Сегодня: 26.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Урок права "Назначение наказания. Смягчающие и отягчающие обстоятельства" 11 класс

24.07.2014, 12:34
Пономарева Ирина Ивановна
учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ с УИОП №5 г. Котельнич Кировской области
Урок права в 11 классе.
Назначение наказания. Смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Автор: Пономарева Ирина Ивановна,
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ с УИОП № 5 г. Котельнича Кировской области

Цели:
• показать, что уголовное право стоит на страже законных интересов граждан;
• расширить знания об обстоятельствах, смягчающих и отягчающих наказание;
• узнать предусмотренные законом случаи освобождения от уголовной ответственности;
Продолжить развитие умения уч-ся:
• работать с правовым источником
• формулировать свое мнение
• анализировать юридически значимые ситуации.

Объявление темы и цели урока.
Черная роба, руки назад, стриженая голова опущена… человек идет по длинному мрачному коридору в сопровождении охранника. Открываются и тут же закрываются зарешеченные двери. Звенят ключи. Это тюрьма. Сюда попадают те, кто преступил уголовный закон. Для человека в робе наступила та самая ответственность. Он будет отбывать наказание.

Проверка знаний.
• На доске записать – виды наказаний по УК РФ
1 – основные виды
2 - основные и дополнительные, только дополнительные
• Мы вместе вспоминаем вопрос – стадии совершения преступления
Пары получают задачки: решить и занять соответствующее место на шкале мнений:
Приготовление – покушение – добровольный отказ от совершения – оконченное преступление.

1. Квартирный вор Тонкий, собрав все драгоценности в чужой квартире, сел передохнуть в кресло. Неожиданно на его голову упал портрет Льва Толстого, который не один десяток лет спокойно висел над креслом. Вор, очнувшись от шока, шатаясь, с сильнейшей головной болью, оставив краденое, еле вышел из квартиры. На лестничной площадке он был задержан жильцами. Можно ли сказать, что Тонкий добровольно отказался от доведения преступления до конца? На какой стадии совершения преступления находился Тонкий? (покушение)
2. Калмыков, желая угнать автомобиль, взял отмычку и, дождавшись темноты, хотел открывать облюбованную машину. Отмычки в кармане не оказалось. Калмыков, решив, что это не судьба, вернулся домой. (добровольный отказ, человек сам, по своему решению прекращает преступные действия; мотив отказа значения не имеет, отказ окончательный)
3. Смыков, желая угнать автомобиль, приготовил отмычку и, дождавшись темноты, открыл машину, завел ее и хотел уже поехать, как увидел, что дорогу перебежала черная кошка. Смыков решил, что это плохой знак, и отказался довести преступление до конца. (добровольный отказ, но в действиях уже есть состав преступления - покушение)
4. Вера получила от двух знакомых крупную сумму денег якобы для покупки им ювелирных изделий, после чего скрылась. (оконченное преступление)
5. Петров испытывал острую нехватку денег, и у него возникла мысль похитить крупную сумму из Сбербанка. С этой целью он разработал план совершения преступления, изучил режим работы и смен охраны Сбербанка, изготовил и подобрал необходимые инструменты для проникновения в помещение банка. Однако в момент «разведки на местности» Петров был задержан с чертежом здания сотрудником милиции. (приготовление)
? Кто из действующих лиц не будет привлечен к уголовной ответственности? (Калмыков)

Проверка задания на доске
? Какие виды наказаний могут применяться в качестве основных?…основных и дополнительных?… только дополнительных?
1- с какими целями применяется наказание?
2- Какая мера наказания временно не применяется в России?

А сейчас переходим к вопросам сегодняшнего урока:
I - Смягчающие и отягчающие обстоятельства.
II - случаи освобождения от уголовной ответственности;

Внимание – ситуация

«Дубов, будучи в состоянии алкогольного опьянения, зашел в кафе и начал там шуметь. Когда его попросили выйти, он, подбежав к буфетной стойке, разбил несколько бутылок и фужеров. Затем нецензурно оскорбил администратора и, сорвал висевшее на стене зеркало. Он был задержан прибывшим нарядом милиции. На следующий день Дубов добровольно явился в кафе, полностью возместил причиненный ущерб. Извинился перед администратором и другими работниками кафе.
Можно ли Дубова привлечь к уголовной ответственности?
Можно ли Дубова освободить от уголовной ответственности? На каком основании? На этот вопрос мы попробуем ответить через несколько минут.

I. При назначении наказания лицу, совершившему преступление, суд находится перед выбором: какое наказание заслуживает виновный. Чем же руководствуется судья? Закон предписывает суду при назначении наказания учитывать обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказание. В 7 классе на уроках обществознания мы знакомились с этим вопросом. Давайте проверим, как вы помните его.

Сигнальные карточки смягчающие обстоятельства – зеленые, отягчающие обстоятельства – красные:
o Совершение преступления впервые
o Совершение преступления под влиянием угрозы
o Совершение преступления организованной группой
o Совершение преступления из корыстных побуждений
o Совершение преступления с особой жестокостью
o Совершение преступления вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств
o Совершение преступления в состоянии опьянения
o Оговор заведомо невинного лица
o Чистосердечное раскаяние, явка с повинной
o Совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти
o Совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды
o Совершение преступления в условиях стихийного бедствия, чрезвычайного положения
o Несовершеннолетие виновного

А сейчас дополняем этот список, используя ст. 61 и 63 УК РФ.
Зачитать, что нового узнали.
Поработаем авторами детективов:
2-3 предложениями смоделировать ситуации, в которых преступления совершены при смягчающих или отягчающих обстоятельствах:
- кража
- хулиганство
- мошенничество

Дело «СОЛОВЬЕВА И КО,»
Обвинители – найти отягчающие обстоятельства
Адвокаты – найти смягчающие обстоятельства

II.Уголовный закон предусматривает случаи, когда лицо хотя и совершило преступление, но в силу тех или иных обстоятельств может быть освобождено от уголовной ответственности.
Знакомимся с главой 11 УК РФ ст. 75 п.1, ст.76, ст.77, ст. 78 п.1
Записываем в тетрадь

1.Примирение обвиняемого с потерпевшим либо деятельное раскаяние (то есть явка с повинной, помощь в раскрытии преступления и розыске имущества, возмещение вреда, медицинская и иная помощь потерпевшему, иные способы заглаживания вреда от преступления) - все это может послужить основанием для освобождения от уголовной ответственности при совершении преступления небольшой или средней тяжести (ст. 75, 76 УК РФ и ст. 25, 28 УПК РФ).

2.Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности:
А) 2 года после совершения преступления небольшой тяжести
Б) 6 лет после совершения преступления средней тяжести
В) 10 лет после совершения тяжкого преступления
Г) 15 лет после совершения особо тяжкого преступления (ст. 78 п. 1 УК РФ)

3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки это лицо или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными.( кроме тяжких и особо тяжких)

Давайте теперь ответим на вопрос Можно ли Дубова освободить от уголовной ответственности? На каком основании?
Задачи:
1. Никонов в 1989 г. незаконно приобрел пистолет и хранил его у себя дома. Через11 лет работники милиции обнаружили и изъяли у него оружие. К этому времени Никонов окончил ВУЗ, защитил диссертацию и работал главным врачом крупной клинической больницы. По работе он характеризовался только положительно, был женат и имел на иждивении двоих малолетних детей.
Имеются ли основания для постановки вопроса об освобождении Никонова от уголовной ответственности? Если да, то на основании какой статьи? (ст. 77 лицо и совершенное им деяние перестали быть общественно опасными)

2. Друганов в течение длительного времени злостно уклонялся от уплаты средств на содержание своего малолетнего сына. В феврале 1999 г. ребенок умер, а в марте 2001 г. в отношении Друганова было возбуждено уголовное дело за неуплату алиментов по ч. 1 ст. 157 УК. (преступление небольшой тяжести)
Оцените данное решение. Имеются ли основания для освобождения Друганова от уголовной ответственности? (истечение сроков давности)

Раскрывая причины преступности, мы говорили, что они лежат не только в личности человека. Но и в социальной среде. В последнее время все большее количество преступлений порождают безработица, низкий материальный уровень многих семей. Поэтому общество должно внимательно относиться к социальным причинам преступности и гуманно поступать с теми, кого на путь преступления толкнули особые обстоятельства. В этом и могут помочь положения УК, связанные с освобождением от
уголовной ответственности и смягчением наказания.
Закон дает возможность потерпевшим понять виновного и пойти ему на встречу.

Решение казуса.

– Стойте! Стойте! Помогите нам преступников догнать! Они наши велики угнали! Вон они удирают!
- Быстро забирайтесь в машину! - я вдавил газ, и мы рванули в погоню.
Один светофор нам удалось проскочить, но следующий перекресток задержал нас надолго. Велосипедисты скрылись. След был упущен…
Через пару дней мои новые знакомые - Дима и Илья - пришли ко мне, чтобы поблагодарить за оказанную им помощь, а также предупредить, что меня могут вызвать как свидетеля на допрос к следователю. За чашкой чая зашел разговор и о том, какие действия собираются сейчас предпринять ребята. Дима все еще был сильно расстроен – 24-х скоростной «горный» велосипед марки Schwin Frontier ему недавно подарили на день рождения. Илья выглядел более оживленным, может быть потому, что ему «повезло» больше – его старый «Школьник» уже разваливался.
Через несколько дней виновные в хищении велосипедов были задержаны.

-Внимание вопрос: Какое наказание, по-вашему мнению, суд должен вынести Алексею?
Выскажите ответ, встав рядом с одним из вариантов у шкалы мнений:
Очень суровое – суровое - мягкое – освободить от ответственности

- Адвокат Алексея, одного из виновных, сумел выяснить обстоятельства, которые привели юношу на путь преступления.

У Лехи, которому лишь 17 лет, заболела раком мама. Можно себе представить его потрясение. Отец пил, и давно уже бросил семью. На операцию и лечение нужны были деньги. Все что могли, продали. Леха стал подрабатывать случайными заработками. Ну, ему один знакомый - Макс предложил поработать на рынке продавцом подержанных велосипедов, а потом предложил вступить «в долю» - красть велосипеды у сынков «новых русских». Леха сначала даже работу на рынке бросил, узнав, что ввязался в мокрое дело. Но потом пришлось согласиться - оказались срочно нужны деньги на дорогое лекарство для мамы. Вот так Дима и Илья лишились своих велосипедов.

Выделите отягчающие и смягчающие обстоятельства в данной ситуации.

Как бы поступили вы на месте потерпевших, если бы узнали об истинных причинах совершения этого преступления?
Снова занять место у шкалы мнений. Объяснить, почему ваше мнение изменилось (не изменилось)?

- Конечно, в данном случае прекращение уголовного преследования не грозит, - слишком много отягчающих обстоятельств: совершение хищения группой лиц, по предварительному сговору, причинение значительного ущерба, пособничество - продажа краденого. Но Алексею поможет его признание, деятельное раскаяние, помощь следствию, возмещение вреда и примирение с потерпевшими – этот тот путь, который, возможно позволит избежать сурового наказания. Ведь есть и смягчающие обстоятельства – несовершеннолетний возраст, совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств, по благородному мотиву…

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ Если вы – потерпевший, то вот ваши пять шагов:
 Прежде всего, если можете, совершите внутренний поступок - постарайтесь простить обвиняемому, как это ни трудно, и на зло постарайтесь ответить добром.
 Посоветуйтесь с адвокатом.
 Вместе с адвокатом просите встреч со следователем и обвиняемым, предложите им варианты заглаживания вреда и примирения, может быть это впервые заставит обвиняемого почувствовать себя человеком.
 Далее постарайтесь убедиться, что человек искренне раскаивается, готов помочь, предпринимает реальные действия по возмещению вреда (возможно также заключение нотариального договора с обвиняемым о порядке возмещения вреда с поручительством заслуживающего доверия человека). Кроме того, добровольное возмещение вреда всегда более реально исполнимо, чем возмещение вреда по судебному решению в виде многолетних крохотных отчислений с заработка заключенного.
 И лишь после этого пишите ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон.

А сейчас давайте подумаем, что нового вы узнали на уроке и продолжим уже известную нам фразу: «Я думал, что…, а оказалось…»
Подведение итогов, объявление оценок.
Положить жетоны того цвета, который характеризует ваше отношение к уроку.

Красный цвет – я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я много, с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось на уроке и что делалось на уроке.
Желтый цвет – урок был интересный и я принял в нем активное участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал. Я сумел выполнить все задания, мне было достаточно комфортно
Зеленый цвет – пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не очень нужно. Домашнее задание я не понял. К ответу на уроке я был не готов.

Урок окончен. Всем спасибо!

Список источников:
1. Уголовный кодекс РФ. Издательство: Проспект, 2014 г.
2. Учебник: Право. Основы правовой культуры. 11 кл. в 2-х частях Е. А. Певцова. М. «Русское слово» 2006
3. «Живое право». Методические материалы для преподавателя. Санкт-петербургский институт права имени Принца П. Г. Ольденбургского. 2002 г.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: poni10
Просмотров: 5129 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог