Сегодня: 27.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Разработка урока-характеристики «Александр Невский как личность, полководец и политический деятель» для студентов 1 курса (15-16 лет)

СКАЧАТЬ (107.5 Kb) 25.05.2014, 14:02
Кулиева Евгения Евгеньевна
Преподаватель истории и обществознания, ГАОУ СПО «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»
Преподаватель истории и обществознания
Кулиева Евгения Евгеньевна
ГАОУ СПО «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»

Разработка урока-характеристики
«Александр Невский как личность, полководец и политический деятель»
для студентов 1 курса (15-16 лет)
Цели урока:
1. Обучающая - рассмотреть яркую личность А.Невского как талантливого полководца и
и дальновидного политика с использованием исторической литературы.

2. Развивающая - стимулировать самостоятельную мыслительную деятельность студентов,
формировать навыки дискуссии, работы с различными источниками.

3. Воспитательная – продолжить воспитание уважения к историческому прошлому, героичес-
ким делам наших предков, побуждать обучающихся принимать участие
в возрождении величия и славы России.

Методическая цель: формирование у студентов чувств гражданственности и патриотизма через активные формы обучения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний на основе имеющихся.
Форма урока: урок-характеристика

Материально-техническое
обеспечение: 1. Эпиграф «Кто с мечом к нам придет, от него и
погибнет».
2. Сообщения студентов.
3. Стихотворение К.Симонова «Ледовое побоище».
4. Схемы сражений: «Невская битва», «Ледовое побоище».
5. Иллюстрации к теме урока.
6. Мультимедийный проектор и экран.
7. Выставка рисунков студентов.

Ход урока
Вступительное слово преподавателя:

В начале нашего урока я предлагаю вам прослушать стихотворение К.Симонова:
( учащийся читает стихотворение)

Вот впереди, по звонким льдинам, Подняв мечи из русской стали,
Гремя тяжелой чешуей, Нагнув копейные древки,
Ливонцы едут грозным клином - Из леса с криком вылетали
Свиной железной головой. Новогородские полки.

Был первый натиск немцев страшен. По льду летели с лязгом, с громом,
В пехоту русскую углом К мохнатым гривам наклонясь,
Двумя рядами конных башен И первым на коне огромном
Они врубались напролом. В немецкий строй врубился князь.

Уже смешались люди, кони, И, отступая перед князем,
Мечи, секиры, топоры, Бросая копья и щиты,
А князь по-прежнему спокойно С коней валились немцы наземь,
Следил за битвою с горы. Воздев железные персты.

И, только выждав, чтоб ливонцы, Стоял суровый беспорядок
Смешав ряды, втянулись в бой, Железа, крови и воды.
Он, полыхнув мечом на солнце, На месте рыцарских отрядов
Повел дружину за собой. Легли кровавые следы.

Преподаватель: О каком князе и каком сражении говорится в этом стихотворении?
Ответ: об известном полководце Александре Невском и сражении с немецкими рыцарями-крестоносцами.
Преподаватель: Вы правы. Александр Невский является героем нашего сегодняшнего урока.
(на экране появляется тема урока)
Наша задача - рассмотреть яркую личность Невского как талантливого полководца, дальновидного политика и дипломата, определить его вклад в российскую историю и выразить личное отношение к его деятельности.
В ходе урока мы выслушаем сообщения по отдельным вопросам темы, а также познакомимся с мнением специалистов, которые согласились принять участие в нашей работе: это работник исторического архива, военный историк, политолог и экскурсовод исторического музея.

1 вопрос. Жизнеописание А.Невского.

Преподаватель: О жизни Александра Невского сохранилось очень мало сведений, но даже такие скупые сведения позволяют воссоздать облик этого выдающегося человека. Предлагаю вам послушать сообщения о детстве и юности князя Александра, взятые из «Жития Святого Александра».

Сообщение студента:
Александр родился 30 мая 1219 года в родовом уделе своего отца князя Ярослава Всеволодовича – Переяславле-Залесском.
Прямые сведения о детстве Александра очень скудны. Но летописные сведения восстанавливают обстановку его детства.
До трех лет Александр, как и все княжеские дети его времени, жил в тереме, при матери. В три года отец впервые посадил его на коня. С этого дня он был взят из терема матери и сдан на попечение дядьке – ближнему боярину.
Началось воспитание маленького княжича, которое заключало в себе две стороны: обучение грамоте и письму по Библии и развитие силы, ловкости и храбрости. Княжича брали на охоту. Со своего коня он видел облавы на лосей и оленей. Потом, когда он подрастал, его приучали поднимать с рогатиной медведя из чащи. Это была опасная охота. Молодые князья рано узнавали жизнь со всей ее суровостью и грубостью. Иногда уже шестилетних княжичей брали в военный поход. Поэтому для них с молодых лет, наряду с играми, тишиной церковной жизни и терема, были знакомы война, кровь и убийство.
Житие указывает на способности Александра. Он быстро научился читать и писать, пристрастился к чтению и целыми часами просиживал над книгами. Он был силен, ловок и красив. Поэтому во всех играх, на лове, а потом и на войне он был всегда первым, как и за чтением Библии.

Сообщение 2 учащегося
Но эти детские годы в Переяславле были очень краткими. Александру рано пришлось выйти в жизнь. Причиной этому послужил переезд его вместе с отцом из Переяславля в Новгород.
Княжение Ярослава в Новгороде было неспокойным. В первый же год по своём приезде он пошёл походом на Чудь. С тех пор летопись пестрит рассказами о его походах на Литву, на Емь и на Чудь против врагов, со всех сторон наседавших на новгородские земли. В 1228 году князь Ярослав окончательно поссорился с Новгородом и ушел в Переяславль. Он оставил в Новгороде двух малолетних сыновей Федора и Александра. После смерти своего брата Александр был посажен на новгородское княжение, а в 1239 году женился на полоцкой княжне.
В первые годы своего княжения ему пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголы-татары.
Русский историк Н.Карамзин пишет: «Один Новгород остался цел и невредим, благословляя милость небесную и счастие своего юного князя, Александра Ярославовича, одаренного необыкновенным разумом, мужеством, красотою величественною и крепкими мышцами. Народ смотрел на него с любовью и почтением; приятный голос князя гремел как труба на вече. Он велел укрепить берега реки Шелони, чтобы защитить Новгородские земли от внезапных нападений, и старался окружить себя витязями храбрыми, предвидя, что мир не мог быть продолжительным».

Преподаватель: Мы с вами прослушали сообщения о детстве и юношестве. Каким вы представляете молодого князя Александра?
Ответы: Князь Александр был умным, одаренным ребенком. Рано научился читать и писать, знал хорошо Библию.
Александр уже в детстве отличался силой, выносливостью, храбростью, а со временем становится умным правителем Новгорода. Его уважали жители города.
Преподаватель: А что может добавить к этому работник исторического музея?
Работник исторического музея:
Прежде всего, я согласен с выступающими, что мало сохранилось сведений о жизни князя Александра. Но даже на основании того, что осталось, можно выделить следующее. Александр обладал такими интеллектуальными качествами, как прекрасная память, быстрый ум, природная любознательность. Он знал наизусть текст Библии, читал летописи на греческом языке, интересовался делами великих предков из рода Рюриковичей, знал законы «Русской Правды» Ярослава Мудрого.
Он обладал такими нравственными ценностями, как глубокий патриотизм, ощущение земли как наивысшей ценности, забота о благополучии своих подданных, свободолюбие, природная осторожность, личное мужество, умение владеть собой, твердость духа, кипучая энергия.

2 вопрос. Александр Невский как полководец.

Преподаватель:
Суровая жизнь выковала в Александре самый нужный в ту пору талант – талант полководца.
Русская пословица гласит: «Пришла беда – отворяй ворота». Страна была разорена нашествием монголо-татарского войска хана Батыя, а с запада немецкие и шведские рыцари с благословления римского папы готовили крестовый поход на Новгородские земли с целью насадить там католичество. Казалось, что страна неспособна более к сопротивлению. Как же разворачивались события?

Сообщение 1 студента «Невская битва»:
По сообщениям летописи, в 1240 году шведы пришли «в силе великой на кораблях» во главе с князем и епископом Биргером. Шведские феодалы решили завладеть Ладогой и устьем Невы. В этом случае для русских земель был бы закрыт доступ в Балтийское море.
Шведские корабли, двигаясь по Неве, дошли до ее притока Ижоры. Шведы направили послов в Новгород к князю Александру со словами: «Если можешь противиться мне, королю, то вот я уже здесь и пленю землю твою».
Над Новгородом нависла серьезная опасность. Александр действовал быстро и решительно. Он собрал «малую дружину» и двинулся в поход, по дороге его рать пополнилась местным ополчением. Между тем, по поручению А.Невского, за действиями шведов постоянно наблюдал старейшина Ижорской земли Пелгусий. Он разузнал, какова «ратная сила» шведов и где находятся ее станы.
Часть шведских войск еще находилась на кораблях, часть высадилась на берег и разбила там лагерь. Для предводителя шведского войска был воздвигнут «златоверхий шатер».
Шведы не ожидали столь быстрого приближения противника. Невский знал, что силы противника намного превосходили его войско. Он говорил: «Не в силе Бог, а в правде».

Сообщение 2 студента «Невская битва» (продолжение):
(на экране появляется схема битвы)
Скрытно подойдя к шведскому лагерю, русские стремительно атаковали ошеломленное шведское войско, которое не успело построиться в боевые порядки. Поражая противника, русские воины теснили шведов к Неве. Чтобы затруднить их погрузку на суда, князь направил отряд удальцов во главе с новгородцем Мишей вдоль берега. Русские подрубали сходни, бились с отступающими к реке шведами.
. Шведы, находившиеся на кораблях, не могли прийти на помощь тем, кто был на берегу. Неприятель оказался разъединенным на две части. Дружина во главе с самим Александром нанесла по шведам главный удар. Завязался жестокий бой. Александр находился в самой гуще сражавшихся.
Он распоряжался как полководец и бился как воин. Летописец сообщает, что князь самому Биргеру “возложи печать на лице острым своим копьем”
Сражение закончилось вечером. Шведы, бежавшие на суда, подняли паруса. Неприятельский флот пошел в сторону Финского залива. А те, кто остался на берегу, были мертвы. Ими нагрузили два захваченных судна, пустили с поднятыми парусами вдогонку за живыми. В войске Александра потери были удивительно малы: погибло около двадцати воинов.

Преподаватель: Обычно к имени князя прибавляли название города, в котором он княжил. К имени Александра народ прибавил название реки, на которой была одержана очень важная для всей Руси победа. Александр Невский — так мы и зовем знаменитого полководца.
Новгородцы любили Александра, но все-таки он не смог долго ужиться с ними: он хотел большей власти и не выносил вечевых беспорядков. Вскоре после невской победы он выехал из Новгорода. А между тем Новгороду очень нужен был в это время именно такой князь, как Александр. Большая опасность грозила Новгородской земле со стороны немцев.

Сообщение 1 студента «Ледовое побоище»:
В 1241-1242 годах немецкие рыцари-крестоносцы повели наступление на пограничные русские земли. Они захватили города Псков, Изборск и Копорье, создалась непосредственная угроза Новгороду. Вече решило отправить посольство во Владимир просить на княжение в Новгород Александра Невского. Александр поборол свою обиду, потому что велико было желание защитить Русь. На этот раз Александр долго и тщательно готовится к борьбе, собирает ополчение по новгородской земле, дожидается прихода отрядов из других земель. Он возглавляет объединенное русское войско, с которым выступает против немцев, и в начале весны 1242 года освобождает Псков. Преследуя войско рыцарей, русские дружины выходят к Чудскому озеру.
Сообщение 2 студента «Ледовое побоище» (продолжение):
(на экране появляется схема сражения)
5 апреля 1242 года здесь произошло знаменитое сражение «Ледовое побоище».Войско немецких рыцарей было построено в форме клина, обращенного к противнику. Такой прием в русских летописях назывался «свиньей». На острие клина находился самый сильный отряд тяжеловооруженных рыцарей. Врезаясь в ряды противника, «свинья» раскидывала их и грозила заходом с тыла.
Зная эту тактику, Александр сорвал план противника. Боевое построение русских войск состояло из главного полка в центре и двух полков справа и слева. В разгар кровопролитного сражения русские фланги стиснули рыцарское войско как клещами. «И нигде не видно было льда, всюду кровь лилась» - писал летописец. Немцы не выдержали и стали отступать. Часть тяжеловооруженных рыцарей попала на тонкий лед, и многие пошли на дно.
В результате этой битвы немецкие рыцари были наголову разбиты. В бою было убито около 500 рыцарей, рядовых воинов – бесчисленное множество, в плен попало 50 рыцарей знатного рода, много утонуло.
Эта победа на льду Чудского озера ликвидировала опасность захвата страны немецкими феодалами.

Преподаватель: Мы прослушали сообщения учащихся. Теперь я предлагаю вам прочитать самостоятельно отрывок из стихотворения К.Симонова «Ледовое побоище» и ответить на вопрос.
(студентам раздается текст стихотворения)
Вопрос: Какие черты характеризуют Александра Невского как полководца?
Ответы: смелый воин, хороший стратег, правильно расставил полки, удачно выбрал место сражения.
Преподаватель: Для заключительного слова по этому вопросу я предлагаю выслушать нашего гостя – военного историка.
Военный историк:
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что Александр Невский был выдающимся полководцем своего времени.
Как полководец он по праву может считаться великим, потому что за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, с малыми силами побеждал сильнейших врагов и в своих действиях сочетал военную гениальность с личной отвагой.
К существенным чертам, которые характеризуют А.Невского как полководца, следует отнести следующие:
а/ внезапность наступления,
б/ стремительность ударов,
в/ согласованность действий пехоты и конницы,
г/ знание тактики противника,
д/ умение точно выбрать место и время сражения,
е/ с максимальной тактической пользой выстроить полки, продуманными действиями сковать войско противника, а самому иметь необходимую свободу маневра.
А.Невский отшлифовал основные черты русского боя. Его искусство побеждать пять веков спустя возродил в своих походах А.В.Суворов, в т.ч. в знаменитой книге «Наука побеждать».

3 вопрос. Александр Невский как политический деятель

Преподаватель: Мы с вами знаем об Александре Невском как великом полководце, но совершенно иначе он проявил себя как правитель Руси, разоренной монголо-татарами.

Сообщение 1 студента «Александр Невский как политический деятель»
Прославленный полководец должен был неизбежно решать вопрос об отношениях с Золотой Ордой. Он понимал, что вести борьбу на два фронта Русь не в силах. Сотни городов и сел лежали в руинах, десятки тысяч людей погибли и попали в плен, поэтому он всеми средствами старался ублажить хана и его соратников, чтобы избавить Русь от новых бед.
В 1252 году хан Орды признал Александра Невского великим князем и дал ему ярлык. Столицей князь избрал Владимир. Он старался обеспечить стране относительное спокойствие. При нем восстанавливались города, страна залечивала раны. Он стремился любой ценой уберечь русских воинов от принудительной мобилизации в монгольское войско. Так в 1262 году он уговорил хана Берке не посылать русских воинов для участия в походе на Иран.
Ему приходилось уговаривать свой народ не противиться татарам и платить требуемую дань, чтобы спасти родную землю от новых бед. Александру приходилось даже наказывать своих людей за непослушание татарам. Многие в то время думали, что он не жалел свой народ и были злы на него.

Сообщение 2 студента « А.Невский как политический деятель» (продолжение)
В 1262 году в Суздале, Ростове, Ярославле, Владимире и в других городах произошли восстания, в ходе которых татарские сборщики дани были перебиты. В Орде уже готовилось войско татар, чтобы жестоко наказать мятежников. Александр срочно отправился в Орду, где ему пришлось прожить зиму и лето. Зато князю удалось спасти родную страну от нового погрома. Из Орды Александр возвращался больным. Крепкое его здоровье было надорвано постоянными тревогами и трудами. Умер Александр Невский 14 ноября 1263 года.
Узнав о кончине князя, митрополит Кирилл сказал: «Чада мои, разумейте! Зашло Солнце Земли Суздальской!».

Преподаватель: Каким вы увидели А.Невского как политического деятеля?
Ответы учащихся: Князь Александр был мудрым политиком, заботился о своих подданных, чтобы уберечь их от набегов татар за данью.
Не все понимали его политику и были злы, считали, что он не жалеет свой народ.
Преподаватель: А теперь я предлагаю выслушать мнение политолога.

Политолог:
Некоторые историки действительно ставят в вину Александру его сотрудничество с Ордой. Но необходимо отметить, что в той сложной обстановке ему нужно было сделать нелегкий выбор: или вынужденное согласие на дань, или военный разгром Руси. Пришлось выбирать наименьшее зло.
Немногие тогда понимали, что так действовать его заставляла тяжелая необходимость. Много золота и серебра он передал в Орду, но многих выкупил из татарской неволи. Эти люди называли его своим «ангелом-хранителем».
Чтобы пойти против течения и сознательно избрать такой путь, нужно было обладать исключительными качествами ума и духа.
. Но есть еще одно, что делает ему особую честь: в ту мрачную эпоху постоянных междоусобных войн меч его ни разу не обагрился русской кровью, и имя его не запятнано участием ни в одной междоусобице. Может быть, именно поэтому в народе о нем сохранилась такая добрая слава.
Преподаватель: Мы с вами рассмотрели личность Александра Невского. Теперь нам необходимо сделать краткую запись в конспекте по теме урока.
( на экране появляется схема опорного конспекта)

Александр Невский
Личность – прекрасная память, быстрый ум, любовь к чтению, знание законов, твердость духа, умение владеть собой.
Полководец - глубокий патриотизм, личное мужество, гениальность стратега, продуманность действий.
Политический деятель – забота о своих подданных, осторожный и дальновидный политик.

Военные победы Александра Невского:

15 июля 1240 г.- разгром шведов на р. Неве.
1241-1242 гг. - победа над немцами и освобождение городов Псков и Копорье.
5 апреля 1242 г. – «Ледовое побоище».

Вывод: 1. Победы Александра Невского обеспечили независимость северо-западных земель Руси.
2. Александр Невский был признан крупнейшим полководцем своего времени.

Закрепление материала: Предлагаю вам выполнить следующее задание:
( Раздается дидактический материал )
Найди ошибки в тексте
«После монголо-татарского нашествия Русь была ослаблена. Этим воспользовались западные соседи: Швеция, Речь Посполитая и немецкие рыцари. Первыми начали поляки, которые нанесли удар в 1240 году. Однако Новгородские войска под командованием князя Александра разбили их на реке Волхов. Затем выступили немецкие рыцари-крестоносцы, которые захватили Новгород. Они хотели наступать на Москву. Александр Невский освободил Новгород в 1243 году и сорвал их планы».
Преподаватель: Назовите ошибки в этом тексте.
Ответы : Речь Посполитая не воевала с Русью, поэтому поляки не начинали наступление в 1240 году. Новгородские войска разбили шведов на реке Неве. Немецкие рыцари-крестоносцы захватили Псков, а не Новгород, поэтому Александр Невский не освобождал его в 1243 году. Кроме того, немцы не собирались наступать на Москву.
Преподаватель: Князь Александр Невский не только стал известным при жизни. Ему суждено было обрести вторую, посмертную жизнь. Чтобы ответить на вопрос: как увековечена память Невского, я предлагаю выслушать экскурсовода исторического музея.
Экскурсовод исторического музея
Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, а в 16 веке русская православная церковь причислила его к лику святых. При участии его сына Дмитрия и митрополита Кирилла было написано Житие Святого Александра.
Петр 1 считал Невского ангелом-хранителем новой столицы России – Петербурга. В честь великого полководца был построен главный монастырь – Александро-Невская лавра, куда в 1724 году были перенесены святые мощи князя.
( на экране иллюстрация «Александро-Невская лавра»)
Он же постановил отмечать память Александра Невского 30 августа в день заключения победоносного Ништадского мира со Швецией. В 1725 императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского — одну из высших наград России. Он был изготовлен из золота, серебра, алмазов, рубинового стекла и эмали. Общий вес 394 бриллиантов составляет 97,78 каратов. Орден Александра Невского - одна из высших наград России, существовавших до 1917 года.
( на экране иллюстрация «Орден Александра Невского»)
Во время Великой Отечественной войны в 1942 был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры Красной Армии, проявившие личную отвагу, мужество и героизм. До конца войны этим орденом было награждено 40217 офицеров Советской Армии
Именем А.Невского названы улицы, проспекты, храмы. Художник Павел Корин написал замечательный портрет полководца, а режиссер Сергей Эйзенштейн в 30-годы создал исторический фильм «Александр Невский»
(на экране портрет «Александр Невский» Павла Корина)
Преподаватель: Мы с вами охарактеризовали Александра Невского как личность, великого полководца и политического деятеля. А теперь посмотрите на экран и скажите, согласны ли вы с той оценкой, которую высказал отечественный историк А.Н.Кирпичников?
( цитата на экране)
«Руси повезло с таким правителем, когда под вопрос было поставлено само выживание народа».
Ответы: Русь действительно находилась в то время в тяжелом положении: с одной стороны, она должна была платить дань Орде, а с другой, на нее обрушились завоеватели с Запада.
Русскому народу повезло, что в то время жил и боролся с врагами такой человек, как Александр Невский.
Заключительное слово преподавателя
Подводя итоги нашего урока, хочется сказать, что в истории Российского государства есть плеяда блистательных деятелей, которые оставили в ней глубокий след. Это Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов и др. Среди них почетное место занимает и Александр Невский.
Что объединяет всех этих выдающихся деятелей? Это их служение Отечеству и глубокий патриотизм.
Слова: «Кто с мечом к нам придет, от него и погибнет», сказанные более 760 лет назад Александром Невским, стали пророческими. Их мог бы повторить любой из них.
В настоящее время России нужна национальная идея, которая позволит объединить россиян. По словам нашего Президента, Путина В.В., в основе этой идеи лежит патриотизм, уважение к героическим делам наших предков. Именно любовь к России позволит нам активно участвовать в возрождении ее величия и славы.

Домашнее задание:
Я предлагаю вам дома написать сочинение-миниатюру на тему: «Какие черты А.Невского я хотел бы видеть в современных политических деятелях России?».


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: kulieva19
Просмотров: 5646 | Загрузок: 162 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог