В ходе урока воспитывается активная гражданская позиция и позитивное отношение к участию в выборах различного уровня. Материалы могут быть полезны преподавателям права, обществознания и при проведении классных часов.
Автор: Копылова Лидия Георгиевна
Место работы: Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Шебекинский индустриально-промышленный техникум»
Должность: преподаватель
Название материала: Сценарий урока обществознания "Выборы в демократическом обществе"
Аннотация: Урок проводится для студентов СПО 1-2 курсов технического профиля. В ходе урока воспитывается активная гражданская позиция и позитивное отношение к участию в выборах различного уровня. Материалы могут быть полезны преподавателям права, обществознания и при проведении классных часов.
Тема урока: Выборы в демократическом обществе Цели: - через расширение и обобщение знаний обучающихся о избирательной кампании способствовать выработке у них собственной позиции по рассматриваемой проблеме; - через получение обучающимися опыта оценочной деятельности исторических событий и явлений способствовать выработке у них понимания ответственного отношения к участию в выборах. Задачи: • познакомить учащихся с необходимой информацией в области избирательного права и избирательного процесса, показать учащимся различные формы участия граждан в политической жизни страны; • способствовать: формированию умения систематизировать учебный материал; умению работать в группе; выработке навыков ведения дискуссии, публичного выступления, проведения простейшего социологического исследования. • создание условий для воспитания активной гражданской позиции и позитивного отношения к участию в выборах различного уровня, оказание помощи будущим избирателям сделать правильный выбор; • способствовать формированию у обучающихся таких ценностей и личностных качеств как патриотизм, взаимопомощь, умение слушать и слышать товарищей, способность принимать точку зрения другого человека, самостоятельность, противостояние давлению. Проблемные вопросы: Идти на выборы - право каждого гражданина или его обязанность? Какие существуют аргументы в пользу альтернативной версии? Какая из версий более убедительна? - Можно ли дать однозначный ответ на поставленный вопрос? Формы обучения: сочетание различных видов работы, таких как фронтальная и групповая работы, эвристическая беседа, учебная дискуссия. Оборудование: компьютеры, экран, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Методы: частично-поисковые, проблемно – эвристические, методика работы с правовыми документами, методика организации дискуссии.
План урока: 1. Организационный момент. 3 мин. 2. Коллективное выполнение проблемного задания. 5 мин. 3. Разминка. 6-7 мин. 4. Изучение новых понятий. Выполнение заданий на закрепление знаний. 55 -58 мин. 5. Подведение итогов. 3 мин. 6. Рефлексия. 2 мин. 7. Домашнее задание. 2 мин. Ход урока: 1. Организационный момент: приветствие, знакомство с темой, мотивация, целеполагание. Учебная группа делится на 3 команды. Представление жюри (в жюри могут входить учащиеся из старших курсов, представители администрации учебного заведения или Избирательной комиссии города). 3 мин.
2. Коллективное выполнение проблемного задания (знакомство с технологией деятельности). Постановка проблемного задания: определить причины, по которым некоторые люди считают, что на выборы можно не ходить. Дискуссия проводится в течение 5 минут. Оценивается в 5 баллов. Дискуссия проводится в свободной форме, т.е. говорят все, кто хочет высказаться. Используются «Карточки-сигналы». На каждую команду готовится набор карточек-сигналов: зеленая покажет согласие с говорящим, красная – несогласие, карточка со знаком вопроса – желание задать вопрос, с восклицательным знаком – высказаться самому. По ходу обсуждения учащиеся приводят итоги социологического опроса (нужно было опросить 20-30 человек в качестве домашнего задания и проанализировать). В основном общий вывод по опросу сводится к трем причинам избирательной пассивности граждан: «Зачем ходить на выборы? Все равно ничего не изменится»; «Без моего голоса обойдутся»; «Результаты выборов все равно предсказуемы». Такую позицию населения политологи называют абсентеизмом. Вывод учителя: Возникает вопрос: как преодолеть сложившуюся в последние годы в общественном сознании политическую апатию граждан? Обсуждение в командах. Вывод: Участие в выборах является проявлением социальной активности, ответственности, политической и правовой зрелости и культуры каждого гражданина. Мировая практика показывает: активное и сознательное участие в выборах способствует совершенствованию социального и экономического развития страны. Учитель: Почему люди участвуют в выборах? Каковы мотивы голосования? (создание условий для развития умения дискутировать и защищать свою точку зрения, литературно выражать свои мысли). Вывод: главный мотив – стремление к счастливой и благополучной жизни, а для этого надо стать квалифицированными специалистами. Учитель: людям издавна свойственно выбирать. Вообще, способность останавливаться на чем-то одном из нескольких вариантов – почтеннейшее качество человеческих существ, во многом определившее их дальнейшую судьбу. Демократия – сложнейшее общественно-политическое явление, у нее много признаков, среди которых чрезвычайно существенны такие, в частности, как свободные и честные выборы. Сделан правильный вывод о том, что необходимо быть грамотным человеком, обладать знаниями и уметь отстаивать свою точку зрения. Сегодняшний урок посвящен повышению политической и правовой культуры.
3. Разминка. Учитель: с чего должно начинаться утро каждого человека? Конечно же с зарядки! В здоровом теле – здоровый дух! Поэтому и мы начинаем с разминки – зарядка для интеллекта! Каждой команде задаются по 3 вопроса, по одному баллу за каждый правильный ответ. Учащиеся зачитывают вопрос с экрана и сразу отвечают. Каждый вопрос на отдельном слайде. 1. Каких представителей власти мы выбираем: 1) Генерального прокурора РФ 2)* депутатов Государственной Думы 3)* Президента РФ 4) членов Конституционного Суда РФ 5) министров 6)* президентов республик в составе РФ 7)* депутатов законодательных органов власти субъектов федерации 8) начальников отделений милиции 9)* членов местного самоуправления 2. Гражданин Н. решил баллотироваться кандидатом в депутаты Белгородской областной Думы путем самовыдвижения. В какую избирательную комиссию ему необходимо обратиться: 1) в участковую избирательную комиссию 2) в территориальную избирательную комиссию 3)* в окружную избирательную комиссию 4) в избирательную комиссию Белгородской области 3. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства: 1) непосредственно 2) через своих представителей 3)* обоими путями 4. Газета с агитационным материалом выпущена в пятницу. В воскресенье – голосование. Можно ли осуществить доставку газеты в субботу? 1) можно 2)* нельзя 5. Председатель участковой избирательной комиссии З. в 20.00 часов объявил о закрытии избирательного участка и попросил покинуть помещение граждан, которые еще не успели проголосовать. Правомерны ли действия председателя УИК? 1) да, правомерны, так как голосование проводится с 8.00 до 20.00 часов по местному времени 2)* нет, не правомерны, он должен дать возможность проголосовать всем присутствующим на избирательном участке гражданам 6. По какому из документов Вы вправе потребовать выдать бюллетень для голосования в день выборов? 1)* паспорт 2) пенсионное удостоверение 3)* военный билет военнослужащего 4)* паспорт моряка 7. Каким избирателям выдаются избирательные бюллетени при организации го¬лосования вне помещения для голосования? 1) избирателям, которые подали письменные заявления в участковую избирательную комиссию 2) избирателям, которые по уважительной причине не могут прибыть в помещение для голосования 3) избирателям, заявления (обращения) которых переданы по телефону в день голосования 4)* избирателям, заявления которых зарегистрированы в реестре 8. Кто назначает референдум Российской Федерации? 1) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 3)* Президент Российской Федерации 9. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации назначаются: 1) Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; 2)* Указом Президента Российской Федерации; 3) Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 10. Какие из перечисленных ниже категорий граждан РФ не обладают избирательным правом: 1)* моложе 18 лет 2) старше 70 лет 3) священнослужители 4) профессиональные военные 5)* признанные недееспособными по суду 6) привлеченные к суду по гражданскому или административному праву 7)* находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда 8) находящиеся в длительной командировке за границей 9) имеющие двойное гражданство
4. Учитель: избирательная система – это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. В сферу этих отношений входят вопросы определения круга избирателей и избираемых, формирования избираемых органов, отношения, складывающиеся на каждой стадии избирательного процесса. Существует несколько видов избирательной системы. 4.1. Учитель: Заполнить таблицу, изучив материал о видах избирательных систем (п. 23, 10 кл., стр. 253-256). Текст, который должны вставить учащиеся, отмечен курсивом.
Весь текст материала находится в приложенном файле
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.