллигенция в России. М.: Астрель, 2007.

 Ход урока:

I. Организационный этап:

Приветствие. Определение готовности учащихся к учебному занятию. Организация внимания. Раскрытие цели и определение общей цели урока.

II. Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала.

Вводное слово учителя. В политическом развитии Русского мира, Русской цивилизации на протяжении всего ее существования действовали несколько политических проектов, несколько политических сценариев, за которыми стояли те или иные политические силы. Можно выделить по крайней мере три из них: монархический (с опасностью срыва в тиранию), аристократический (с опасностью срыва в олигархию), демократический (с опасностью срыва в охлократию). В начале XX века в условиях становления индустриальной цивилизации к ним добавляется социалистический проект. Рассмотрим эти идеологические парадигмы. Попробуем определить их достоинства и недостатки, а также шансы на реализацию. Слово предоставляется нашим докладчикам.

III. Этап углубленной проверки понимания учащимися изученного материала.

Выступление первого докладчика по теме: Консервативный проект в политической истории России в начале XX века.

Консервативно-охранительный проект представлял собой монархический взгляд на историю России, на ее происхождение, на ее корни. Основателем этого мировоззрения был великий русский историк Н.М. Карамзин. Видным защитником в правящей элите был учитель сразу двух императоров России - К.П. Победоносцев. По мысли русских консерваторов, в основе Русской цивилизации лежит монархия, которая вырастает из сакрального восприятия душой народа власти. В рамках христианского мировоззрения, а большинство русских людей были христиане, власть русского царя - от Бога, только поэтому ей и следует подчиняться, ее следует защищать. Консерваторы-монархисты считали, что у России и русского царя – великая миссия: отстаивать в мире православие, православную истину, православный взгляд на мир, защищать православные народы, отстаивать их независимость. Также Россия должна препятствовать эгалитарному, уравнительному процессу демократизации и культурного смешения. В политическом спектре движений консервативно-охранительные взгляды выражали такие партии как «Союз русского народа» и «Союз Михаила Архангела».

Учитель говорит о приоритетности этого политического проекта для империи, для императора, для правящей элиты. Именно этот проект поддерживался царской властью, продвигался ею в политическом спектре, пропагандировался в печати, внедрялся в сознание масс. Далее учитель дает слово следующему докладчику.

Выступление второго докладчика по теме: Либеральный проект в политической истории России в начале XX века.

Либеральный проект интеллектуально своими корнями уходит к движению декабристов, а организационно к великим реформы XIX века. Либеральное дворянство, работающее в Земствах стремится политически консолидироваться, объединиться и сформировать единую, общую программу преобразований политической структуры России. Мирными средствами оно пытается заявить о себе, предложить свой сценарий будущего страны. Образцом преобразований становится западноевропейская конституционная модель. Это русские западники. Их идеал – правовое государство и конституционная монархия. Лидером русских конституционалистов становится П. Н. Милюков. Партия народной свободы или конституционных демократов стала выражать интересы русской европейски образованной элиты. После знаменитого Манифеста 1905 года создается еще одна либеральная партия – октябристов, объединившая вокруг себя русскую буржуазию. Ее лидером становится А.И. Гучков. Либеральный проект предусматривал эволюцию русской политической системы в сторону европейских правовых норм.

Учитель говорит о приоритетности этого проекта в кругах оппозиционно настроенной интеллигенции, а также в кругах крупного бизнеса. Именно этот проект открывал дорогу к власти мирным эволюционным путем многим думским политикам, создавшим себе авторитет на критике царизма, его экономической и политической деятельности. Учитель предоставляет слово следующему докладчику.

Выступление третьего докладчика по теме: Социалистический проект в политической истории России в начале XX века.

Социалистический проект в политическом развитии России вырос в конце   XIX века из масштабного народнического движения в условиях роста капиталистических отношений, в условиях обострения экономических противоречий индустриального общества. У части демократической интеллигенции вслед за А. И. Герценом и Н.Г. Чернышевским возникает идея прыжка посредством мировой революции из царства тьмы в светлое царство социализма. Революция понимается как насильственная смена старой экономической системы новой, основанной на общественном характере производства, на общественной собственности, на коллективных формах хозяйственной жизни. В России появляются две социалистические партии: партия социалистов-революционеров (ведущая индивидуальный террор против власти), партия социал-демократов (ведущая пропаганду среди рабочих). По мысли лидеров этих партий – В. Чернова, Б. Савинкова, Г. Плеханова, В. Ленина, Ю. Мартова, Л. Троцкого – будущее России связано с мировой социалистической революцией, разрушающей старый государственный аппарат, отменяющей границы, нации, сословия, классы. Россия считалась слабым звеном в цепи мирового империализма. Потому именно в ней можно было осуществить политический переворот, прийти к власти и использовать государственную машину для революционных преобразований.

Учитель говорит о приоритетности этого проекта в среди беднейшей части рабочих и крестьян, а также в среде экстремистски настроенной интеллигенции, стремящейся во что бы то ни стало совершить переворот и прийти к власти. Учитель предоставляет слово следующему докладчику.

Выступление четвертого докладчика по теме: Анализ и оценка вероятности осуществления трех политических проектов в истории России в первой четверти XX века.

В борьбе трех политических проектов за свое осуществление каждый из них имел свои сильные и слабые стороны. Первый отставал от хода исторических событий, второй был оторван от мировоззрения основной массы народа, представлявшего собой крестьян, третий был утопичен и требовал устранения целых сословий и классов. Все зависело от того, какую политику будет вести правящая элита, насколько искусно будет обходить подводные камни мировой политики. Вступление России в мировую войну открыло для трех проектов новые возможности. На первом этапе первый проект значительно усилился. Если бы война закончилась быстро, в течение 3-4 месяцев. Он окончательно бы победил. В условиях продолжения войны, возникновения и нарастания экономических проблем все большее преимущество получал второй проект. В конце концов в феврале 1917 года он реализовался. Если бы война закончилась, Россия стала бы развиваться по либеральному маршруту. Но кризис не разрешился февралем. За политическими свободами не последовали экономические преобразования, что дало возможность реализовать третий проект – социалистический. Именно ему суждено было стать победителем в великой битве идеологий, организовать общество, ответить на мировые вызовы современности.

Учитель говорит о быстром росте революционности населения в условиях его маргинализации и люмпенизации. Здесь мог победить лишь тот, кто предлагал более популистскую программу действий, не брезговал обманом масс, использовал насилие, как средство достижения своих целей. Далее учитель переходит к следующему этапу урока.

IV. Этап обобщения и систематизации знаний, закрепление знаний и способов деятельности.

Вопросы классу на закрепление:

  1. Почему Россия долгое время не выходила на демократические рельсы развития?
  2. Объяснить эпиграф урока, к какому из трех политических проектов можно отнести П.А. Столыпина?
  3. Какой из политических проектов восторжествовал бы в мирное время?
  4. Какие из политических проектов возникли из развития самой России, а какие пришли из Западной Европы?
  5. Какие сословия, классы, группы, элиты стоят за тремя политическими проектами?
  6. Какая из партий Российской империи предлагала для страны наиболее реалистичный путь?
  7. Для каких политических проектов духовной ценностью являлась сама Россия, ее самодостаточность, ее особенность?
  8. Существует ли в истории свобода выбора или в ней действует железная необходимость?
  9. Смоделируйте иной ход событий в точке февральской революции.

V. Этап контроля.

Проводится самооценка знаний учащимися.

Домашнее задание – на выбор эссе по следующим темам:

  1. Политические взгляды К. Победоносцева.
  2. Н. Милюков как политический лидер.
  3. В. Ленин – реалист или популист?


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: redaktor | Теги: конспект урока, История, конспект урока по истории
Просмотров: 1198 | Загрузок: 17 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог