Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Методическая разработка интегрированного урока «Человек как биосоциальное существо» для студентов 2 курса (16 лет)

СКАЧАТЬ (91.0 Kb) 02.07.2014, 14:29
Кулиева Евгения Евгеньевна
Преподаватель истории, обществознания и права, ГАОУ СПО «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»
Кулиева Евгения Евгеньевна
Преподаватель истории и обществознания
Черткова Нина Ивановна
Преподаватель химии и биологии
ГАОУ СПО «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»

Методическая разработка интегрированного урока по теме «Человек как биосоциальное существо» для студентов 2 курса (16 лет)

Цели урока:

1. Обучающая - на основе учебного материала двух предметов раскрыть социальную
и биологическую сущность человека, показать его отличия от
животных.
2. Развивающая - продолжить развитие навыков логического мышления, анализа,
умения делать выводы.

3.Воспитательная - способствовать формированию у студентов целостной картины мира
на основе диалога двух наук.

Методическая цель - формирование научного мировоззрения на основе применения
передовых педагогических технологий.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технология: проблемная, развивающая, информационно- компьютерная

Форма урока: диалог двух наук

Межпредметные связи: биология, обществознание

Материально-техническое
обеспечение:

1. Иллюстрации и рисунки.
2. Мультимедийный проектор и экран.
3. Интерактивная игра «Стань самим собой».
4. Логические задания на закрепление нового материала.
5. Два эпиграфа к теме урока.


С Т Р У К Т У Р А У Р О К А:


Вступительное слово преподавателя:
приветствие, мотивация учебной деятельности через
осознание учащимися значимости получаемых знаний,
сообщение темы урока, постановка целей и задач урока,
информация о форме проведения урока.

2 мин.
Организация деятельности учащихся по изучению нового материала:
1. Происхождение человека и его биологическая
сущность.
2. Социальная сущность человека.
3. Мышление и речь.
4. Как человек себя реализует?
30 мин.
Интерактивная игра «Стань самим собой». 5 мин.
Закрепление материала. 6 мин.
Подведение итогов урока и заключительное слово преподавателя.
2 мин.


Х О Д У Р О К А

«Человек – это двуногое животное без перьев»
Платон

« Человек без ног все же остается человеком,
а петух без перьев человеком не становится»
Б. Паскаль
Ⅰ. Вступительное слово преподавателя.

Сегодня мы проводим интегрированный урок по теме «Человек как биосоциальное существо».
Наш урок будет построен в форме диалога двух наук – биологии и обществознания, потому что каждая из них рассматривает вопрос о сущности человека, его отличие от животных. Объединив эти сведения, мы можем получить полную информацию по данной теме урока.
В качестве эпиграфа к нашему уроку мы взяли следующие высказывания великих людей.
( на экране появляются два эпиграфа)
Как видите, они отличаются по смыслу. Наша задача состоит в том, чтобы ответить на вопрос: что такое человек? Какой эпиграф более точно отражает сущность человека?
Ⅱ. Организация деятельности учащихся по изучению нового материала.
Давайте послушаем, как биология отвечает на этот вопрос, и предоставим слово преподавателю биологии.

1. Теории о происхождении человека и его биологическая сущность
Преподаватель биологии
Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос: откуда мы взялись?
Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует. Существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновение человека на Земле.
Вопрос: Какие вы знаете теории о происхождении человека?
(о сотворении человека богом, о космических пришельцах)

В настоящее время наиболее известны следующие теории:
1. Теория творения (креационизм)
2. Теория внешнего вмешательства.
3. Эволюционная теория.
(слайд на экране)

Теория творения утверждает, что человек сотворен Богом из небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди – Адам и Ева – были сотворены из глины.
( на экране слайд «Адам и Ева»)
Теория внешнего вмешательства говорит о том, что появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Земле в доисторическое время.
( на экране слайд)
Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.
Эволюционная теория имеет обширный набор разнообразных доказательств – археологических, генетических, культурных и других.
Колыбелью человечества является Северо-Восточная Африка.
Согласно этой теории основные стадии эволюции человека следующие:
1. Австралопитек (слайд)
2. Питекантроп – представитель древнейших людей (слайд)
3. Неандерталец – представитель древних людей (слайд)
4. Кроманьонец – представитель первых современных людей (слайд)
5. Homo sapiens - человек разумный (слайд)

Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало освобождение передних конечностей и возникновение прямохождения. Свободные верхние конечности дали возможность использовать палки, камни, а потом изготавливать первые орудия труда. (слайд)
Развивался и увеличивался мозг.
Итак, человек – это творение природы. Он имеет биологические потребности: дышать, спать, питаться. Наше тело, мозг принадлежат природе. Следовательно, человек – существо биологическое.
Это проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании многих процессов в его организме.

2. Социальная сущность человека
Преподаватель обществознания
Еще великие мыслители прошлого пришли к выводу, что человек – это существо социальное, что в переводе с латинского означает общественное.
Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе, в семье, где его учат жить, дают ему необходимые навыки и знания об окружающем мире.
Вопрос: Вы, вероятно, слышали о детях, которые выросли среди животных. Что вы можете сказать о них?
(Они не умеют ходить, не говорят, и издают звуки, как животные)

Действительно, эти дети, выросшие среди зверей, не умеют ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться разными предметами. Они не способны мыслить как люди. Среди людей они вели себя как пойманные животные.
Важнейшим условием превращения животного предка в человека стал коллективный труд.
Вопрос: Что заставляло первобытных людей объединяться и вместе трудиться?
(Сложные природные условия, охота на крупных зверей, поиск жилищ и др.)
( показ слайда)
В процессе общения у людей стали формироваться новые человеческие качества - мышление и речь.

3. Мышление и речь.
( показ слайда на экране)
Способность мыслить развивалась вместе с развитием мозга. Благодаря мышлению, человек не просто приспосабливается к природным условиям, как животное, а преобразует мир. Он создает то, что природа не производит. В первую очередь, он создает орудия труда, которые ему необходимы для обеспечения жизнедеятельности.
Но вначале он думает, представляет себе, какую цель он хочет достичь, а потом будет трудиться, чтобы воплотить задуманное.
Животные тоже создают нечто новое, но в чем их отличие от человека?
Подумайте над вопросом.
Вопрос: Паук плетет паутину – сеть, чтобы добыть себе пищу. Человек добывает рыбу с помощью рыболовной сети. В чем отличие между ними?
Ответ: У паука срабатывает врожденный инстинкт, но ничего другого он делать не может. А человек сначала обдумывает свои действия, а потом делает.
Вопрос: Тогда что можно сказать о деятельности человека?
Ответ: Деятельность человека имеет целенаправленный характер: сначала он создает нечто новое в мыслях, а потом реализует задуманное на практике.

Вопрос: С чем связано появление речи?
Ответ: Люди хотели рассказать друг другу о чем-то новом, что узнали или увидели, чему научились. Сначала это были какие-то жесты, звуки, а потом появились первые слова, т.е. язык.
Таким образом, потребность людей в общении, коллективный труд привели к появлению языка. Постепенно развивалась человеческая речь, которая помогала обмениваться информацией, передавать накопленные знания детям.
Между мышлением и языком существует тесная связь, их невозможно отделить друг от друга.

4. Как человек себя реализует?
Способности и дарования каждого человека развиваются и реализуются в процессе деятельности.
Различают следующие виды деятельности:
1. Игровая деятельность

Вопрос: Что вы понимаете под игровой деятельностью?
Ответ: Дети, когда играют, повторяют действия старших и тем самым приобретают первый опыт человеческой деятельности. Игра учит их думать, ставить цели, искать средства достижения этих целей.

2. Учебная деятельность

Вопрос: Каково значение учебной деятельности?
Ответ: В процессе учебы дети приобретают необходимые знания, навыки и умения, развиваются дальше мышление и речь, раскрываются творческие способности детей, приобретается профессия.

3. Трудовая деятельность

Вопрос: Какова роль трудовой деятельности в жизни человека?
Ответ: Она составляет основу жизни общества, здесь создаются все материальные блага, необходимые для жизни человека.
Вопрос: А какие виды трудовой деятельности вы можете назвать?
Ответ: Трудовая деятельность бывает производственная, государственная, военная, политическая, интеллектуальная и др.
Итак, в деятельности человек преобразует окружающий мир, преодолевает трудности, добивается поставленных задач.

Интерактивная игра «Стань самим собой»
Для того, чтобы более наглядно представить то, о чем мы говорили, я предлагаю вам сыграть в игру «Стать самим собой».
( на экране игра)
На основании данной игры мы еще раз убедились в том, что в процессе своего развития человек не только научился делать необходимые ему орудия труда, действовать в различных ситуациях, но и передавать полученные знания другим людям.

Закрепление материала.
Преподаватель: Мы закончили рассмотрение новой темы, и теперь я хочу вам задать вопросы.
В чем заключается сущность человека?
( Человек - это биологическое существо, но он также и социальное существо)
А что его отличает от животных?
( Он владеет мышлением и речью, он умеет делать орудия труда).
Я прошу вас открыть конспекты и записать главные выводы по теме нашего урока.

1. Человек – биосоциальное существо. Он является частью живой природы, но резко выделяется среди всех живых организмов на Земле.
2. Его становление и развитие неразрывно связано с обществом, в котором он живет.
В этом заключается его общественная или социальная сущность.
3. В отличие от других живых существ человек способен производить и использовать орудия труда, обладает мышлением и речью, способен к целенаправленной деятельности.

Для того, чтобы узнать, насколько вы уяснили данную тему, я предлагаю вам выполнить три логических задания (студентам раздают листы с заданием)

Логические задания:

Задание 1. Установите соответствие между данными понятиями и определениями:

Биосоциальное в человек становится человеком, лишь
человеке вступая в общественные отношения,
в общении с другими людьми

Социальное в анатомические и физиологические
человеке качества человека

Биологическое в единство анатомического, физио-
человеке логического и общественного

Задание 2. Выберите процессы, относящиеся к деятельности человека и подчеркните:

а/ изготовление стола;
б/ сон;
в/ приготовление варенья;
г/ сбор ягод;
д/ обрывание ветвей у дерева.

Задание 3. Укажите правильное определение понятия «деятельность» и подчеркните:

а/ изменение природы через воздействие;
б/ целенаправленнее преобразование мира;
в/ преобразование объектов с целью создания нового объекта, которого нет в
природе

Вы должны подписать свою работу, сдать, а потом мы вместе определим, какие ответы правильные.
(После того, как студенты сдали работы, на экране появляются задания с правильными ответами).
Теперь вы можете сами проверить, как вы справились с заданием.

Подведение итогов урока и заключительное слово преподавателя

Мы закончили наш интегрированный урок. Но давайте вернемся к эпиграфам. Какой же из них более точно отражает сущность человека? Конечно, второй, потому что человек отличается от животных мышлением, речью, способностью к труду. И даже без ног он будет оставаться человеком.
Я благодарю вас за активное участие и надеюсь, что урок вам понравился.


Список литературы
1. Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2012.
2. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.
3 .Учебник «Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень». Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. – М., 2013.
4. Мультимедийное учебное пособие по курсу «Обществознание»- ЗАО «Новый диск», 2004.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: kulieva19
Просмотров: 6329 | Загрузок: 429 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог