Цели урока:
Знакомство с философемами русских мыслителей; содействовать развитию у учащихся умения сравнивать и соотносить основные философские категории; содействовать развитию умения вести научный диалог; воспитывать интеллектуальную культуру личности.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: Урок - лекция.
Вид контроля: тематический.
Форма контроля: фронтальный опрос, работа по карточкам.
Методы, используемые на уроке: по источнику знаний – научное изложение;
по характеру познавательной деятельности – проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
Литература:
- Бердяев Н.А. Дух и реальность. – М.: ООО «АСТ», Харьков: Фолио, 2003. – 679 с.
- Зеньковский В. История русской философии. – М.: Эксмо-пресс; Харьков: Фолио, 2001. – 896 с.
- Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. – М.: ООО «АСТ», 2000. – 832 с.
Оборудование:
Портреты философов, карточки с таблицами категорий, карточки с изречениями философов, книги философов.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Сообщение темы, целей, задач, объяснение условий урока. Учитель сообщает учащимся вопросы для самоконтроля.
II. Лекция учителя (тезисы):
- Экзистенциализм как философия существования, противопоставленная философии сущности: фигура мышления, придуманная Сереном Кьеркегором (1813 – 1855).
- Истоки русского экзистенциализма: великая русская литература и теологема духовное делание в православии.
- Революция и основные философемы «Вех» (1909): духовная борьба противоположностей.
- Великий исход интеллигенции: «философский пароход» и его именитые пассажиры (1922).
- Николай Бердяев и Лев Шестов – особенности биографий.
- Пленник свободы и великий критик одномерного разума.
- Основные произведения Бердяева и Шестова.
- Основные идеи великих русских экзистенциалистов.
- Философские итоги.
III. Учитель предлагает выступить на заданную в лекции тему учащимся.
IV. Учитель подводит итоги лекции:
Таким образом, мы рассмотрели одно из интереснейших направлений русской философской мысли. Экзистенциализм в России появился раньше, чем на Западе. В отличие от Запада он был религиозным. Его основные темы были взяты из русской литературы, из произведений Достоевского и Толстого, осмыслены и развиты.
V. Учитель предлагает ряд вопросов для закрепления:
1. Как биографии философов влияли на их мысли?
2. Почему взгляды философов можно отнести к экзистенциализму?
2. Какие категории были общими для философов?
3. Какими категориями, ходами мысли философы отличались друг от друга?
4. На какие мысли натолкнули вас философские системы?
VI. Учитель предлагает поработать с таблицами категорий, с основными изречениями философов и самим оценить свои знания.
Основные идеи философии Н. Бердяева (1874-1948)
- Идея абсолютности и вечности нравственного закона.
- Творчеством должны мы оправдать данную нам жизнь.
- Примат свободы над бытием.
- Бог создавал этот мир в свободе, следовательно, свобода существовала до сотворения мира.
- Глубина бытия, глубина жизни не добрая и не злая, она лишь символизируется так.
- «Христианство поставило человека выше добра и зла».
- «Творчество есть первожизнь, оно обращено не к старому и не к новому, а к вечному».
- Личность первичнее бытия первичнее мира.
- На отношение между Богом и человеком были перенесены отношения между Господином и рабом».
- «История всегда свидетельствует о величайших победах вечности над временем и тлением».
- «Законы логики, пространство и время – болезнь бытия».
- «Не только человек нуждается в Боге, но и Бог нуждается в человеке».
- «Бог всесилен над бытием, но не над свободой».
- «Действие истории зачато в недрах Бога».
Основные идеи философии Льва Шестова (1866 – 1938)
- Человеческую жизнь с ее страданиями и бедами невозможно оправдать никакими смыслами, никакими истинами.
- Страдания человеческой души Богу дороже всех царств земных.
- «Надо искать не истину, не добро, которое может оказаться столь же безжалостным, как и зло, надо искать Бога».
- Многие философы пытались доказать, что мир – зло, и только Библия говорит, он «добро зело».
- Разум требует от человека склониться перед необходимостью, вера же предлагает поверить в невозможное.
- Все, что угодно, может произойти из всего, что угодно.
- С одной стороны Аристотель, Гегель и все философы, с другой стороны странник Авраам, страдалец Иов и все дети веры.
- Плоды с древа познания нам оказались дороже плодов с древа жизни.
- Мудрец будет счастлив и в «фаларийском быке».
- Притча о щуке в аквариуме.
- Разум, действующий на основе закона тождества, не замечает человеческой смерти, и, значит, не замечает человека.
- Для Бога возможно и бывшее сделать не бывшим.
- Только вера способна открыть человеку бесконечные горизонты невозможного, только вера открывает человеку Бога.
- Отказаться от здравого смысла во имя абсурда веры.
Николай Бердяев
Таблица основных философских категорий
категория |
Ее основная суть |
Добытийная свобода |
Состояние до сотворения бытия |
объективация |
Процесс материализации духа |
гнозис |
Познание мира в его единстве и целостности |
творчество |
Сотворение нового, спасающее душу |
Целостное знание |
Преодоление противоположности субъект-объекта |
ничто |
Противоположность бытию |
Абсолют |
Бог в своей независимости и непознаваемости |
Перечень основных произведений: «Я и мир объектов», «Экзистенциальная диалектика человеческого и божественного», «Судьба России», «Смысл истории».
Лев Шестов
Таблица основных философских категорий
категория |
Ее основная суть |
экзистенция |
Существование личности в ее глубине |
вера |
Духовное пространство свободы |
беспочвенность |
безосновность |
очевидность |
Обманчивые истины разума |
необходимость |
Законы природы и разума |
Здравый смысл |
Устойчивые нормы понимания |
Перечень основных произведений: «Апофеоз беспочвенности», «Афины и Иерусалим», «На весах Иова», «Пленник свободы».
|